back to top
9.9 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Как насчет косметологии, а также мод?!

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Как  насчет косметологии, а также мод?!

А косметология, все же, была!
В отличие от узбечек, русские дамы красили брови в парикмахерских. Делала это обычно маникюрша. Брови красили ужасно вредной и ужасно едкой краской, называемой «урзол», сама не пойму, откуда у меня это название выплыло. Все знали, что она очень опасна, и все красили. Теперь она считается сильнейшим аллергеном, и все равно, до сих пор входит в состав многих красок для бровей и ресниц.

Маникюр, конечно, делали тоже в парикмахерских /жители нашего района, помните парикмахерскую при бане на Широкой, где мамы красили брови и делали маникюр?/ В те благословенные времена о СПИДе слыхом не слыхивали, поэтому инструменты обеззараживались весьма условно. Ходили страшные слухи о какой-то инфекции, но даже я, при том, что мне постоянно ранили пальцы, ничего не подхватила. Косметологи были. Тогда их называли «косметички», /не путать с сумочками для косметики/, и никто из моих знакомых их не посещал, я имею в виду, регулярно. Однажды я подверглась чистке лица паром и выдавливанию угрей. На вторую процедуру меня не хватило.

В довоенные и военные годы была модна прическа а ля Милица Корьюс — валик надо лбом, волосы закалывались над ушами и вились довольно длинными прядями. Большинство женщин попроще обходились «дульками» на затылке. Стрижки без завивки обычно делали девочкам. После войны в моду вошла «шестимесячная» или перманент. Это когда волосы мелким бесом. Перманент продержался необычайно долго. По-моему, до восьмидесятых. Потом в моду вошла еще и «химия», волосы навивали на палочки, смазывали каким-то раствором, и приказывали ждать. Если такую завивку передержать, волосы оказывались пережженными и походили на паклю.

Моя сестра и ее подруги пользовались, как и до войны, плойками, щипцами для завивки, / а ресницы загибали специальными машинками, недавно видела такую, ничуть не изменилась. Такие щипчики, только между ними натянута плотная резина/. Тогда плойки не были электрическими: их нагревали на плите, и обжечь ухо было очень даже запросто. / Помните фильм «Женитьба Бальзаминова»? Вот там кухарка Матрена завивала героя такими вот щипцами/. Или крутили волосы на папильотки — бигуди тогда тоже не было, по крайней мере, в продаже. Папильотки — это скрученные трубочкой бумажки, на них навивали волосы, а концы бумажек завязывали узелком. Первые бигуди были резиновыми, небольшого диаметра, туда вставлялась специальная шпилька с концами в виде перевернутого треугольника, на которую натягивалась круглая, вечно лопающаяся резинка. Потом появились и металлические с дырочками, как у перфокарты. Но у папильоток было преимущество, хотя бы потому, что на них спать спокойнее. А на бигуди — куда сложнее. Большинство таких завивок делались на ночь.

С краской тогда тоже было не очень: перекись водорода или пергидроль или красный стрептоцид для блондинок, позже — хна и басма, для рыжих и черных. Слава богу, в таком городе, как Ташкент, недостатка в хне не имелось!

Мужчины носили «политзачес», это когда волосы зачесывались назад, без пробора, или стриглись под польку, бокс или полубокс. Мальчиков на лето вообще стригли налысо, хорошо, если оставляли чубчик. Это потом вместе с узкими юбками, кринолинами, словом со стилягами вошли в моду прически «бабетта», «вшивый домик» и «я у мамы дурочка». И начесы, знаменитые начесы, правильно сказать «тупирование». Бралась прядь волос и начесывалась от кончиков до корней. И так всю голову. Потом все это сверху приглаживалось, голова получалась огромной. И так ходили все. Помню, моя однокурсница, Тома Ибатуллина, приехавшая из геологической экспедиции, начесала голову -арбуз и надела кринолин, хотя к тому времени и то, и другое вышло из моды.

Трудно узнать на фотографии модно одетой, уверенной в себе красавицы, манекенщицы Ташкентского дома моделей. ту смешную девчонку…
Моды в Ташкенте во время войны и немного позже диктовали приезжие. Местные женщины, как могли, старались им подражать. Мужчины и дети, как водится, были куда консервативнее в одежде. Мальчики весну, лето и осень просто бегали в трусах, в крайнем случае, в маечках. На выход — те же трусы и рубашечка. Девочки в платьицах с оборочками, на кокетке или без, сильно расклешенных снизу. Иногда сверху надевался передник, но у меня таковых не было. Самые маленькие тоже бегали в трусиках. Да, и на многих были панамки. А вот зимой начинались всякие мучения. Чулки! Ох, эти чулки! Понятия такого «колготки» не было, были чулки, причем до определенного возраста равно для мальчиков и девочек. Поверх майки или рубашки надевался лифчик, скажем, что-то вроде очень короткого сарафанчика. С пуговицами. По две пуговицы спереди и сзади. Такие же пуговицы были на чулках. На чулки и лифчик надевались резинки с петлями. Конструкция очень сложная для маленьких детей. Многие носили просто круглые подвязки из широкой резинки, но врачи запрещали: кровообращение нарушается, / потом девочкам приходилось носить пояс для чулок, приспособление, считающееся на Западе чрезвычайно эротичным, а по мне так просто не слишком удобное и застежки вечно расстегивались в самый неподходящий момент/. Сверху для мальчиков фланелевые рубашки, курточки на пояске, или пальто. Шаровары со штанинами на резинках. Многих малышей одевали в матроски, с короткими штанишками, форменками и даже с матросскими шапочками. Мальчики постарше в холодную погоду носили кепки. Даже вязаных шапочек для мальчиков не было.

Для девочек шерстяные или фланелевые платьица, такие же расклешенные, и шерстяные шаровары. Лично у меня были красные революционные. Я в них и школу посещала первые три года. И никто не удивлялся: у остальных были такие же, только разных цветов. Еще пальто и вязаные шапки. У меня до школы был шикарный комплект: шубейка, шапка и муфта из коричневого искусственного меха. У моей соседки Томы был такой же, только из желтого меха. Дальше шли бесчисленные пальто и вязаные шапки или меховые капоры.

Не знаю, как в московских, а в ташкентских школах в младших классах тогда не было раздевалок: они появились потом. Мы раздевались в классе, о сменке речи не шло, но галоши /да-да, тогда носили галоши, и вот еще одно несчастье. надевать их и снимать. Не слишком легкое занятие!/, снимались, клались в мешок, а мешки, в свою очередь, складывались в специальные отделения под вешалкой. Сапожек не было, а носили ботинки, причем особых различий между мальчиковыми и девчачьими не имелось Обычные ботинки на шнуровке. Да и летом обувь были одна: сандалии, или как мы говорили, «сандали», а если подробнее — лапти с дырочками на перепонке с пряжкой. Туфли — на осень, и не так-то легко их было раздобыть! Я еще помню, как мужчины и женщины носили парусиновые тапочки, которые выбеливались зубным порошком и ставились на просушку! В начальной школе мальчики носили коричневые рубашки с белыми воротничками, девочки — форму. С передничками. Белыми — парадными, черными — повседневными. Белоснежные воротнички, такие же манжеты. У некоторых — кружевные. Мальчиковой формы, слизанной с формы реалистов, /серо-голубые суконные брюки, гимнастерка с черным ремнем и фуражку, на которых красовалась эмблема: книга, в обрамлении дубовых листьев/ тогда еще не изобрели. Это позже, в середине пятидесятых.

До войны, по словам Тани Вавиловой, в Ташкенте многие европейцы ходили в тюбетейках, а на лето брили голову. Европейский костюм и тюбетейка! Еще более забавно, когда сочеталась вышитая украинская рубашка (гуцулка) с ковровой тюбетейкой. Именно цветные, ковровые были, а не черно-белые, как теперь носят.

А солидные мужчины в середине сороковых и до конца пятидесятых одевались довольно однообразно. Прежде всего — костюмы. И зимой, и летом. Только летом шились специальные летние костюмы, такие были у моего отца и у всех знакомых мужчин. Коломянковые, — это нечто вроде парусины, попроще, светло — серые, и чесучовые — светло-желтые, более плотные, подороже. Зимой под пиджаки надевались либо неуклюжие свитера, либо рубашки с пристежными воротничками /пристегивались они специальной запонкой сзади/, на которые, в свою очередь, надевались джемперы-безрукавки или пуловеры, в народе называемые «полуверы». Тогда в моде был норвежский рисунок: два оленя нос к носу на синем или коричневом фоне со снежинками. Гораздо позже я видела такие в Норвегии, стоят они недешево, но тогда их носили очень многие. /Кстати, если рукава рубашки были слишком длинны, на них надевались такие круглые резиновые штучки, чтобы немного подтянуть вверх манжеты. / Галстуки, конечно. Преимущественно в косую полоску. Майки. Простые и в сеточку. Вискозные. Говорят из них роскошные тряпки для посуды получались, но я как-то не пробовала/. Брюки шириной с Черное море, с обшлагами. /папины были шириной тридцать пять сантиметров, и никакие уговоры, вопли и скандалы не заставили его сузить брюки сантиметров хотя бы на десять. Папа свято верил советской прессе: раз пишут, что стиляги — это плохо, значит, так и есть, и узкие брюки, если не клеймо дьявола, то уж точно — позор и разврат\\. Интересно, что председатели колхозов и партработники, а также некоторые работники торговли в подражание Сталину носили полувоенные кители с галифе. А зимой бурки. Знаете, что такое бурки? Белые валенки с кожаным низом. Простые смертные носили ботинки и длинные носки, которые пристегивались к ногам специальными подтяжками, ну и кальсоны, пардон за прозу. По словам Лидии в унифицированной мужской моде 1954 года присутствовала рубашка — гуцулка с вышитой крестиком вставкой на груди. Они могли быть шёлковыми или х.б. Вышивались украинскими мастерицами. Хоть и носили их практически все, но вышивка придавала каждой своеобразие.

ТАТЬЯНА ПЕРЦЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Недельный тур на остров Хайнань обойдется узбекистанцам в два раза дешевле, чем на Чарвак и Чимган

23 ноября, в Ташкент состоялся бизнес-форум с участием представителей туристического сектора Китайской Народной Республики. Данный форум был посвящен продвижению...

Больше похожих статей