7 ноября 1924 г., в седьмую годовщину революции, в Ташкенте состоялось торжественное окрытие памятника Ленину на территории главных Среднеазиатских железнодорожных мастерских, которые стали называться Красновосточными, в дальнейшем этот завод поменял множество названий и имен, до 1957 г. был имени Л.Кагановича, потом стал Ташкентским тепловозовагоноремонтным заводом имени Октябрьской революции. Артефакт стал примером революционного творчества масс в области монументализма, довольно оригинального в своем наивном конструктивизме, совсем не похожий на конвейерных Лениных, задавивших шаблонностью визуальной доминанты городские площади советской эпохи. Паровозные рычаги, колесные пары, поршни и регулирующие кулисы, собранные в конструктивистский паззл, коннотировали с пролетарским идеализмом — фундаментом революции.
Чудо конструктивизма железнодорожники воздвигли по собственной инициативе и на свои средства. История сохранила имена монументалистов-бессребреников: проект начальника кузнечного цеха Резуненко, художник — Харламов. Газета «Туркестанская правда» писала о символике постамента: пять рычагов от паровоза подразумевали двигательную силу пролетариата, идеи ленинизма. Движение от рычагов передавалось регулирующим кулисам, которые соединены с поршнями, олицетворяющими двигательную силу истории, партии и рабочего класса. Вся эта пирамида основывалась на колесных парах, составленных квадратом. То есть, с одной стороны, конструкция могла ехать в любую сторону света на своих колесных парах с экспортным товаром перманентной революции, а с другой,— памятник изначально моделировался статичным, не перескакивая в футуристическую стадию конструктивизма, когда появились движущиеся скульптуры. Пьедестал венчал шар, символизирующий планету, с бюстом Ленина работы скульптора С.Д.Меркурова (1881-1952) на вершине. Скульптор С.Д.Меркуров позднее прославился, стал академиком и дважды лауреатом Сталинских премий, но тогда он еще был не мэтром монументализма, а рядовым членом масонской ложи «Единое трудовое братство» и двоюродным братом мистика Г.Гурджиева.
Несмотря на недавно случившуюся смерть Ленина, это был уже второй памятник в городе на окраине бывшей Российской империи, где Ленин никогда не был, зато в Ташкенте очень хорошо было известно семейство его симбирского земляка и покровителя Ф.М.Керенского, ставшего в Туркестанском генерал-губернаторстве высокопоставленным чиновником — главным инспектором народных училищ. Старший сын его Александр, бывший самодеятельный актер ташкентского гимназического театра, далеко продвинулся по масонской линии и после февральской революции играл первые роли в столице на похоронах империи и рождении республики, а младший — более спокойный — Федор, помощник прокурора, был задержан рабочим патрулем в столице Туркреспублики за звучную фамилию после подавления мятежа бывшего военного комиссара К.Осипова 19-21.01.1919 г. и бессудно и второпях расстрелян во дворе железнодорожных мастерских. Рабочие соорудили свое чудо конструктивизма на месте, где в январе 1919 г. стояла шестидюймовая пушка, стрелявшая по штабу осиповцев в казармах мятежного второго полка.
В Ташкенте начало ленинскому культу положили ученики школы имени Пржевальского. В июне 1924 г. они соорудили первый бюст Ленина под руководством своих преподавателей. Школьники водрузили его на высокую усеченную пирамиду, изготовленную из недолговечных материалов, и время быстро расправилось с их творением. Интересно, что школьное ваяние началось, когда Ташкент был административным центром Туркестанской автономной советской социалистической республики, входившей в состав РСФСР. Но вскоре последовала административно-территориальная реформа, в октябре 1924 г. образовалась Узбекская ССР со столицей ненадолго в Бухаре, а затем на шесть лет в Самарканде. УзССР напрямую вошла в состав СССР, и памятник ташкентских железнодорожников оказался в административном центре Сырдарьинской области УзССР.
В УзССР ташкентский конструктивистский артефакт вновь стал вторым по приоритету. Первый, чуть-чуть опередив, воздвигли в Самарканде на привокзальной площади 19.09.1924 г. на основательном скальном постаменте. Но ташкентские железнодорожники, закаленные в классовых боях, не унывали. В 1927 г. они заменили бюст вождя на шаре на его же гипсовую фигуру в полный рост. Автор ее доподлинно неизвестен, но был он, без сомнения, человеком веселым. Ленин в его редакции был парнем задорным с эпатажно вложенными ручками в брючки.
В 1930 г. столицу УзССР перенесли в Ташкент, и рычажно-поршневой Ленин снова оказался столичным. Мимо него по гудку спешили на смену ремонтники паровозов, и пролегала народная тропа. Но конструктивистский памятник Ленину опять был вторым по важности, высоте и значимости. Первым, конечно же, стал монумент вождю пролетариата на Красной площади столицы социалистического Узбекистана.
История рабочего творения была неотрывно связана с судьбой города. Скульптурная композиция пострадала от землетрясения 26.04.1966 г. Слесари, сварщики и станочники, идя на смену после стихийного бедствия, увидели, что рычаги как символ революции остались целыми, а вот гипсовый Ильич посыпался. Ташкенту на помощь пришла вся страна, не осиротели и ташкентские тепловозоремонтники. Плечо подставили ленинградцы, приславшие в дар заводу отлитую из бронзы двухметровую скульптуру работы художника-блокадника Л.М.Торича-Трапезникова (1913-1997). Газеты того времени писали: «3.11.1966 г. в третий раз состоялось торжественное открытие памятника. Это почетное право было предоставлено ветеранам завода, которые принимали участие в сооружении первого памятника вождю в 1924 г.» Питерский Ленин в отличие от предыдущего был уже в кепке и с большим пальцем, засунутым за подтяжки.
Жить этому памятнику оставалось 30 лет. Бывший заместитель главного инженера ПО «Узжелдорреммаш» вспоминал, что руководил демонтажом памятника 6.05.1996 г. Работы затягивались, потому что газорезка плохо брала старую качественную бронзу, особенно сопротивлялись ноги Ильича. К сожалению, тогда уже профсоюз не проявил смекалки, можно было бы сохранить этот памятник в заводском музее, а в тяжелые времена продать на аукционе.
Е.РЯБОВ
В соседней статье пишут о том, что мягко говоря плохо поступают те кто уничтожают памятники , а тут пишут о продаже памятника в тяжелые времена, или так можно? Любой памятник продать на аукционе. Разве продажа памятника с целью выгоды не является его уничтожением как памятника который несет историю?
Конечно же, этот памятник нужно было сохранить как исторический артефакт. Но раз уж решено было сносить по политическим мотивам, то надо было не распиливать на метал, а продать в хорошие руки. Моё частное личное мнение.
Конечно же, этот памятник нужно было сохранить как исторический артефакт. Но раз уж решено было сносить по политическим мотивам, то надо было не распиливать на метал, а продать в хорошие руки. Моё частное личное мнение.
Но по факту получается это тоже самое, то есть уничтожение памяти и истории?!
Не совсем, наверное, так. Покупатели такого артефакта покупают его не для уничтожения, а для сохранения. Они могут быть из любой страны: от Узбекистана до Финляндии…
Продажа истории и памяти в частные коллекции.