Незадолго до начала Хивинского похода, Кауфману пришлось решать ещё одну непростую проблему.
Образование в Кашгарии независимого мусульманского государства весьма беспокоило Ташкент и начальник края предложил кокандскому правителю Худояр-хану, при “нравственной поддержке” России занять Кашгар, однако кокандский хан не рискнул на борьбу со своим бывшим подданным. Тогда Константин Петрович решает добиться от Якуб-бека заключения мирного договора, такого же какие были заключены с Кокандом и Бухарой.
Для исполнения этого замысла к властителю Кашгара была отправлена миссия во главе с Генерального штаба капитаном Александром Васильевичем Каульбарсом. Выбор был не случаен. Каульбарс прекрасно проявил себя во главе посольства в Кульджу в 1870 году, в результате которого были установлены дружеских отношения с ханом Абиль-Оглы. В 1871 году участвовал в походе генерала Колпаковского, и был ранен при штурме крепости Чинчаходзи.
Александр Васильевич Каульбарс был одним из активнейших участников “Большой игры”, проявиший себя как выдающийся военный и исследователь. Расскажем о нём чуть более подробно.
Фото из альбома: “Великая Война в образах и картинах”.
Издание Д. Я. Маковского. М., 1914—1916
А. В. Каульбарс происходил из рода эстляндских баронов, представители которого
со времен Петра I верой и правдой служили России. Выбрав по семейной традиции военное поприще Александр Васильевич окончил Николаевское училище гвардейских юнкеров, а затем Академию Генерального штаба. С 1869 года Каульбарс стал служить в Туркестане. Принимал участие в победоносном походе на Хиву. Но прославился он не только как лихой офицер, чрезвычайно много было сделано им и в области научных изысканий. Александр Васильевич прославил русскую географическую науку своими исследованиями горных систем Тянь-Шаня и русла Аму-Дарьи. Изучая нижнее течение Аму-Дарьи, Каульбарс пришел к выводу, что эта река ранее впадала в Каспийское море и система солончаковых котловин Узбой является ее сухим руслом. Современная наука подтвердила этот вывод. Под руководством А. В. Каульбарса на берегу озера Иссык-Куль было построено укрепление Каракол, впоследствии г. Пржевальск. Результаты своих научных исследований Каульбарс изложил в ряде книг: «Тянь-Шань», «Низовья Аму-Дарьи», «Древнейшее русло Аму-Дарьи», «Карта Хивинского ханства и низовий Аму-Дарьи».
За “Материалы по географии Тянь-Шаня”, Александр Васильевич был удостоен золотой медали Русского Географического Общества.
Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. Каульбарс командовал передовым конным отрядом в армейском корпусе. В мае 1882 г. стал военным министром освобожденной Болгарии. В 1900 г. сражался с китайцами в Манчжурии, командуя 2-м Сибирским корпусом. Во время русско-японской войны 1904-05 гг. Каульбарс командовал 3-й, а затем 2-й Маньчжурской армиями. Александр Васильевич стоял у истоков русской авиации. Будучи командующим войсками Одесского военного округа он организовал в Одессе один из первых в России авиаклубов и сам многократно летал на аэропланах и дирижаблях. В 1915 году посетил Англию и Францию с целью ознакомления с авиастроением и воздухоплаванием в этих странах. В годы первой мировой войны Каульбарс был одним из организаторов боевой русской авиации.
Авиатор и конструктор И.И.Сикорский (справа), генерал А.В.Каульбарс (в центре) перед полётом на первом в мире многомоторном аэроплане “Русский витязь”, 1913 г. Фото К. К. Булла
В 1915 году он уходит в отставку «с мундиром и пенсией». После Октябрьского переворота не смог остаться в стороне и, несмотря на возраст, 15 октября 1918 г. вступает в Добровольческую армию. После поражения Белого движения эвакуировался в Константинополь. Затем жил в Болгарии и Франции. В Париже работал до конца жизни в конторе Частного Радиотелеграфного общества; был почетным председателем Союза Русских летчиков. Скончался Александр Васильевич Каульбарс 25 января 1925 года и был похоронен на Парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Но вернёмся в 1872 год. Кроме подписания торгового договора с Якуб-беком в задачу миссии в Кашгар входил сбор политических и военно-географических сведений о Кашгарии, составление карты владений Якуб-бека и оценка боевого потенциала кашгарской армии. В состав миссии были включены геодезист Военно-топографического отдела Туркестанского военного округа, капитан К. В. Шарнгорст (впоследствии один из основателей ташкентской метереологической станции) и купец Колесников.
Миссия свою задачу успешно выполнила. Якуб-бек, на которого несомненно повлияли разгром русскими Коканда, Бухары и взятие Кульджи, принял условия о свободной торговле и подписал мирный договор.
Кроме политического успеха, результативны были и научные изыскания. Геодезистом Шарнгорстом было определено географическое положение нескольких пунктов на Тянь-Шане и вычислены долготы Кашгара и Нарына. За эту работу он был удостоен малой серебряной медали Русского географического общества.
За ценные военные, политические и географические сведения, привезённые из экспедиции, А.В. Каульбарс был награждён орденом Св. Анны 2-й степени.
Туркестанский генерал – губернатор также остался доволен результатами миссии и, в своем докладе в Петербург от 14-го ноября 1872 г., высказал соображения, что если Якуб-бек будет свято исполнять заключенные с ним условия и не предпринимать никаких вызывающих действий, ”то нам нечего пока беспокоиться из-за успехов его по направлению к Урумци (Урумчи, В.Ф.)”.
Однако уже через год Якуб-бек вновь стал препятствовать русской торговле. Российские купцы стали подвергатья гонениям, их товары захватывались, а сами они нередко попадали под арест.
Уже позднее выяснилось, что Якуб-бек, просто лавировал между Россией, Британией, а позже и Турцией, чтобы добиться признания государства Йеттишар (Семиградье) – так называлась тогда его страна — и заручиться поддержкой великих держав в предстоящей борьбе с цинским Китаем. Надо сказать в этом отношении Якуб-бек проявил весьма незаурядные дипломатические способности, заставив Россию, Великобританию и Турцию посылать к нему свои дипломатические миссии и принимать кашгарских посланников. Никому из других независимых владетелей Центральной Азии того времени не оказывалось столько внимания со стороны великих держав и никто не удостаивался чести получать одновременно подарки от российского императора и британской королевы.
Едва миссия Каульбарса покинула Кашгар, Якуб Бек направил послание к англичанам в Индию, в котором писал, что русские завоевали Среднюю Азию, и только Кашгар представляет стену, отделяющую русских от Индии: “если вода промоет эту стену, то пойдет дальше, поэтому надо поддержать и укрепить стену, чтобы не пропустить воды”. Далее он предлагал прислать в Кашгар британскую миссию для переговоров.
Калькутта давно присматривалась к Кашгару. Ещё в 1868 г. Роберт Шоу и Джордж Хейуард были отправлены в Яркенд для проведения рекогносцировки. Через два года английский путешественник и политичекский деятель Т. Д. Форсайт посетил Яркенд, сопровождая кашгарского посла по пути из Индии. Истоки этого интереса коренились в опасении, что в случае присоединения к России Кашгария может быть использована как плацдарм для вторжения русских войск в Индию, через памирские перевалы.
В 1873 г. из Индии через Кашмир в Кашгарию была отправлена британская военно-политическая экспедиция, всё того же Томаса Дугласа Форсайта. Кроме заключения торгового договора, перед миссией ставилась задача комплексного военно-георафического, экономического и этнографического изучения Восточного Туркестана. В состав экспедиции вошли опытные британские военные геодезисты (группа полковника Гордона), четыре пандита под началом офицера-топографа Генри Троттера, торговец Р. Шоу, врач доктор Хендерсон, молодой чешский геолог Фердинанд Столичка и некоторые другие в общей сложности около 350 человек. Для Столички это путешествие оказалось последним. На обратном пути в Индию он заболел менингитом и умер у южного подножия хребта Каракорум.
Томас Дуглас Форсайт и Фердинанд Столичка
Результаты экспедиции оказались блестящими. Удалось провести маршрутные съемки и астрономические определения от Ладакха до границы с Восточным Туркестаном и далее до кокандских владений, исследовать часть Каракорума, Раскема, Памира и Тянь-Шаня. Результатом миссии Т.Д. Форсайта в Восточный Туркестан стала серьезная военно-географическая и статистическая работа — «Отчет о миссии в Восточный Туркестан» — первое научное описание природы и народов страны, лежавшей между британскими и русскими владениями в Центральной Азии. Была составлена первая и достаточно точная карта Восточного Туркестана. Заснят ряд снежных пиков в массиве Музтагата, открыт водораздельный Сарыкольский хребет и сделан ещё ряд ценных открытий. Это был первый серьезный вклад англичан в научное изучение Памира. Книга одного из участников экспедиции, лейтенанта Томаса Эдварда Гордона «Путешествие на Памир» в 1877 году была переведена на русский язык. Впервые были отсняты фотографические виды местности, типы населения и армия Якуб-бека. Удалось собрать ценные сведения о стране, ее населении, производительных силах, торговле и армии.
В политическом отношении результаты были не менее впечатляющи.
Был заключён торговый договор, предусматривающий открытие при дворе Якуб-бека должности британского специального представителя и пост кашгарского резидента в Калькутте. На пост первого британского политического агента в Кашгаре предполагалось назначить Роберта Шоу, однако этого не произошло. Вице-король Индии лорд Нортбрук опасаясь обострения отношений с Россией, не дал на это согласие. Кроме того в случае убийства посланника Британия могла быть втянута в «войну за Гималаями».
Заключение торгового договора с Якуб-беком имело большое значение для усиления позиций Великобритании близ русских среднеазиатских владений. Это был новый виток противостояния двух империй, более осязаемый и более опасный.
Солдаты личной гвардии Якуб-бека. Рисунок Т.Э. Гордона
Чем на этот успех британской короны могла ответить Россия? Туркестанский генерал-губернатор решил добиться от Якуб-бека аналогичных уступок, прежде всего, в части учреждения политического представительства в Кашгаре. Правда, возможность иметь в Кашгаре русского «торгового агента» уже была предусмотрена русско-кашгарским торговым договором 1872 года. Однако, Кауфман хотел повысить политический статус такого представительства. С этой целью в Кашгар в мае 1875 года был командирован полковник П. Я. Рейнталь, который должен был согласовать с Якуб-беком свое назначение в качестве торгового агента. Во внутренней переписке Кауфман использовал слово «консульство», в переписке с Якуб-беком – торговый агент. Якуб-бек, питавший ошибочные иллюзии от заключенного с британцами договора 1874 г., не согласился на учреждение в Кашгаре должности русского торгового агента. Это привело к серьезному обострению русско-кашгарских отношений и, в сущности, покончило с колебаниями русских властей в отношении Якуб-бека. Было признано желательным добиться ликвидации Йеттишарского ханства, поддержав Китай в его начавшейся военной кампании по возвращению утраченных территорий.
И хотя политика в отношении беспокойного восточного соседа не прерывалась вплоть до момента его разгрома, однако, в 1875 году, произошли события, которые отвлекли на время внимание туркестанского генерал-губернатора от кашгарской проблемы. В непосредственной близости от границ генерал-губернаторства заполыхал пожар, который необходимо было срочно потушить.
В.ФЕТИСОВ
Продолжение следует
Источники, используемые в 17-й части:
1. А. Семёнов. Покоритель и устроитель Туркестанского края, генерал-адъютант К. П. Фон-Кауфман I-й. Кауфманский сборник. М. 1910
2. Басханов М. К. Русские военные востоковеды до 1917 года: биобиблиографический словарь М.: «Восточная литература» РАН, 2005
3. Англия. Авиация и воздухоплавание: отчет о командировке во Францию и Англию: март и апрель 1915 года / А. Каульбарс; Глав. воен.-техн. упр. — Пг., 1915”.
4. Н. Веселовский. Бадаулет Якуб-бек, аталык Кашгарский. СПб. 1898
5. А. В. Постников. Схватка на “Крыше Мира”. Политики, разведчики и географы в борьбе за Памир в XIX веке. (Монография в документах). М. “Памятники исторической мысли”, 2001
6. Куропаткин А.Н. Кашгария. СПб. 1879.
На титульной фотографии: Рисунок Т.Э. Гордона Ваханец-проводник экспедиции на берегу оз. Виктория (ныне Зоркул). Авторское название «Lake Victoria, Great Pamir, May 2nd, 1874». Акварель. Из книги Гордона «Крыша мира».