Ташкент продолжает оставаться одним из редких городов на просторах бывшего союза, не имеющих мобильную телефонную связь и интернет в метрополитене. Последними столицами государств постсоветского пространства, которые наладили современные средства коммуникаций в метро стали в прошлом году Ереван и Минск.
На сегодняшний день столица Узбекистана занимает четвертое место среди городов-миллионников на просторах СНГ по количеству населения. Но из десяти крупнейших мегаполисов только в метрополитенах Ташкента и Алма-Аты не работает сотовая связь. В Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Баку, Минске, Новосибирске, Харькове и Екатеринбурге граждане уже вовсю пользуются мобильниками в подземном транспорте.
При этом сотовые операторы Казахстана все-таки пытались в 2015 году наладить телефонную связь в алма-атинском метро. Проект стоимостью порядка двух миллионов долларов планировалось осуществить сообща. Однако руководство метрополитена потребовало оплату за размещения оборудования. Но так как проект не имел прибыльных перспектив и носил сугубо социальный характер, требования метрополитенщиков просто возмутил операторов и поставил крест на проекте.
Да, возможно, сотовая связь и в ташкентском метрополитене в ближайшем будущем не будет приносить прибыли. Даже, несмотря на то, что наше метро имеет в три раза больше станций по сравнению с алма-атинским, а пассажиропоток выше почти в пять раз. Но, по оценкам специалистов, только с введением новых станций на Юнусабадской линии и открытия Сергелийской ветки пассажиропоток увеличится в 1,5 раза и достигнет 300 тысяч человек в день. И это не учитывая двух станций на Узбекистанской и трех станций на Чиланзарской линиях, которые планируется открыть до 2030 года. Так что экономические перспективы все-таки просматриваются.
Конечно, проект по налаживанию мобильной телефонной связи в метрополитене довольно дорог. В пределах станций метро необходимо установить довольно дорогие базовые станции (БС) с несколькими секторными антеннами. А для организации связи в межстанционных тоннелях есть несколько вариантов технического решения. Это использование indoor-антенн, прокладка излучающего кабеля (leaky feeder), а также репитеры с логопериодическими антеннами. Все они имеют свои плюсы и минусы, но в любом случае недешевые. Совокупная стоимость проекта может варьировать в пределах 5-10 миллионов долларов.
Но сотовые операторы довольно прибыльные предприятия. Их ежегодная прибыль достигает порой нескольких десятков миллионов долларов. Только по итогам 2016 года российский холдинг Vimpelcom Ltd, которому принадлежит крупнейший в республики сотовый оператор Билайн Узбекистан, выплатил своим акционерам дивиденды в размере более чем 400 миллионов долларов.
Неужели такая крупная и прибыльная компания не может позволить себе расходы на организацию мобильной связи и интернета в ташкентском метрополитене? Хотя бы в кооперации с другими операторами. Тем более, что в настоящее время сотовые операторы рассматривают возможность совместного использования базовых станций, что позволит удешевить расходы. Такая практика применяется во многих странах. Ее можно применить и для налаживания мобильной связи в метро.
На сегодняшний день в Узбекистане услуги мобильной телефонной связи оказывают пять сотовых операторов. Количество абонентских номеров достигает 21,5 млн единиц, из них пользуется мобильным интернетом – 15 миллионов единиц. Связь обеспечивают 18,7 тысячи базовых станций. В текущем году планируется установить дополнительно более 1,8 тысячи БС, что позволит несколько увеличить площадь покрытия. В зависимости от размещения и возможности пересмотра некоторых нормативов.
Сейчас пойдет речь об одном из них. В Узбекистане в настоящее время действует самый низкий порог ограничения потока мобильной связи. Вследствие этого БС станции покрывают меньший размер территории, что приводит к необходимости увеличивать количество самих станций. В странах СНГ, для сравнения, этот порог выше в четыре раза, в Евросоюзе – в 40 раз, а Израиле – в 100 раз! И вкупе с ограничениями по местам дислокации БС качество и стоимость услуг мобильной связи и интернета оставляют желать лучшего.
Насколько мне известно, министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций поддержало предложение сотовых операторов пересмотреть нормативы по плотности потока мобильной связи, а также дать им возможность устанавливать БС в наиболее востребованных местах. Но что-то мне подсказывает, что операторы беспокоятся больше не о комфорте абонентов за счет улучшения качества связи и снижении ее стоимости, а в первую очередь заинтересованы в уменьшении себестоимости услуг и соответственно увеличении прибыли.
В конце хотелось бы отметить, что мобильная телефонная связь в метрополитене нужна не только для удобства населения. Ведь зайдя в метро, человек просто пропадает из поля зрения, и его родственники, друзья, коллеги не могут связаться с ним, порой, даже в случае острой необходимости. Связь в метрополитене необходима и для повышений имиджевой оценки столицы Узбекистана. Ведь столичное метро является одной из главных достопримечательностей города, им пользуется довольно большое число иностранных туристов. А отсутствие современных коммуникационных возможностей несколько омрачают всемирную, не побоюсь этого сказать, славу ташкентского метрополитена.
Т. АЛИМУХАМЕДОВ