Эти слова, идущие от самого сердца, живописец Евгений Мельников (1928 -2010) всегда произносил с гордостью. Действительно, каждое творение мастера, будь то пейзаж или портрет, батальное полотно или натюрморт, пронизано любовью к нашей дорогой земле, к людям, которые живут на ней.
Он был великим тружеником!
Его монументальная картина «Улак», над которой он работал десять лет, экспонируется в Государственном музее искусств Узбекистана рядом с огромным пейзажем Урала Тансыкбаева.
Это говорит о многом.
…Он с малых лет мечтал стать художником. В далеком 1948 году приехал
учиться в Самарканд из небольшого городка Бузулук, что под Самарой.
Женю сразу очаровали седые памятники древнего города, многоголосая какофония восточного базара, открытые, гостеприимные люди этой щедрой земли. Но больше всего поразило солнце, триста дней в году согревающее своим ярким светом все вокруг.
Ему везло на учителей. В художественном училище его первым наставником была замечательный педагог Анна Ардабадская. После училища, которое он закончил с красным дипломом, он поступает в Ташкентский театрально-художественный институт, учится в мастерской корифея узбекской живописи Рахима Ахмедова.
Начиная с 1960 года, после окончания института, его выставочная деятельность не прекращалась.
Его не зря называют романтиком. Он всегда пытается выразить глубинные процессы жизни, ответить на общечеловеческие вопросы через собственное видение мира. И не случайно художник так любит писать лошадей, старинное состязание улак, где джигиты меряются в силе, ловкости и выдержке. А впрочем, каждая работа живописца пронизана светом и поэзией, неповторима.
Каждая работа – как долгожданный ребенок!
25 августа 2005 года Указом Президента Ислама Каримова ему было присвоено звание Народного художника Узбекистана.
А дело в том, что правительственные новости сначала приходили в наше агентство, а от нас – всем газетам, телевидению и радио. Я тут же поехал поздравить художника. Мельников мне не поверил, подумав, что я его разыгрываю.
Тогда я позвонил по «мобильному» Кузиеву:
— Турсунали Каримович! Я поздравляю Евгения Павловича Мельникова с высоким званием народного художника. Не хотите присоединиться?..
И только когда его поздравил сам председатель Академии художеств Узбекистана, он поверил.
На Востоке принято за добрую весть дать суюнчи. Вот тогда он подарил мне чудный натюрморт «Маленькие талисманы». На нем изображены полочка с бронзовой статуэткой воина и чётками, альбом древних памятников и плитка с майоликовой росписью. А в правом верхнем углу — старая подкова – символ вечности.
И сейчас любуясь картиной, я чувствую её ауру, каждый раз открываю что-то новое.
В тот день я снимал счастливого художника с его работами: с портретами художницы Лайло Салимжановой и дедушки Ивана Ивановича – купца 2-ой гильдии, другими пейзажами.
Мы подружились, и я никогда не отказывал ему в просьбах. Возил к врачам, сделал эксклюзивные фотоальбомы: «Творчество», «Друзья» и «Семья ». И Евгений Павлович ценил это отношение к нему. Он подарил мне еще один чудный натюрморт «Домашние фиалки».
Я часто бывал у него, мы вспоминали нашего друга Рузы Чарыева, безоблачное прошлое, выставки и застолья. Их было четыре друга- художника: Рузы Чарыев, Евгений Мельников, Юрий Талдыкин и Владимир Бурмакин. Первых троих уже нет с нами.
В 60-годы они открыли совместную выставку, которая имела огромный успех. После неё их назвали «Ташкентский квадрат».
Написал он и мой портрет с Рузы-ака. Как большой художник, он долго думал над композицией картины. И изобразил нас на фоне известного пейзажа Чарыева «Журавли летят в Пашкурт», а это село в сурхандарьинской глубинке – родина Рузы.
«…Я видел картины художника Евгения Мельникова. Это совершенно феноменальный художник. Он пишет натюрморты и пейзажи. Картины его не прекрасны по рисунку, но и очень современны и новы в подходе к живописи. В красочном отношении они, как радуга, красивы и гармоничны. Я бы так только мечтал написать, но не думаю, что я бы смог это сделать».
Эти добрые слова о мастере сказал вице-президент Всеамериканской лиги профессиональных художников Михаил Вербов, чьей кисти принадлежат официальные портреты многих глав государств и коронованных особ.
Судьба подарила мне встречу с этим выдающимся художником в сентябре 1989 года, во второй его приезд в Ташкент, где жила его родная сестра Валентина Александровна. Тогда ему было 92 года, но, не смотря на почтенный возраст, он был бодр и подвижен, читал без очков.
Будучи в Ташкенте, он пришел в мастерскую Мельникова. Михаил Александрович звал его в США, прочил ему большие деньги и славу.
Понятно, приглашая в страну за океаном, такой человек не будет разбрасываться словами.
Но Мельников отказался: « Я – узбекский художник!»
Говорят, что от хорошей жизни Родину не покидают. Он просто не представлял, как будет жить в чужой стороне, без друзей-художников, без этого жаркого солнца и ставших родными бескрайних полей, синих гор и быстрых рек. В жизни было много трудностей, Мельников никогда не жалел, что в тот раз наотрез отказался от такого заманчивого предложения.
Он не бывал за границей, но его творения украшают галереи Лондона и Чикаго, прославляют наш край в 14 странах мира – во Франции и Германии, Голландии и Швеции, России и Малайзии. И все же его лучшие полотна — в музеях Узбекистана.
Ровно десять лет назад он написал портрет Рузы, на которой хХудожник изображен на фоне своей знаменитой картины «Кумкурганские яблоки». Евгений Павлович назвал её «Сады Чарыева».
И хотя он жил рядом с мастерской в скромной двухкомнатной квартире за комбинатом «Рассом», никуда не ездил дальше Паркента, но страстно любил наш народ, эту дорогую землю, где щедро расцвел его талант.
«Живопись вечна», — любил повторять он. И поэтому относился к своей музе трепетно. И поэтому его творения будут жить вечно!
Р.ШАГАЕВ,
фото автора.
Коллеги, в предложении пропущено слово. надо писать "НЕ ТОЛЬКО" см. Картины его не прекрасны по рисунку, но и очень современны и новы в подходе к живописи. Знала Мельникова. Прекрасный человек и художник.