«Вечер классической хореографии и узбекского национального танца» — такой программой в Государственном академическом театре оперы и балета имени Навои закрыли очередной, 87 сезон.
Первое отделение вечера открыл ансамбль национального танца «Тумор», образованный в 2011 году под руководтсвом Чарос Джурабаевой. С 2017 года коллектив включили в состав ГАБТ им А.Навои как национальный молодой балет, и он участвует в танцевальных сценах национального репертуара.
«Тумор» исполняет узбекские национальные танцы и танцы народов мира, постановщиками которых являются Ч. Джурабаева и заслуженная артистка Узбекистана и Каракалпакстана Н. Назарова.
Признаться, было неожиданно увидеть на сцене театра оперы и балета выступление национального ансамбля, но публика рукоплескала каждому танцу: «Сегох», «Муножот», «Баҳор уффори», «Тассано», «Шўх қизлар», «Хоразм лазгаси». Красочные костюмы и яркие восточные красавицы покорят любого, тем более, неискушенного в классике узбекского танца человека. Но знатоки ценят в узбекском танце не столько блеск парчи и скорость вращений, сколько тонкость в выражении чувств с помощью особых движений рук и сдержанной мимики, понятных посвященным в символику народного танца. Да и танец «Шўх қизлар» под зажигательную народную мелодию «Андижанча», исполненный девушками, несколько удивил — обычно его исполняют мужчины.
Не совсем удачным показалось использование в концерте фонограммы — в первом отделении оркестровая яма пустовала даже при исполнении хореографических номеров. Неуютно было и без ведущего — у большей части зала не было на руках программок, так что действие на сцене напоминало немой фильм, да еще и без живого звука.
Второе отделении вечера порадовало премьерой — одноактным балетом «Франческа да Римини» на музыку Чайковского. Первый показ состоялся 25 июня, так что мало кто из публики, пришедший в театр 30 июня, успел посмотреть этот балетный спектакль, некогда сочинённый великим русским композитором по мотивам «Божественной комедии» Данте (либретто Л.Таланкиной).
«Франческа да Римини» на сцене театра имени Навои впервые была поставлена в 1965 году Акбаром Муминовым, в то время выпускником ГИТИСа, ныне прославленным мэтром танца, заслуженным деятелем искусств Узбекистана. Балет имел огромный успех, в нём танцевали легендарные примы ГАБТа, и вот, спустя более полувека постановку в авторской версии А.Муминова перенес на сцену главный балетмейстер, заслуженный артист Узбекистана Шавкат Турсунов. Репетитором выступила народная артистка Узбекистана Гули Хамраева.
Захватывает музыка симфонической фантазии П.И. Чайковского, так гармонично воплощенная в хореографии. Композитор рисует пугающую картину погружения в Ад, где ждут душу невыносимые муки за грехи земные. Вихрем проносятся по оркестру пассажи, потрясая силой звучания.
И вдруг возникает голос кларнета, который проникновенно рассказывает историю любви Франчески и Паоло. Но музыка не ведёт к блаженству, в кульминации она выражает трагический крах надежд и расплату за преступное, с точки зрения общества, счастье.
И всё же любовь сильнее смерти, она способна длиться дольше самого времени, воплощенная в бессмертных творениях искусства.
Историю трагичной любви блистательно раскрыли на сцене в премьерных спектаклях Ольга Сабирова и Надира Хамраева (Франческа), Дониер Хасманов и Улугбек Олимов (Паоло), Замир Фазлутов и Бекзод Акимбаев (Джотто).
Премьерные показы прошли триумфально. Наверное, оценить их — дело балетных театроведов, публика же одарила артистов бурными овациями и цветами.
— Постановка для меня не нова, — говорит музыкальный руководитель и дирижёр, народная артистка Узбекистана Дильбар Абдурахманова. — Полвека назад я дирижировала «Франческу…» в Каире и Александрии.» И рада её возврату в репертуар.
На вопрос, почему в этом вечер объединили классику и национальные танцы, Дильбар Гулямовна ответила, что главный балетмейстер театра решил дать возможность показать своё искусство как можно большему числу молодых артистов. Потому кроме спектакля в первом отделении вечера представили своё творчество ансамбль «Тумор» и артисты классического балета. У них одна alma mater и один общий дом — театр имени Алишера Навои, который артистам предстоит прославлять в совместном творчестве.
Тамара Санаева
На фото: солисты ГАБТ Надира Хамраева и Улугбек Олимов; ансамбль «Тумор»