По данным Госкомстата Узбекистана, основным инфляционным фактором в стране с 2005 по 2016 год стал рост цен на непродовольственные товары и услуги. Официальная статистика, в частности, зафиксировала, что доля влияния непродовольственного фактора на инфляцию увеличилась с 19% в 2005 году до 60,4% в 2016 году. В наблюдаемую аналитиками группу вошли 11 видов непродовольственных товаров – горючее для автомобилей, личный транспорт, строительные материалы, товары личной гигиены, одежда, бытовые товары и электроприборы, текстиль, кухонные принадлежности, обувь, табачные изделия и культтовары.
Наиболее значительный среднегодовой рост цен отмечен на горючее для автомобилей (среднегодовой прирост 18,1%), личный транспорт (среднегодовой прирост 10,5%) и строительные материалы (среднегодовой прирост 7,5%). Суммарно их доля в структуре удельного веса непродовольственных товаров составляет порядка 22%.
Анализ динамики индексов цен на указанные три группы товаров показал, что максимальный рост цен на горючее для автомобилей произошел в 2008 году (на 43,8%), на личный транспорт – в 2015 году (на 21,7%), на строительные материалы – в 2007 году (на 23,8%).
Как отмечают аналитики статистического ведомства, среднегодовой индекс потребительских цен в Узбекистане с 2005 по 2016 годы составил 115,7% по услугам, 107,3% – по непродовольственным и 103,8% — по продовольственным товарам.
В анализируемую группу продовольственных товаров включены мясо, птица и рыба, хлебопродукты, масло и жиры, молочные продукты, сахар, чай, яйца, алкогольные напитки, общественное питание , безалкогольные напитки, фрукты и овощи.
Наиболее значительно инфляционные процессы по группе продовольственных товаров за 12 лет проявились на мясную продукцию, хлебопродукты, масложировую и молочную продукции, а также сахар, чай и другие пищевые продукты.
При этом, пик роста среднего уровня цен на продовольственные товары произошел в 2005 году (6,7% за год), что связано со значительным повышением цен на мясо, птицу и рыбу (на 24%), хлебопродукты (на 12,6%), яйца (на 9,6%) и молочные продукты (на 6,1 %), которые являются социально-значимыми продуктами и занимают значительную долю в структуре товаров и услуг для расчета индекса потребительских цен.
Наиболее значительное замедление темпов роста цен на продовольствие отмечено в 2016 году, когда повышение цен составило лишь 0,3%. При этом цены на яйца повысились на 8,6%, молочные продукты – на 4,2%, мясные продукты – на 3,8%, а на хлебопродукты отмечено снижение цен на 1% (за счет снижения цен на рис – на 25,6%, маш – на 11,9% и фасоль – на 4,1%).
Что касается услуг, за последние 12 лет роста тарифов в данной сфере опережает аналогичные показатели для продовольственных и непродовольственных товаров.
В эту группу вошли бытовые, жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта, связь, услуги детских дошкольных учреждений, образовательные и медицинские услуги.
Анализ среднегодового изменения цен в сфере услуг с 2005 года отражает тенденцию опережающего роста регулируемых государством тарифов на услуги дошкольного образования (на 28,6%), высшего образования (на 23,1%) и в сфере ЖКХ (на 23,5%).
Из жилищно-коммунальных услуг в наибольшей мере росли тарифы на сетевой газ (среднегодовой прирост – 31,5%), вывоз бытовых отходов (среднегодовой прирост – 25,5%) и горячее водоснабжение (среднегодовой прирост – 22,5%).
Тарифы на услуги пассажирского транспорта за последние 12 лет в среднем за год повышались на 12,%, в том числе на услуги городского электрического транспорта – на 18,2%, воздушного – на 17,9%, железнодорожного – на 14,7% и автомобильного – на 11,2%. При этом, максимальный рост тарифов был зарегистрирован в 2007 году, когда стоимость проезда железнодорожным транспортом увеличилась за год на 31,4%, воздушным – на 29,9%, городским электрическим – на 23% и автомобильным – на 20,9%.
В сфере услуг связи за 12 лет значительнее всего повышались тарифы на почтовую и телефонную связь (в среднем за год на 25,3% и 11,9% соответственно). С появлением и развитием новых видов услуг связи наблюдением за тарифами были охвачены услуги мобильной связи и интернета. За последние 9 лет среднегодовой прирост индекса тарифов на услуги мобильной связи составил 11,1%, а услуги мобильного интернета за 2016 год подорожали на 15,3%, говорится в информации статистического ведомства.
В. НОВИКОВ