back to top
3.6 C
Узбекистан
Среда, 25 декабря, 2024

Джихад, медиа и молодёжь. Часть 4

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться
Джихад, медиа и молодёжь. Часть 4

Часть 1
Часть 2
Часть 3

6. Медиа как инструмент воздействия джихадистов на свои целевые аудитории.

Современные джихадисты умело используют медиа и социальные сети, видеоматериалы, которые создаются даже на их собственных киновидеостудиях. Насилие распространяемое в медиасреде, и то, как джихадисты эксплуатируют медиа каналы, делает его популярным среди маргинальных групп молодёжи. Насилие в прямом эфире -это «последний аргумент» джихадистов быть услышанными
При невольном содействии СМИ происходит глобальная исламизация общества, которая предлагается проект создания исламского государства, как способ решения всех существующих в обществе экономических и политических проблем. Мотивация террористов достаточно ясна. Они выражают её в видео репортажах накануне совершения террористических актов. Делая такие записи и передавая их каналам телевидения, которые демонстрируют их в новостных сообщениях, они рассчитывают на то, что их действия возымеют воздействие. Те, кто их на это содвигают, таким образом, достигают своих целей по легитимации своих идей, которые они несут в общество. И медиа становятся часто катализатором данной трансформации «отверженного» в «супер героя».

«Эстетизация смерти в прямом эфире через систему современных коммуникаций, проповедь борьбы за чистоту веры — это идеальный кадр, конкретизирующий воображаемую составляющую джихада-нарратив.» пишет Оливье Руа в своей книге «Джихад и смерть».
Международный джихад сегодня -это сюжет номер один во всех медиаэфирах по всему миру.

Это сюжет очень привлекательный и для журналистов, которые издают по этому поводу книги и статьи. «Сегодня сами лидеры Джихада привлекают интерес побольше, чем звёзды шоу-бизнеса,это зачастую самые романтичные персонажи телеэфиров.» Возникает даже некоторая фасинация-зачарованность их харизмой,мученическими образами с бородами и белыми одеяниями на фоне пещер. Подобные сюжеты также привлекают и исследователей на западе и на востоке».

Когда мы говорим о медиа как инструменте пропаганды и продвижения исламизма, мы говорим о манипулирование общественном сознанием через СМИ, как самими исламистами, так и СМИ, которые, в поисках рейтингов и сенсаций, невольно способствуют пропаганде джихадистов среди их целевых групп.

Терроризм по своей природе уже изначально связан с телевидением и другими СМИ. Именно СМИ, делают сообщения о действиях джихадистов сюжетами номер один на всех своих каналах коммуникации.Цепочка: террористический акт – телевидение – воображение – чувства – нужное поведение общественности — это основной принцип, заложенный в основу террора, направленного на порождение всеобщего страха перед террористами.

Часто террор является не столько реальным средством уничтожения большой массы людей, сколько эффектным средством устрашения. Основная цель любого террористического акта-это создание неадекватного чувства страха.

Поскольку воображение тесно связано с имитацией,то мы достаточно легко можем представить-вообразить себя на месте кого-то, кто оказался жертвой террористического акта.Этот феномен называют «естественной идентификацией» человека с тем человеком, которого мы видим в той или иной ситуации. При этой идентификации мы, как и каждый человек испытываем страх, что и является основной целью террористического акта. Эффект «заражения» массовой паникой заставляет зрителей телеэкранов плакать, сострадать жертвам терракта, находиться в печали, горевать. Траур, в котором находится все общество, задевает за душу многих людей, которые, казалось бы, не имеют к теракту никакого отношения.

Темы террора, заложников и их жертв и их пафосное звучание, подпитываются средствами массовой информации, которая в поисках сенсационных конструкций, публикует портреты джихадистов, повествует о духовных и материальных перипетиях их жизней, как например публикация в СМИ истории джихадиста, совершившего террористический акт 13 ноября 2015 года в Париже.
В поисках больших рейтингов СМИ становятся практически инструментом, играющим на руку джихадистам, сея и тиражируя страх.Оперируя одновременно текстом, музыкой и зрительно воспринимаемыми движущимися образами, например такое средство СМИ, как телевидение, обладает очень высокой способностью сосредоточивать, рассеивать и переключать внимание зрителя.
Эффективность телевидения связана с тем, что оно мобилизует периферические системы внимания, что обеспечивает большую избыточность информации в центральной интегрирующей системе человеческого мозга. Когда человек получает какое-то сообщение, его взаимодействие с памятью делится на два этапа: сначала происходит пассивное запоминание, затем информация перерабатывается рассудком и при её даже небольшой эмоциональной окрашенности, представляющей интерес, она «внедряется» в память и начинает воздействовать на сознание.

Исследователи пришли к выводу, что, что в результате частого повторения, информация о террористическом акте прочно запоминается,она сильно действует на сознание независимо от того, какие мысли у человека вследствие этого возникают. Этот вывод проверен, например, на коммерческой рекламе, когда независимо от того вызывает ли она положительную или отрицательную реакцию, она застревает в памяти.

Как правило, запоминается и действует, прежде всего, то, что вызвало сильное впечатление, например ужас и страх, который сеют террористы. Действуя через средства массовой информации, манипулируя на страхе, джихадисты делают главную ставку на непроизвольное запоминание эмоции ужаса, которое практически навсегда застревает в сознании. Поток сумбурных сообщений о террористических актах дольше остаётся в памяти, чем изложенная и проанализированная информация, которую человек может обдумать и каталогизировать в своем сознании. Сумбурные сообщения откладываются в латентных, дремлющих слоях памяти и действуют подспудно. Они оживляются ассоциациями, новыми образами и сообщениями, которые их «будят». Таким образом, страх запоминается непроизвольно.

В своей работе «Этика СМИ и служба безопасности»(Claude-Jean Bertrand,Media Ethics and accountability Systems) Клод-Жан Бертран пишет, что для существования и развития страны демократия нуждается в балансе свободы и безопасности и согласно своей базовой концепции, демократия означает, что каждый гражданин имеет право участвовать в управлении государством — имеет право быть информированным.
Задачей же службы безопасности, согласно Клод-Жан Бертрана является установление безопасной среды для демократических институтов, в то же время одна из задач СМИ заключается в установлении прозрачности деятельности этих институтов. Исходя из этого, как утверждает Клод-Жан Бертран, СМИ и службы безопасности не имеют одинаковых ценностей. Если демократическая пресса фокусируется на свободе, гласности, дебатах и правах человека,то армия и полиция,в это время, концентрируется на дисциплине, секретности, безопасности, патриотизме и применении силы. Таким образом, данные структуры периодически вступают в конфликт.
Немаловажную роль играет и сама аудитория-люди,для которых важно получать информацию для того, чтобы принимать решения. Гюстав Ле Бон в своей книге «Психология народов и масс»(Gustave Le Bon,Psychologie des foules) даёт характеристику этой аудитории, на которую направлены сообщения СМИ, где определяет её словом «толпа». Согласно ему это собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание.

Но с психологической точки зрения слово «толпа» получает уже совершенно другое значение. При определённых условиях собрание людей приобретает совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания.

«Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, временный характер, но и очень определенные черты».
Собрание становится толпой, составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовного единства толпы. Дополнительным элементом, превращающим собрание индивидуумов в толпу является определенный возбудитель. Такими возбудителями могут быть сообщения СМИ о террористическом акте. Под воздействием возбудителя, в данном случае возбудителя страха, происходит исчезновение сознательной личности, и приобретаются черты, характеризующие толпу, вступившую на путь организации.
Тысячи индивидов, отделенных друг от друга, могут в известные моменты подпадать одновременно под влияние некоторых сильных эмоций или события и приобретать, таким образом, все черты одухотворенной толпы.

Как отмечает Гюстав Ле Бон, самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род «коллективной души».Такой«коллективной душе» присущи сознательные и подсознательные качества, такие как изменчивость, импульсивность, раздражительность, податливость внушению, легковерность, способность к преувеличению и односторонности чувств, нетерпимость, авторитетность, консерватизм, нравственность, в смысле уважения к социальным постановлением.

В своей работе «Психология масс и анализ человеческого Я » З. Фрейд даёт характеристику массового сознания, но теперь уже с точки зрения либидо. Он описывает такое явление как «стадный инстинкт». Фрейд пишет, что масса импульсивна, изменчива и возбудим: «Ею почти исключительно руководит бессознательное. Она легковерна и чрезвычайно легко поддаётся влиянию, она не критична, неправдоподобного для неё не существует. Она склонна ко всем крайностям, и тот, кто хочет на неё влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации». Таким образом, страх, как эмоция, несколько раз усиливаемая через СМИ парализует коллективное сознание.

Типичные признаки человека, чье сознание становится коллективным это:
• Тенденция к обезличенности. Индивидуальная манера поведения отступает под натиском общих страстей и вытесняется импульсивными реакциями.
• Преобладание чувственного над сознательным. Разум в той или иной мере «захлёстывается» чувствами и «обволакивается» инстинктами
• Снижается интеллект, понижается уровень моральных ценностей.
• Резко снижается уровень ответственности.

Манипулирование как психическое воздействие на эту массу людей, обозначаемую «толпой» происходит в момент отправки сообщения через СМИ. Таким образом, помимо парализующего страха возникает и снижение критической оценки действий террористов, что и делает их более могущественными и влиятельными в понимании «коллективной души» аудитории.

С точки зрения журналистики данное медиа — послание должно пропускаться через фильтр свободы слова и ответственности. И если для общества необходим баланс свободы и безопасности, как пишет Клод Жан Бертран, для правительства и его службы безопасности необходимо установить безопасную среду, которая невозможна при том, что задачами СМИ является установление прозрачности в освещении произошедшего.

Сами же общественные индивидуумы, как получатели сообщения, согласно Фрейду и Лебону, превращаясь в толпу, имеющую «коллективную душу» открытую для восприятия сообщения. Поведение массы в этой ситуации не определяется никаким предустановленным правилом и является спонтанным. В массе индивиды отделены друг от друга и неизвестны друг другу. Этот факт означает, что индивид в массе действует, откликаясь на тот объект, который привлёк его внимание, и на основании пробуждённых им порывов. Отсюда и возникает проблема манипуляции массовым сознанием и массовым поведением, которое и активно используется джихадистами. Так, например, в своей работе «Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание» Левченко А.Е. даёт характеристику фазам информационной коммуникации:
1 фаза. На этой стадии происходит контакт с базовым фактом, появляющимся в процессе человеческой деятельности — необходимое условие для начала информационной коммуникации. Интерес к информации.
2 фаза (производящая). На этой стадии производящий информацию придает полученным сведениям, выступающим в роли содержания, ту или иную знаковую форму, тем самым, создавая сообщение. К этой же стадии следует отнести все процедуры, связанные с упорядочением информации и формированием массивов информации, предназначенных для последующей передачи. Это обработка информации в СМИ.
3 фаза (передача). Передающий и потребляющий обозначились только соответствующей потенцией, которая актуализируется на данном этапе – фазе передачи. Здесь происходит передача информации при помощи соответствующей системы технических средств. Это появление сообщения в СМИ.
4 фаза (потребление). Эта фаза представляет из себя весьма сложный процесс, который характеризуется активным включением психологических механизмов. Лишь на фазе потребления начинаются изменения в системе установок и ценностных ориентаций. Получение информации аудиторией.
5 фаза (постфаза). Использование информации индивидом и группами людей вряд ли можно рассматривать как процесс, всегда проходящий в явной форме. Воздействие информации на сознание объекта может происходить не только однократно, сиюминутно, но и обладать временной протяженностью. Информация, следовательно, может продолжать воздействие на психику в течение длительного времени независимо от того осознается этот процесс или нет. Характерно, что включение механизмов реализующих манипулятивное воздействие приходится на фазы передачи и потребления. Длительное переживание, например эмоции ужаса и страха от увиденного.
На этой пост фазе происходит накопление непроизвольно усвоенной информации, способной подспудно влиять на сознание и являющейся хорошим фундаментом для следующих серий манипулятивного воздействия.

Саида АРИФХАНОВА

Продолжение следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В память о нашем руководителе, коллеге и друге

Редакция NUZ.UZ «Новости Узбекистана» с глубоким прискорбием извещает, что сегодня, 25 декабря после продолжительной болезни, ушел из жизни главный...

Больше похожих статей