Когда-то мне посчастливилось побывать в турецкой Малой Азии, в небольшом городке Чанак-Кале, неподалёку от которого находятся руины знаменитой Трои (по-турецки – Труйя). Тысячи туристов, движимые трепетным желанием как-то прикоснуться к седой и героической истории и простым любопытством, приезжают сюда ежегодно с различных концов планеты. Я наблюдал за их лицами, за их глазами – там не было просто созерцающих, как правило, все живо обсуждали и хитроумные внутренности «троянского коня», и местонахождение фортификационных сооружений, и размеры ристалищ – и все со знанием дела, споря между собой и изумляясь подтверждению своих книжных представлений. Тогда я подумал – на Земле нашей есть множество останков бурной многовековой истории, но редко какое место также притягивает к себе людской интерес, а всё потому, что в сознание всего человечества уже давно вошла «Илиада» Гомера, так красочно и торжественно поведавшая миру о подробностях великой античной войны.
Подобные книги отмерили людям живое представление о зигзагах и парадоксах исторического развития. Найденная случайно (а может и нет!) в начале 19 века Мусиным-Пушкиным летописная книга «Слово о полку Игореве» раскрыла не только тайны драматической истории порабощённых и вассальных русских княжеств, но и истоки раздробленности интересов и взглядов, душ и характеров россиян, которую не удаётся избежать и по сей день.
А великое «Бабур-Наме»? Где ещё можно было бы так подробно и точно узнать нам об истории, быте, флоре и фауне стран средневекового Междуречья, Афганистана и Индии, как не в талантливо запечатлённых в книге тонких и острых наблюдениях нашего великого предка М.З.Бабура! И таких книг, стойко определяющих те или иные отрезки мировой истории, немало.
Но книги несут не только познавательную миссию, это не только «кладезь» знаний и чувств, книга есть субстанция и эстетическая, и интеллектуальная, и духовная. Не случайно, Амир Темур придавал такое огромное значение искусству каллиграфии и миниатюры, не случайно, что большую культуру Европы и России возводят к первопечатным книгам.
Классик-самоучка признавал: «Всем хорошим в жизни я обязан книгам». Впрочем, учёные-энциклопедисты» тем более имели основания сказать то же.
Я делаю этот вольный и краткий экскурс в нашу культурную родословную, чтобы привлечь внимание читателей к сегодняшнему месту книги в духовной жизни людей. Грустно сознавать что книги перестали быть в хорошем смысле «идолами» людей, их путеводными звёздами, их собеседниками и формирователями мировоззрения и чувственности. Ещё памятно нам время, когда правилом хорошего тона считалось обязательное наличие в домашней библиотеке хотя бы нескольких собраний сочинений мировых классиков или подборки книг по интересам, когда в дружеских и «светских» разговорах обсуждались журнальные новинки. Бестселлерами были романы Чингиза Айтматова, Габриэля Гарсиа Маркеса, Кобо Абэ… Правда и тогда немало людей в угоде моде держали книги лишь для интереса, так ни разу и не раскрыв их. Нет страшнее зрелища нечитанной книги со склеенными страницами! В последние годы обыватель становился откровенно циничным – он просто не покупаел книги, во всяком случае — серьёзную литературу, ограничиваясь порой только макулатурным чтивом.
В эти десятилетия подлинно-достойные книги всё меньше издавали, всё меньше покупали, всё меньше дарили: друзьям, любимым, молодожёнам. Да-да! А между тем, в семье предков Гафура Гуляма из поколения в поколение передавалась книга стихов Физули, в Грузии на свадьбу совершенно обязательным подарком был «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели. А непременный в любой российской семье Пушкин, а «Кобзарь» на Украине, а Низами в Азербайджане» — перечень можно продолжить.
Так неужели это всё позади, думалось мне? Неужто в нынешнем «рыночном» убранстве нет места для бесценного человеческого достояния — книги? Тем более, если учесть бурное развитие Интернета, который заполняет весь досуг, да и рабочее время нашихсовременников, и прежде всего, молодёжи. Перспективы были унылые.
Так было. Но в январе этого года совершенно неожиданно Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев распорядился разработать Программу комплексных мер по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения. Более того, для исправления ситуации Ш.М.Мирзиёев распорядился создать специальную рабочую группу, которую возглавил премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов.
Среди ее ближайших задач было изучение состояния системы спроса среди населения, особенно среди молодых людей, на выпускаемую издательствами художественную и просветительскую литературу, анализ механизмов издания и доставки книг, а также поощрительные меры для
перевода лучших произведений мировой литературы на узбекский язык.
Ситуация стала на глазах меняться. Участилось проведение «книжных ярмарок», и не только в учебных заведениях, Праздников книг, читательских встреч и обсуждений. Внимательный зритель, конечно же, заметил, что даже на официальных концертах вперемежку с вокальными, танцевально-хореографическими и оркестровыми номерами читаются стихи и отрывки из литературных произведений наших классиков. Недавно я побывал на торжественном мероприятии, посвящённом Дню Независимости, организованном Ташкентским городским отделением Фонда «Нуроний». И если раньше нашим заслуженным ветеранам на прощанье дарили чайные сервизы, то на этот раз всем гостям в объёмистых пакетах вручали книги, некоторые из которых были с дарственными авторскими надписями и автографами. И ни от одного аксакала я не слышал голоса недовольства или недоумения – наоборот, все говорили, что это лучший подарок для их детей и внуков.
На днях я побывал в республиканской библиотеке имени Алишера Навои на мероприятиях, посвящённых 110-летию Абдуллы Каххара и 120-летию учёного – энциклопедиста Кары-Ниязова. Там было огромное стечение людей. Я спросил у одного из руководителей библиотеки: насколько увеличилось количество читателей за последнее время? Он ответил, что число посетителей ежедневно доходит до 1200 человек. Это впечатляет.
Книга вновь начинает обретать свою непреходящую ценность и значимость.
Мы обозначили себе духовно богатое будущее, а значит: «Да здравствует книга!» Именно она делает человека и культурным, и разумным – «гомо сапиенс»!
Хвала книге!
А. ХОДЖАЕВ