Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции разработал проект постановления Президента страны о снижении минимального размера уставного капитала акционерного общества с 400 тысяч долларов США в эквиваленте до 500- кратного размера минимальной заработной платы (около $18 тыс по официальному курсу).
Как отмечено в обсуждаемом на ЕПИГУ документе, данный шаг направлен на поддержку развития акционерных обществ, устранение не отвечающих современным требованиям экономического развития страны ограничений и барьеров, сдерживающих привлечение предприятиями свободных средств инвесторов путем выпуска и размещения акций.
Предлагается, в частности, отменить порядок, в соответствии с которым в уставном капитале акционерных обществ доля иностранного инвестора должна составлять не менее 15 процентов.
В числе рассматриваемых мер:
-сокращение срока рассмотрения заявления на государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг в два раза;
-существенные факты, квартальную и годовую отчетность акционерные общества должны публиковать в централизованном порядке на Едином портале корпоративной информации;
-предоставить право акционерным обществам реинвестировать и направлять в уставный капитал средства в виде разницы между номинальной и рыночной стоимостью размещенных акций;
-создавать резервы на покрытие возможных убытков по невзысканной дебиторской задолженности (резерв по сомнительным долгам).
Предложено также освободить до 1 января 2025 года от уплаты налога физических и юридических лиц по доходам (прибыли) полученным в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам.
Как ранее сообщалось со ссылкой на Программу мер по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг Республики Узбекистан на 2017 – 2020 годы, текущее состояние рынка ценных бумаг страны оставляет желать лучшего. Так, в 2016 году общий оборот корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций) был зафиксирован на уровне 14,5 трлн сумов, что составляет 7,3% от ВВП республики. Согласно информации Всемирного банка, данный показатель по итогам 2015 года в среднем составляет в Республике Корея – 133,8%, в Японии – 127,1%, в Турции – 48,7%, в Германии – 43,8%, в России – 8,6%.
По мнению аналитиков, основными причинами, сдерживающими развитие фондового рынка, являются чрезмерная чувствительность рынка к процессам приватизации в республике, не отвечающая современным требованиям организационная структура регулирования рынка, необоснованно завышенные требованиям к акционерным обществам, а также отсутствие сбалансированного подхода в реформировании секторов финансового рынка.
В. НОВИКОВ