Сколько на небе звезд – столько на свете миниатюристов,
но этот художник – в десятке самых ярких светил!»
Чингиз Ахмаров
Тридцать пять лет назад в кабинет Хамида Сулейманова – директора Института рукописей Академии наук Узбекистана — вошел паренек. Он робко поздоровался и, смущаясь, протянул стопку бумаг:
— Мои иллюстрации к «Хамсе».
Это были несколько наивные, не похожие друг на друга, но чрезвычайно виртуозно написанные рисунки. Ученый долго рассматривал их. Подумал: совсем еще ребенок, а как тонко создал образы Лейлы и Меджнуна — бессмертных героев Навои.
Наконец улыбнулся: «Как тебя зовут, сынок?».
— Шамахмуд, — тихо ответил тот.
— У тебя великое имя, будь достоин его!
Дело было накануне 525-летнего юбилея Алишера Навои. Тут же, не раздумывая долго, академик повез паренька к своему другу – художнику Ахмарову.
В тот день в мастерской Чингиз-ака до самой ночи горел свет. Два уже не молодых, много видевших мэтра беседовали с Шамахмудом как с равным.
— Самородок, — шепнул напоследок Ахмаров, — талант…
А на следующий день события развивались, словно в сказке. Втроем они поехали к Шамахмуду домой, затем в его школу. Сулейманов и Ахмаров зашли в кабинет директора.
Паренек ждал их в коридоре. Эти полчаса были как вечность…
Больше всего на свете он любил рисовать.
Но вот его вызвали: теперь три дня в неделю он будет посещать школу, чтобы изучать общеобразовательные предметы, а еще три – Институт рукописей.
— Не подведешь?
Шамахмуд почтительно прижал руки к груди.
Так – случай редчайший в бывшем Союзе – в нарушение КЗОТа, четырнадцатилетний семиклассник Шамахмуд Мухамеджанов был зачислен на должность лаборанта академического института.
И дело не только в скромной зарплате, которую он приносил домой, хотя она была кстати: он рано потерял отца.
Словно по велению волшебной палочки, определилась его дальнейшая судьба, открылся доступ в святая святых – хранилище древних книг.
Разве мог он об этом мечтать?!
Потом уже он поступил в художественное училище, блестяще закончил институт. Учился легко, все свободное время отдавал книгам. Он изучал прошлое страны не только по учебникам истории, а по подлинникам древних летописцев.
Особенно увлекала эпоха Темуридов.
А эта тема, как известно, тогда была закрыта для широкого круга людей.
В тиши хранилищ Шамахмуд читал свидетельства очевидцев о том, что именно благодаря Темуру в Мовароуннахре возродилась миниатюра. Из всех походов он привозил в свою стремительно развивающуюся империю лучших мастеров – зодчих, керамистов, инженеров. Были среди них и замечательные книжники.
Недаром в ту эпоху на весь мир славилась знаменитая самаркандская бумага!
Параллельно Шамахмуд оттачивал мастерство, много и вдохновенно рисовал. Каждую свою миниатюру доводил до совершенства.
Сулейманов и Ахмаров сразу увидели в нем художника. Сам Всевышний распорядился так, что всемирно известные ученый и живописец стали его духовными наставниками, взяли шогирдом – учеником.
А старания у Шамахмуда хватало!
Сулейманов, несмотря на большую занятость, сам учил его фарси, привил качества неутомимого исследователя. Подолгу рассказывал об истории миниатюры.
Немало дал Шамахмуду и Чингиз Ахмаров – удивительно щедрый и мудрый человек. У него было много учеников. Он учил их виртуозно владеть кистью и пером. Щедро делился с ними своими феноменальными знаниями в изобразительном искусстве и поэзии, истории и архитектуре, музыке и философии.
Но самая большая заслуга устоза в том, что он всегда наставлял учеников: «Мы должны вернуться к своим истокам».
В доме Шамахмуда я видел волшебный сундук. Старинный, окованный железом, с музыкальным замком. В нем он хранил свои сокровища – старинные фолианты, миниатюры и наброски, кисти и краски.
В первую нашу встречу он рассказывал, что давно ищет секрет шелковой бумаги, готов ради этого копаться в книгах ночами…
И манускрипты открыли Шамахмуду неизведанный мир. В них он сумел прочитать древние тайны. Затем проводил опыты: срезал ветки тутовника, очищал с них кожицу и собирал в комок тонкую пленку, облекающую ствол. Потом, словно тесто, раскатывал до тончайшего состояния.
Вот она – шелковая бумага!
Но её еще надо было подготовить для акварели. Шамахмуд осторожно полировал листки гладким куском агата. Только после нескольких дней работы бумага обретала глянец. Теперь краска впитывалась в неё равномерно.
Шамахмуд не останавливался на достигнутом, долгие годы искал секреты цветной бумаги. И это тоже ему удалось.
Многие краски он брал у самой природы. Так, сочный малиновый цвет получил из шотута – черного тутовника.
Создавая миниатюры, он вновь и вновь перевоплощался: почти наяву переносился в далекие эпохи. Он как бы становился Бехзодом, словно вел беседы с великим мыслителем и поэтом Алишером в райских кущах со сказочными птицами…
Как счастлив человек, обладающий этим божьим даром!
К художнику пришло признание. В возрасте 35 лет за серию работ, возрождающих традиции книжной иллюстрации и миниатюрной живописи, он стал лауреатом Государственной премии!
Он избран действительным членом Академии художеств Узбекистана, был удостоен её Золотой медали.
Хочется особенно подчеркнуть, что талант Шамахмуда в полной мере раскрылся именно в последние годы. С обретением Узбекистаном независимости открылись границы.
В 1991 году художник полетел в США. Полгода он стажировался в знаменитом Метрополитен-музее, где в коллекции азиатского отдела 35000 экспонатов.
Расчетливые американцы признали дарование Шамахмуда. Они предоставили возможность изучить величайшие подлинники – «Бабур-наме» с миниатюрами самого Бехзода, другие старинные фолианты.
В Америке художник организовал выставки в нескольких городах. Своими миниатюрами он очаровал не только жителей Нового света, он достойно представлял нашу страну в Германии и Турции, Иране.
Дружу с Шамахмудом уже много лет, это удивительно мягкий и воспитанный человек.
Признание не избаловало его. Трудолюбие и стремление к совершенствованию – эти качества, привитые устозами в юности, Шамахмуд сохранил на всю жизнь.
В жизни он добрый семьянин. Подрастают два сына и дочь. Вот старший – Бехзод – пошел по стопам отца: стал студентом художественного института.
На работе, в агентстве, читаю последний «Вестник республиканской информации». В нем Указ Президента Ислама Каримова о награждении в связи с десятилетием независимости страны. И в первых же строках – имя друга.
Тут же еду к нему, сообщаю добрую весть:
— Шамахмуд, ты – народный художник!..
Р.ШАГАЕВ,
фото автора