back to top
9.9 C
Узбекистан
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Легендарная Личность

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
    Легендарная Личность

22 апреля 1912 года в Ташкенте в семье образованных людей родился Малик Каюмов — крупнейший деятель узбекского документального кино в ХХ веке. Дата рождения указана по паспорту, хотя сам Малик Каюмович утверждал, что родился он в 1911 году предположительно в апреле-мае. Это единственная неясность в почти столетней биографии выдающегося деятеля культуры нашей республики. Во всём остальном он являл собой образец полного соответствия своей жизни и творчества той непростой эпохе, того насыщенного до предела бурного и противоречивого времени.
Правда, тут есть одно принципиальное замечание – когда характеризуют людей этого исторического периода, то чаще всего подчёркивают, что в судьбах этих людей, как правило, драматически сказывались противоречия той динамичной эпохи. О Малике Каюмовиче этого никак не скажешь – он был цельной натурой, естественно и органично воспринимавший все события в окружающем мире.

Он никогда не скрывал своей откровенной любви к великой супердержаве, в которой жил и творил, к существующему тогда строю и идеалам, которые искренне исповедовал. Отсюда и перемена по отношению к нему со стороны власть имущих в нашем новом независимом государстве.
И, тем не менее, есть все основания утверждать, что М. Каюмов прожил счастливую жизнь. Во-первых, потому, что она оказалась удивительно долгой – он скончался менее чем за 2 года до своего столетия. Согласитесь, что это уже великое счастье — прожить почти целый век без особых болезней и мучений. В апреле 2010 года Малик Каюмович вылетел в Москву, где живут его любимая дочка, внуки и правнучка, чтобы принять участие на Параде Победы в честь 9-го мая. К тому же тогдашний мэр Москвы Лужков намеревался подарить патриарху советского кино личную квартиру. Не сбылось. Всё-таки возраст.

Но главное – не количество прожитых лет, а, так сказать, их качество. Малик Каюмович с 18 лет твёрдо обозначил своё будущее, накрепко связав его с 10-м «чудом света» — кинематографом. Тогда он был взят на первую узбекскую кинофабрику «Шарк Юлдузи» («Звезда Востока») (ныне «Узбекфильм») режиссёром Николаем Кладо, сыном известного историка и теоретика русского флота. В 1930 году Каюмов впервые снялся в качестве актёра, сыграв роль комсомольца в игровом фильме Н. Кладо «Американка из Багдада». Одновременно продолжал работать на кинофабрике ассистентом оператора. Его наставником был Фридрих Веригородский, научивший Малика многим тонкостям кинооператорского искусства.
В 1930 году Каюмов вслед за Н. Кладо переехал в Москву, а в 1931 году поступил во ВГИК на операторское отделение. Через два года он вернулся в Ташкент, где был взят на работу в Ташкентскую студию кинохроники (ныне «Узкинохроника»), одновременно работал в «Союзкинохронике» (Москва) собственным корреспондентом по Средней Азии (1932—1940). Ему довелось снимать первый пассажирский автобус в Ташкенте, костёр, в котором узбекские женщины сжигали свои паранджи.

Ещё в 1939 году кинолента Каюмова «Ташкентский текстильный комбинат» попала на Всемирную выставку в Нью-Йорке, где была удостоена Большой Золотой медали. Тогда же он снял фильм «Могучий поток» о строительстве 270-километрового Большого Ферганского канала . С того времени к Каюмову пришла известность, а его фильм признали классикой кинорепортажа.

В июне 1941 года Каюмов был прикомандирован к экспедиции, которой было поручено вскрыть гробницы Тамерлана (Амира Темура), его сына Шахруха и внука Улугбека в Самарканде. В составе комиссии были московские учёные А.А. Семёнов, М.М. Герасимов, прежде восстановивший по останкам костей облик царя Ивана Грозного, учёный из Ташкента Т.Н. Кары-Ниязов, писатель из Самарканда С. Айни.

И в глубокой старости Малик Каюмов, прямо скажем — несколько наивно, продолжал верить в распространённую легенду о завещании Амира Темура, и в то, что если бы не была проведена эксгумация его трупа, то не было бы Великой Отечественной войны. Об этом он подробно рассказал в российском телевизионном фильме «Проклятие Тамерлана» (2003 год).

Во время той жесточайшей войны с 1941 по 1945 годы Малик Каюмов снимал бои под Москвой, в районе города Ржева, при освобождении Белоруссии.

Фронтовые операторы работали обычно парами. Напарником Каюмова был Алексей Семин, который его спас, вынеся раненым с поля боя. Второе ранение было им получено в 1944 году в боях под Минском: три пули из автомата попали ему в ногу. Лечился в госпитале в Москве, в Лефортово. Была угроза ампутировать ему ногу, но в итоге её удалось спасти. В марте 1945 года Каюмов был демобилизован инвалидом 2-й группы.

Вернувшись на родину, с 1946 года он работал режиссёром-оператором, директором, художественным руководителем хроники Ташкентской киностудии , затем с 1961 по 1976 год был директором, а затем художественным руководителем киностудии научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана.

Разве это не огромное счастье – суметь полностью реализовать себя, свой творческий и административный потенциал — и как крупный руководитель, и как художник, снявший свыше 400 полнометражных и короткометражных кинолент? Всякий нормальный художник, конечно же, мечтает о признании. И в этом фортуна не обошла нашего героя — многие картины Каюмова были премированы. Так, помимо указанного выше успеха в Нью-Йрке, «Золотую медаль» на Международном кинофестивале в Венеции получил фильм «Приезжайте к нам в Узбекистан». Призом «Золотой голубь» в Лейпциге награждён фильм «Паранджа». Дипломы I степени на Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Латинской Америки получили фильмы «Памятники культуры Узбекистана», «Мусульмане Страны Советов», а на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде — картина «От весны до весны».

Малик Каюмов получил Государственную премию СССР — за документально-публицистические кино- и телефильмы «Земельная реформа», «Афганистан. Революция продолжается», «Два дня в апреле. Репортаж о революции», «Афганистан. Жаркая зима» и Государственную премию Узбекской ССР имени Хамзы— за фильм «От весны до весны». В 1991 году в Москве он был удостоен Национальной премии Российской Федерации «Ника» в номинации «Честь и достоинство».

Он являлся Народным Артистом СССР и Узбекистана, получил высокое звание Героя труда, свыше 10 орденов и медалей, Почётные Грамоты Верховных Советов восьми республик, ставших ныне самостоятельными государствами.

Помимо творческого, М.Каюмов заслуженно пользовался и большим общественным признанием – он долгие годы являлся депутатом районных, Ташкентского городского и Верховных Советов республики, неоднократно избирался 1-м секретарём Союза кинематографистов Узбекистана, входил в составы Комитетов по государственным премиям СССР и Узбекистана, в жюри международных смотров и конкурсов.

Обязательным компонентом счастливого состояния является мир, покой и согласие в семье. И здесь Малику Каюмовичу безусловно повезло. Как большинство творчески одарённых людей он часто влюблялся и бывал женат, но последние 50 с лишним лет его сердце принадлежало только одной женщине Анне Погосовне, которая была ему и верной супругой, и другом, помощником и единомышленником.

Таковы составные понятия «счастье», которым была щедро одарена эта по-своему уникальная Личность!
Но справедливость требует признать, что и у него были и завистники, и недруги, которым не хотелось мириться с «культом» Каюмова. При этом враждовали с ним даже некоторые сотрудники его родной студии, люди далеко не бесталанные. Малик Каюмович был по натуре бойцом, не уклонялся от столкновений и жарких схваток, поэтому мир кино был разделён на его сторонников и противников. Можно по-разному оценивать какие-то деяния почти всесильного киновождя, но объективно сделанное им для расцвета узбекского кино, и не только документального, не может не вызывать благодарности и одобрения. Приведу хотя бы примеры по созданию нового Дома Кино, дачных посёлков для членов союза, усилия по организации цельных узбекских актёрских курсов во ВГИКе, постоянная забота о творческой молодёжи.

Мне повезло знать его достаточно близко и по жизни, и по моей работе директором студии «Узбекфильм», и ещё ранее — по моему пребыванию в 1980 году в бурном Афганистане, куда приезжал Малик Каюмов со своим замечательным соратником Турды Надировым. Малик ака очень хорошо ориентировался в Кабуле и, вопреки запретам и даже здравому смыслу, возил меня по глубинным окраинам города, заходя в гости к десяткам простых жителей, которые помнили кинорежиссёра по его предыдущим визитам, увенчанных новыми фильмами. Кстати, я убеждён, что придёт время и, в частности, именно по лентам Малика Каюмова можно будет восстановить подлинную историю этой трагической страны. Думаю, что и реальное развитие Узбекистана в ХХ веке невозможно рассматривать без документальных свидетельств в картинах нашего выдающегося земляка.
Увы, в них немало было «лакировки», но Каюмов шёл на это сознательно, потому что считал, что людей надо воспитывать на хороших примерах и образцах. Таковым были его творческое кредо и гражданская позиция. Они небесспорны, но во-многом были оправданы конкретной исторической ситуацией.

Счастливый человек. Малик Каюмов, уже при жизни являлся легендой. Хотелось бы, чтобы заразительной легендой он воспринимался и новыми поколениями узбекских кинематографистов и вообще созидателями новой жизни.

А. ХОДЖАЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Недельный тур на остров Хайнань обойдется узбекистанцам в два раза дешевле, чем на Чарвак и Чимган

23 ноября, в Ташкент состоялся бизнес-форум с участием представителей туристического сектора Китайской Народной Республики. Данный форум был посвящен продвижению...

Больше похожих статей