back to top
-0.1 C
Узбекистан
Среда, 5 ноября, 2025

Из семейного архива. К 80-летию со дня рождения Л.Г.Коваля

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,890ПодписчикиПодписаться

Ода учителю

Когда я смотрю на древние минареты, меня не покидает ощущение, что мне всего лишь четырнадцать лет. Именно в этом возрасте по семейным обстоятельствам я оказался в Бухаре. В ту пору я испытывал большой интерес к театру и частенько заходил по вечерам в музыкальное училище, которое находилось напротив нашего дома, чтобы поиграть на фортепиано, подышать воздухом аудиторий, прикоснуться к занавесу учебной сцены.

По тем временам, как я выяснил, студенты получали неплохую стипендию — 140 рублей, и этот факт стал для меня решающим. Правда, первые занятия были довольно скучны, и я уже подумывал, не сматывать ли мне удочки, как вдруг в моей жизни появился Лев Глебович Коваль. Настоящий интеллигент, в котором гармонично сочетались ум, юмор, строгость. Его доброта завораживала, остроумие приводило в неописуемый восторг. Я сразу в него влюбился, полностью оказавшись в его власти. Он стал не только моим учителем музыки, а наставником по жизни.

Из семейного архива. К 80-летию со дня рождения Л.Г.Коваля

Уже тогда он начинал работать над своей книгой «Интонирование узбекской традиционной музыки», и мне было безумно интересно слушать его рассказы о богатейшем культурном наследии нашего народа, любви людей к музыкальному искусству, стремлении сберечь и обогатить национальный творческий потенциал.

Из семейного архива. К 80-летию со дня рождения Л.Г.Коваля

Так уж вышло, что когда ему дали квартиру, я почти год жил у него. И это была самая счастливая пора в моей жизни. Нас связывала большая дружба мудрого учителя и благодарного ученика. Но, что касалось экзаменов, тут уж, извините! Если что не так — беспрекословная пересдача и никаких поблажек. А я, честно говоря, на них здорово рассчитывал. Но уже позже осознав многие непреложные истины, не перестаю благодарить судьбу за то, что она свела меня с таким человеком.

А как он готовил плов! И казан, и капкир пели в его руках. «Вот самый лучший завтрак», -говорил он, беря для нас на утреннем базаре по стакану сметаны, горячую лепешку, виноград.

Во всем он был предельно честен и аккуратен — и в поступках своих, и в делах. Никогда не распространялся о высоких материях, не строил грандиозных планов, не лгал, не лицемерил, не осуждал других. Он просто жил и радовался жизни. Ничего в нем не изменилось и потом, когда он перебрался в Ташкент и стал преподавать в консерватории. Одна шутка, связанная с его именем, долгие годы витала в стенах нашего вуза. Надеясь проскочить на его экзаменах, симпатичные, но неподготовленные студентки откровенно строили ему глазки. Но он, возвращая им пустые зачетки, с улыбкой задавал один неизменный вопрос — «А колесо от троллейбуса вам не надо?» Сильно же было его удивление, когда однажды у своих дверей он обнаружил настоящее троллейбусное колесо! Такой сюрприз устроили ему девчонки, правда, к тому времени уже дипломированные музыкальные работники. До слез он тогда хохотал, рассказывая эту историю.

Из семейного архива. К 80-летию со дня рождения Л.Г.Коваля

В консерватории я был в числе лучших студентов. Учился легко, с большим удовольствием: все мне нравилось, все было интересно. Со Львом Глебовичем мы по-прежнему были «в товарищах», но, обретая иные очертания, наши отношения перерастали в настоящую мужскую дружбу. Сколько он дал мне мудрых советов! Как поддерживал в трудные минуты! Сколько добра я от него почерпнул! Этого не забыть никогда.

Но жизнь коротка. У каждого свои сроки. И когда его не стало, я выполнил свой последний долг перед учителем, доведя до конца издание его книги.
Сейчас у меня свои ученики: они такие разные и каждый требует своего подхода. В работе или беседе с ними я часто ловлю себя на мысли, что стараюсь быть похожим на своего наставника Льва Глебовича Коваля. Часто о нем вспоминаю, оставаясь наедине с собой. Вспоминаю древние бухарские минареты и себя, когда мне было всего четырнадцать лет. А над минаретами я вижу звезды. И знаю, что где-то в небе есть его звезда, которая светит и мне…

Отаназар МАТЪЯКУБОВ,
Профессор Государственной консерватории Узбекистана

А музыка звучит… по долгу памяти

Hа вечере, посвященном 60-летию музыкальной школы-интерната им Успенского, Льва Коваля вспоминали как одного из лучших педагогов. О нем много писали, и, кажется, что ничего нового уже не открыть в этом человеке, не дотянувшем и до пятидесяти. Но, наверное, важно не количество прожитых лет, а что оставил после себя…

Лев Глебович Коваль (для многих – Лева, Левушка) был и остается в музыкальном мире личностью. Он не создавал себе имидж. Был, как есть, без масок, но с неизменным чувством юмора, присушим обычно оптимистам или людям тонкого склада.

Из семейного архива. К 80-летию со дня рождения Л.Г.Коваля

Родился Лев в семье, где дух творчества господствовал над бытом: отец — художник, мать – музыкант. А дед по материнской линии — Лев Мелкомини был воспитанником Миланской консерватории. Он уже в 30-е годы занимался в Ташкенте преподавательской деятельностью и одновременно создавал республиканский радиокомитет. Одаренный изумительным голосом, всегда внутренне собранный, Лева заканчивал сразу две школы — обычную и музыкальную им. Успенского.

Из семейного архива. К 80-летию со дня рождения Л.Г.Коваля

Почему в наш слишком рациональный век я пишу о человеке, чья жизнь внешне мало, чем отличалась от судеб его современников? Да именно потому, что он напрочь был лишен компромиссности. Лева, как любая цельная натура, не мог, не желал раздваиваться. К нему с детства подходило слово «очень». Очень красивый, очень талантливый, очень честный. Последнее качество больше мешало, нежели способствовало чему-то. Не секрет, что в жизни нужна не только гибкость ума, но и железная хватка. Вместо «хватки» — романтика, полное отсутствие прагматизма. Так он оказывается в числе первых на целине (60-е годы), так добровольно едет в Бухару, несмотря на блестяще складывающуюся карьеру в стенах альма-матер, куда он, правда, вернется уже с огромным материалом для будущей диссертации…

Из семейного архива. К 80-летию со дня рождения Л.Г.Коваля

Лев Коваль не мог быть кабинетным ученым или «сухим» педагогом в силу своего характера — общительного и на редкость доброжелательного. Он не только преподавал теорию музыки, но и учил слушать, понимать ее сердцем, находить в жизни и ценить, как божественный дар человеку, способность видения Красоты.

Специальным исследованием интонирования узбекской традиционной музыки с привлечением современных методов и акустической аппаратуры занимался и Лев Коваль, который закончил Ташкентскую консерваторию (класс известного теоретика музыки К. Г. Кона). Он мог в любой аудитории исполнить узбекскую пьесу на флейте или нае и проинтонироватъ ее…

Задатки ученого-практика проявились у Льва Глебовича еще в студенческие годы. Так, он принимает участие во 2-й Межреспубликанской научно-теоретической конференции, а в 1964 году в Бухаре впервые создает симфонический оркестр.

Из семейного архива. К 80-летию со дня рождения Л.Г.Коваля

Вчитываясь в страницы его книги «Интонирование узбекской традиционной музыки» (по материалам докторской диссертации), становится понятным даже для несведущего, насколько серьезно он относился к музыке и ко всему, что было с ней связано. Предельно ясный слог, краткость изложения, а порой глубочайшая художественная образность создают ту притягательную силу, имя которой — талант. Но вряд ли Лев Ковать осознавал всю свою значимость. Для него важно было действо, ибо ценность человека виделась ему в поступках — отдаче…

Из семейного архива. К 80-летию со дня рождения Л.Г.Коваля

Прозвенел последний школьный звонок, в вузах идут госэкзамены. Для вчерашних выпускников начнется новая веха. Но у каждого из них свой любимый учитель — человек, на которого они потом будут равняться всю жизнь. К счастью, человеческая память не теряет остроты ощущений. Напротив, с большого расстояния зримее прошлое. Рукописи могут сгореть, но музыка, обретшая свою жизнь — никогда. Как и имена тех, кто служил ей.

Марта КИМ, поэт

Гармония, или Колесо от троллейбуса

Экзамен в консерватории. Ресницы студенток. Они гораздо эффектнее, чем знание предмета.
А преподаватель смотрит на них полуитальянскими спокойными глазами.
— Оценку?
— Да… — якобы смущаясь, говорит студентка.

И снова интригующий взмах ресниц.
— А колесо от троллейбуса не хотите? — обаятельно улыбаясь и возвращая пуст\\ ю зачёгкч незнайке, говорит преподаватель.
Ох и достал же он нерадивых своих студентов этим колесом от троллейбуса!
Конечно же, его — красивого, талантливого, умного — любили. А вот экзамены… Да… Тяжко. Но ведь учились. И пересдавали. И получали потом дипломы.

Из семейного архива. К 80-летию со дня рождения Л.Г.Коваля

Он жил на четвёртом этаже. Однажды после очередного выпускного вечера поднимался он по ступеням лестницы к дверям своей квартиры. И вдруг…
Он остановился.
Прямо у дверей стояло подлинное колесо. Огромное. Именно от троллейбуса.
Молодцы, бывшие ученики.

Врожденное чувство юмора преподавателя всплеснулось, поднялось, опрокинуло все жизненные хлопоты и заботы. Счастье признания и любви бывшей консерваторской шантрапы оказалось одним из самых дорогих ощущений жизни.
Да. Именно жизни.

Из семейного архива. К 80-летию со дня рождения Л.Г.Коваля

Все остальное было потом. Резкое стремительное дыхание смерти унесло его. Вместо слова «Прощайте!» он произнес: «Мальта». Да. Есть такой итальянский остров. И трагическая судьба деда и корни родословной всей семьи Мелкомини — все вспыхнуло и озарило уходящую навсегда жизнь преподавателя консерватории. И только из окон этого музыкального вуза долетали чьи-то гаммы, чей-то вокал.

Еще раз прощай, Лев Глебович. Авось, встретимся. Авось, и я, не обладая абсолютным слухом, пойму, что такое гармония.
И словно в ответ слышу:
— А колесо от троллейбуса не хочешь?

Александр ФАЙНБЕРГ,
народный поэт Узбекистана

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан представлен на выставке “World Travel Market London – 2025”

В Лондоне проходит одна из крупнейших в мире международных выставок и ярмарок в сфере туризма «World Travel Market London...

Больше похожих статей