Министерство экономики Узбекистана в проекте соответствующего Указа правительства озвучило восемь проблем развития предпринимательства.
Первая — законодательное определение и действующая классификация субъектов предпринимательства не соответствуют международным требованиям и критериям;
вторая – действующая система налогообложения не стимулирует расширение деятельности малых предприятий и их укрупнение из-за резкой дифференциации налоговой нагрузки между субъектами малого предпринимательства и крупными предприятиями. Избирательный подход в предоставлении налоговых льгот ограничивает привлечение иностранных инвестиций и современных технологий;
третья – изжившие себя и не отвечающие современным требованиям лицензии и разрешительные процедуры в сфере предпринимательской деятельности. Не внедряются рыночные механизмы взамен устаревших методов государственного регулирования, требуется передача отдельных государственных функций институтам общественного контроля и гражданского общества, необходимо ускорить внедрение принципов государственно-частного партнерства в осуществлении отдельных государственных и контрольных функций;
четвертая – предприниматели все ещё сталкиваются с необоснованным затягиванием процедур со стороны отдельных уполномоченных государственных органов при оформлении лицензий, документов разрешительного характера, а также оказании государственных услуг;
пятая – сохраняется значительное количество контрольных и надзорных функций государственных органов, не искоренена практика проведения контролирующими органами незаконных проверок в деятельности субъектов предпринимательства, мероприятия по профилактике правонарушений в большинстве случаев проводятся формально и недостаточно эффективно;
шестая – в процессе становления бизнеса субъекты предпринимательства по-прежнему обременяются излишней зарегламентированностью, непрозрачностью и наличием нескольких отличающихся друг от друга порядков предоставления земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности, требуется дальнейшее совершенствование процедур подключения субъектов предпринимательства к инженерно-коммуникационным сетям, а также обеспечение их надежной производственной инфраструктурой;
седьмая – субъекты предпринимательства ограничены в доступе к материально-сырьевым ресурсам, особенно высоколиквидным, требуется расширение рыночных механизмов обеспечения доступа к основным товарно-сырьевым рынкам;
восьмая – взаимодействие субъектов предпринимательства с банковско-финансовыми учреждениями, страховыми, оценочными, риэлтерскими, консалтинговыми организациями и другими субъектами рыночной инфраструктуры требует кардинального улучшения за счет внедрения современных рыночных механизмов.
Ключевое экономическое ведомство в обсуждаемом на ЕПИГУ документе предлагает во взаимоотношениях субъектов предпринимательства с государственными органами управления всех уровней, правоохранительными и контролирующими органами, коммерческими банками определить следующие принципы:
— приоритета конкуренции («yellowpagesrule»), предусматривающей запрет на создание государственного предприятия, юридического лица, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат государству, и аффилированного с ним лица, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Узбекистана, если такое создание ведет к ограничению конкуренции на данном рынке;
— «один за два» («onein – twoout»), согласно которому органы государственного управления и государственной власти на местах, инициирующие принятие нового нормативно-правового акта, должны обеспечить снижение возможных издержек за счет отмены иных, уже действующих двух нормативно-правовых актов в регулируемой сфере;
— «гильотина» («guillotinemethod»), в соответствии с которым нормативно-правовые акты, не соответствующие актам законодательства, имеющим более высокую силу, имеющие отсылочные и не подкрепленные конкретными механизмами реализации нормы, а также ухудшающие условия ведения бизнеса и положение субъектов предпринимательства, автоматически прекращают свое действие по истечении шести месяцев с момента его вступления в силу;
-«молчаливое согласие» («silenceisconsent»), согласно которому вопросы, требующие согласование с уполномоченными органами, не представившими соответствующие заключения в установленные сроки либо не обеспечившими участие своих представителей в работе соответствующих комиссий, считаются согласованными. При этом ответственность по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов, возлагается на их руководителей;
-принцип солидарной ответственности, в соответствии с которым уполномоченные органы по выдаче лицензий и разрешений, несут солидарную ответственность при возникновении обстоятельств, повлекших нарушения законодательства, в случае доказательства выполнения субъектами предпринимательства всех требований и предписаний уполномоченных органов;
-принцип приоритета прав предпринимателей, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности.
Предлагается с 1 января 2018 года нормативно-правовые акты, не соответствующие требованиям указанных принципов, считать недействительными. При этом субъекты предпринимательства освобождаются от ответственности за несоблюдение предусмотренных в них норм и требований, отмечено в обсуждаемом документе.
Планируемый срок вступления Указа в силу — 01.01.2018.
В НОВИКОВ