Приближается День Победы. В мире о нем помнят, празднуют по-разному. Сегодня видение события тоже различное. Но сейчас я, не вдаваясь в долгие рассуждения, хочу рассказать о другом. Война как разрушитель любви – везде и всегда. Этой теме посвящен спектакль, поставленный в немецком городе Майнце самодеятельной интернациональной театральной труппой.
В Германии 8 мая отмечается Tag der Befreiung – День освобождения.
На сцене – аскетичная обстановка: практически нет декораций, лишь несколько действующих лиц… И при этом – на глазах зрителей слезы, ярко выраженные эмоции сопереживания, и в заключение – зал, стоя, долгими аплодисментами провожает актеров, подаривших им этот трогательный, запоминающийся, будоражущий душу спектакль. Вызывают сценариста, автора идеи, постановщиков – всех, кто был причастен к его созданию. В зале – немцы, русские, евреи, люди других национальностей. Но как это ни пафосно звучит, в этот момент они поистине объединены великой силой искусства, передающего правду жизни.
В весенние дни, радуясь буйному возрождению природы, любуясь ее ежедневно меняющимися красками, мы с особенно щемящим чувством думаем о ценности жизни, о любви, о счастье. И о залоге этого – мире. По мере приближения знаменательного дня – 9 мая это чувство нарастает. В наше тревожное время обращение к теме войны и мира видится особенно актуальным.
Кажется, война изображена в произведениях искусства различных жанров со всех возможных сторон. И иногда думается, а можно ли найти новые аспекты рассмотрения этой темы, да и надо ли, способно ли еще что-либо сегодня разбудить новые струны человеческой души? Спектакль «Письма о любви, или отправитель – война», поставленный энтузиастами театральной студии объединения «Феникс», что в Майнце, позволяет ответить на этот вопрос положительно.
А началось все достаточно просто. Председатель объединения Ирина Кобылецкая, по прозвищу «вечный двигатель» (а без этих качеств гиперактивного взрослого человека в наших условиях вряд ли можно было создать и поднять такую махину как эта разносторонняя организация) прочла историю о том, что одна женщина нашла на чердаке дома письма отца с фронта, раскрывшие для нее романтичную историю ее родителей. Вот и все, искра возникла, а возжечь из нее пламя взялся творческий коллектив театра «Matrix“, созданный при объединении. Валентина Красюкова, с большим волнением воспринявшая эту историю (ведь все мы из послевоенного поколения имеем и собственные истории, и Валентина трепетно рассказывает о воспоминаниях своей мамы), написала сценарий. «Написала» — мало сказать, это по сути глубокая исследовательская работа – поиск сохранившихся фронтовых писем, причем не о боевых действиях, а поистине личных, лиричных, проникнутых мечтой о продолжении счастливой мирной жизни. Это непрекращающийся творческий процесс, сопереживание героям — реальным людям, попытка в своем сердце ощутить и пережить их чувства. Поэтому сценарий создавался долгим трудом. А дальше – «рутинная» творческая работа над спектаклем, премьера которого состоялась два года назад. После успешной премьеры коллектив приглашали с этим спектаклем и в российское посольство Германии, на различные театральные фестивали и конкурсы. Надо отметить, что в репертуаре театра есть и другие интересные постановки, самой первой из которых была «А зори здесь тихие». А на парижском театральном фестивале за спектакль «Письма о любви» театр получил грамоту из рук графа Шереметева.
…Итак 1941 год, июнь. Любящая молодая пара в немецком городке сидит в кинозале и смотрит фильм с участием Марлен Дитрих. С любовью глядят молодые люди друг на друга и не спешат домой. Так хочется побыть наедине, погулять по чистеньким ухоженным улочкам родного города. Маленький сын оставлен на вечер с мамой Алоиза. Молодые люди говорят о своей любви, о втором ребенке, вспоминают их первые романтические свидания, но фоном в их настроении, недомолвках сквозит тревога, ведь идет война, и как скажется она на их судьбах, кого заденет она своим черным крылом?
… «Ты обязательно вернешься, так как ты мне очень нужен. Ты нужен нашим будущим детям, матери, которая ждет тебя, ты нужен своим друзьям. Когда ты придешь — будет цвести моя любимая сирень, солнце будет ослепительно светить в глаза и мы пойдем гулять в наш любимый парк к той нашей заветной скамейке, где ты читал мне такие красивые стихи.» Это тоже строки из письма. Но из переписки другой пары – Нины и Константина, живущих в Москве. Они тоже сидели в кино, смотрели жизнерадостный фильм с Любовью Орловой, а потом гуляли, мечтали о будущем, целовались… Но нормальная человеческая жизнь осталась только в планах, мечтах и переписке. Только письма стали выразителями и хранителями их чувств, их забот, их сокровенных желаний. «Многие говорили, что война постепенно выветривает из души солдата человеческую нежность.
Оказывается, подобные утверждения — сущая ерунда. Наоборот, мои чувства окрепли, углубились, превратились в нечто святое, неотъемлемо от внутреннего мира души моей. Я верю в наше будущее. Оно у нас светлое, молодое и прекрасное… А ты в этом будущем олицетворяешь чистоту и прелесть жизни, делаешь ее очаровательной, вечно юной, звенящей, как веселый ручей. Ниночка, твоя улыбка сияет передо мной все время. До свидания. Твой Костя.»
А еще на сцене звучат молитвы матерей – русской и немецкой – на двух языках, но об одном: сохрани, Господи моего сына (Алоиза, Константина…). «Мурашки по коже», „Gänsehaut“ говорят зрители – на разных языках, но об общих ощущениях. В этом и заключалась задача создателей спектакля – показать, что война – это трагедия, одинаковая для всех. Она лишает любви, счастья, будущего. Она отбирает у матерей сыновей, у любящих — любимых. На всем земном шаре во все времена и у всех народов основополагающие ценности одинаковы.
В заключение хочется еще раз отметить, что самодеятельный театр «Matrix» уже заявил о себе как о зрелом талантливом коллективе. В его репертуаре и «Евгений Онегин», и «Горе от ума», и уже названные спектакли. А сейчас коллектив замахнулся на нечто новое, еще более сложное и необычное — мюзикл! Это будет «Принцесса на горошине» — абсолютно оригинальная постановка. Будем ждать.
НИНА ШПОЛЯНСКАЯ