За яркий талант и творчество, самоотверженный труд и активное участие в общественной жизни звание Народный художник Узбекистана присвоено художнику-графику Марату Файзиевичу Садыкову.
Я знаком с ним более трети века. В апреле этого года на страницах нашего сайта я рассказывал об этом художнике. Но присвоение почетного звания — приятный повод еще раз поговорить о нем.
Марат настоящий труженик.
Не один раз я наблюдал, как он творит. Размоченный за сутки лист ватмана, он крепит на наклонной доске. И когда берет в руки кисти, начинается чудо.
Рождается воздушная акварель!
А ведь у нас на Востоке — жаркий климат, и за полчаса бумага высыхает. И вот за это короткое время художник выкладывается весь. Это маслом на холсте можно работать бесконечно, а акварель – такая техника, что пишется в один сеанс.
И за эти полчаса художник испытывает такое напряжение, что у него становится мокрой вся спина. Такова цена его, на вид легко и просто исполненных работ.
У Марата невероятно сильные руки. Оформляя свои работы, он не пользуется молотком. На шляпку гвоздя он ставит плоскогубцы и большим пальцем медленно вдавливает его в дерево.
Этот истинно цирковой номер он освоил за годы творчества.
А вот что пишет о художнике искусствовед Юрий Подпоренко:
«Родился и вырос Марат в Бухаре. А сам город, особенно его историческая часть, — тесный и пыльный, если, опять-таки, оценивать трезво. Но культурно-историческая память поколений совершенно мифологизировала Бухару, сделав ее сказочно прекрасной. Вот и в акварелях Садыкова Бухара, словно наследуя эту традицию, удивительно радушна, гостеприимна и таинственна.
Свет в них не палящий, а загадочный. Хаотично разбросанные плоскости глиняных крыш и стен под гармонизующим взглядом художника складываются в какое-то подобие ритмичного восточного орнамента, настраивающего на философское созерцание. И самое удивительное, что источают это настроение пейзажи акварельные…
Таким образом, сами обстоятельства, похоже, подталкивали художника двигаться от буквальной достоверности к обобщению, символу. Эпичность Бухары и — шире — по-восточному “стоячего” времени в сочетании с мгновенностью, пульсирующим мерцанием акварели и дают тот особый эффект садыковских пейзажей.
Примечательно, что у Садыковых — семейная династия, жена Людмила и дочь Диана — тоже художники.
И все они талантливы!
Р.ШАГАЕВ,
фото автора