В статье рассматриваются темы:
джихад в современном обществе, на фоне так и не разрешимых странами третьего мира вызовов модернизации;
вопросы терроризма и как они сегодня отражаются в средствах массовой информации и в сознании современной молодёжи;
Какое психологическое воздействие терроризм оказывает на молодёжь.
Средства массовой информации в статье рассматриваются как инструмент, через который радикальные группы усиливают своё действие на общество.
В современном мире Ислам распространяется по всей планете. Корни конфликта в мусульманском мире надо искать в древней истории Ислама.Источники мирового терроризма и конфликт на Ближнем Востоке,как детонатор конфликта во всем мире,исходит из того,мусульманский мир не справился с модернизацией и с её множеством вызовов.Страны третьего мира не смогли благополучно встроиться в международную экономическую и политическую систему,основанную на принципах конкуренции.
Они не вписались в эту систему не только в экономическом и политическом смысле,но и по всем остальным показателям,таким как детская смертность,уровень и продолжительность жизни,уровень образования.Дополнительным вызовом для общества становится и глобализация радикального ислама.
Ислам,огромная цивилизация объединяющая 1.5 миллиона верующих.Представители ислама одновременно пребывают,как в оппозиции по отношению к либеральным западным ценностям и массовой культуре,так,отчасти,стремятся вписаться в общество,проповедующее эти ценности.
В век глобализации,когда развиваются крупные международные финансовые системы,спутниковые каналы телевидения и интеренет,сети быстрого питания,религиозный фактор ислама остаётся основным фактором и последней территорией свободы для населения этих стран. Поскольку молодёжь составляет практически половину населения стран третьего мира она часто ищет в исламе возможность самовыражения.
Радикальные версии ислама проникают везде.Такие его проявления ,как смертный приговор Аятоллы Хомейни, вынесенный писателю Салману Рушди,смерть голландского режиссера Тео Ван Гога,ресстрел редакции французского юмористического журнала Шарли Эбдо и множество других террористических актов, это реалии современной жизни.Мир все больше приходит к пониманию,что исламский фундаментализм и радикальный ислам не иак даелко от нас,как представлялось раньше.Это угроза сегодня присутствует везде как в центре либеральной Европе,так и во всех крупных городах мира, как Нью-Йорк,Мадрид,Париж,Берлин,Рим,Брюссель,Москва, Санкт-Петербург, Стокгольм.
А в странах Ближнего востока ситуация ещё более удручающая,поскольку именно на этих территориях великие и малые державы демонстрируют своё влияние,что приводит к гибели огромного количества людей.
Правительства европейских стран принимают мигрантов,часто выходцев из своих бывших колоний, и ищут спсособы их интеграции в общество. Пребывающие мигранты привносят на запад свои ценности и стремятся их сохранить и даже развивать,одновременно пытаясь жить новой жизнью и адаптировать основные европейские ценности и культуру в свою жизнь.У мдетей мигрантов выросших или уже родившихся на западе,формируется многофасетная ментальность,когда будучи европейцами,они ищут связь с культурой своих предков.Будучи мусульманами по рождению,они чувствуют свою униженность,осознавая,что экономически и политически их страны потерпели крах,а в Европе или в Америке они пожизненно остаются людьми второго сорта.Европейцы,в свою очередь,ощущают,что их ценности свободы,равенства и братства,проекты толерантности и мультикультурализма попадают под угрозу радикального исламизма.
1. Джихад и современное общество.
Вызовы модернизации в странах ,с преимущественно мусульманским населением,остаются непреодолимой задачей для этих стран уже на протяжении 200 лет.В этом явлении нет ничего нового.
На фоне демографического роста, когда огромное число молодого населения готово выйти на рынок труда в поисках достойной работы,государство и общество не в состоянии соответствовать их ожиданиям.Возрастает рост недовольства, протестное настроение,дестабилизация и угроза безопасности.
Молодежь, которая составляет практически половину населения этих стран, пребывает в состоянии фрустрации, без возможности создать семью и обрести достойную жизнь.
Страны,с преимущественно репрессивными режимами,где правительства, в соответствии с «социальным контрактом», который они заключают с населением в обмен на послушание,обещают им обеспечить достойный уровень существования,не справляются со своими обязательствами.
Персоналистическая система правления,замешанная на коррупции и клептократии становится основной причиной общественного недовольства. Подобная неспособность правительства удовлетворить законные ожидания, растущего населения, способствует тому,что различные радикальные течения искусно эксплуатируют протестные настроения населения,особенно молодёжи,которая пытается обрести себя и смысл своего существования.
Радикальные группы эксплуатируют энергию и кипучесть молодёжи, их идеализм и пассионарность, недовольство и фрустрацию и предлагают им решения, которые кажутся им привлекательными, как например,участие в построении «идеального» общества, такого как Исламский Халифат. Подобные способы разрешения их проблем не кажутся для молодых людей утопией, а конъюнктурное подкрепление идеологии джихада цитатами из Корана и хасидов, умело манипулируемые вербовщиками, способствует тому, что под их патронажем, молодые люди созревают для борьбы и даже для самопожертвованию во имя построения этого идеального «рая на земле». В борьбе за так, называемый «подлинный ислам» молодые люди легко становятся «живым орудие».
В мировой истории много примеров, когда подвергая идеологической обработке молодежь, которая ищет духовные ориентиры и лидеров, за которыми она была готова следовать, часто становились жертвами их харизматического обаяния. Организации«Исламское государство», например очень похожи по своей сути на секту Ассасинов под предводительством Хасана Бин Сабаха(1090-1257), который жил в одно время с Имамом Аль Газали, и подвергался критике с его стороны. Секта называлась «Секта Хашишинов» .Такое название они получили за ежедневное употребление гашиша,который позволял им не только впадать в экстаз и реально ощущать себя « в раю»,а также был средством,чтобы « не впадать в слабость» в момент расправы над теми,которых они обозначали как своих врагов,которых обозначали как «чужие».Гашиш был также и средством для Мэтра группы держать в подчинении тех,кого обозначали как «своих»,а именно учеников и последователей секты.
Термин «хашишин» постепенно трансформировался в слово «ассасин»,что на французском языке означало слово убийца- «assasin”.Организатор секты Хашишинов и и вдохновитель религиозно-политических убийств, Хасан бин Сабах создал строго иерархизированную группу, где в вершине структуры находился он сам-Великий Мэтр,а ниже выстраивалась пирамида из его последователей.Иерархия была организованна по уровню идеологической обработки,в соответствии с тем,насколько хладнокровно каждый из «своих» был способен убить «чужого» и насколько бесстрастно он мог принести себя в жертву.Члены секты не считали жизнь тем,что принадлежит им и поэтому принесение себя в жертву не считалось самоубийством. Их каждодневная жизнь состояла из идеологической обработки и интенсивной физической подготовки,которая делала из них идеальных убийц.Все о чем они мечтали и грезили сводилось к «идеальной утопии» для себя и своих близких.
Подобная системная стратегия базировалась на:
1.Спектакулярном «показательном» убийстве,когда «идеальный убийца» мог в любой момент «оказаться в раю» по приказу своего Мэтра. Само убийство или акт самопожертвования совершался в местах большего скопления народа,таким образом,чтобы очевидцами стали наибольшее количества людей. Это были мечети во время службы или оживленные рынки и городские площади. Акт убийства или самопожертвования гарантированно сеял ужас и страх. Для этого требовалась тщательная предварительная подготовки,а акт самопожертвование был идеальным средством уничтожения большого количества людей,когда даже не требовалось искать решения для спасения того,кто его совершал.
Одним из дополнительных компонентов данного акта считалось необходимость дать народу ощущение того,что сторонники секты Хашишинов присутствуют повсюду. Это создавало ощущение панических предчувствий,которые усиливались распространением легенд и фантасмагорий.
В том,как действуют современные радикальные группы тоже присутствуют все эти составляющие. К ним сегодня добавляются и современные информационно- технические возможности очень эффективно используемые террористами.
2.Основные аспекты притягательности радикальных течений,мотивация и идеологическая обработка новичков.
Сегодня принципиальной территорией вербовки боевиков стали не только страны Европы,но и Россия.
А несколько миллионов выходцев из стран Центральной Азии, а это преимущественно молодёжь,которая приехала в Россию на заработки, стала основным объектом вербовки джихад истов.
Почти все «новоиспеченные» джихадисты уверенны,что примкнув к радикальным группам, они делают «благое дело,во имя Пророка». Далеко от своих стран,маргинализированные и регулярно отвергаемые обществом в странах,где они ищут работу,эти молодые находятся в уязвимой ситуации и достаточно легко подвергаются пропаганде джихадистов(зачастую по интернету и в социальных сетях).
Вербовщики радикальных групп умело манипулируют фундаментальными и символическими представлениями и понятиями ислама,довольно привлекательными по своей силе и влиянию.
Принципы вербовки сторонников радикальных сект основаны на «трехуровневом» психологическом механизме:
1-й уровень -это отключение «рацио», когда у подопечного-новоприбывшего искусственно снижается уровень критического и рационального мышления.
2-й уровень-вызывание страха и угрозы, создание у жертвы ощущения безысходности.
3-уровень-поддевание человека на крючок «спасателя»-предложение выхода из сложной ситуации.
Человек лишенный нормальных условий жизни, и нормальной пищи, в чужой стране изолированный от привычного окружения достаточно легко впадает в депрессию. Его прежние установки и убеждения не подкрепляются извне.В новой стране он попадает в полную зависимость от работодателя. Американский исследователь Роберт Джей Лифтон,называет этот феномен «Теорией исторической дислокации».Этот феномен объясняет ту степень уязвимости в которую впадают молодые люди,которые находятся далеко от дома,когда система ценностей,которую они усвоили в своей стране не работает в той стране в которую они прибывают. Они отрываются от своей культуры,но не становятся своими в новой среде и не усваивают систему ценностей страны в которой они ищут заработки. Таким образом, они пребывают в состоянии социализации и особо уязвимы,в виду отсутствия духовной опоры для построения собственной идентичности в новых условиях. Попадая под влияние опытных вербовщиков, они постепенно превращаются в «испуганных детей»,которым внушаются «новые истины».
В результате иррационального чувства неопределенности и страха,запуганные люди идут на все.
Основными составляющими их мотивация становится утопическая идея создания Халифата-Исламского государства,которое основано на законах шариата,божественном откровении,которое обязательно выиграет войну с западным миром и режимами атакующими ислам. Такое государство,которое предлагает исламский порядок,основанный на закону базирующихся на божественном откровении, а не объективных и рациональных законах экономики и права, сильно впечатляет тех,кто разочарован авторитарными режимами,отсутствием справедливого распределения благ и коррупцией. Утопия построения идеального и справедливого общества кажется молодым людям на распутье, идеей,которой можно посвятить свою жизнь и даже отдать её в дар. А смерть за эту идею перестает быть для них нелепой,особенно если в их жизни было мало чего привлекательно,для того чтобы продолжать ее влачить. Манипуляторы воздействуют на свою жертву на фоне их неуверенности в новом общества,обращаясь к подсознанию, ко всем страхам и предрассудкам,мифам, живущим в каждой «раненной душе».После такой обработки жертвы принимают новую систему ценностей и постепенно соглашаются сотрудничать с радикалами.
Но зачастую молодёжь даже в своих странах чувствует себя неуверенно и становится маргинализированной,как например чувствуют себя дети мигрантов в странах Европы.
Европейская молодёжь тоже также легко поддаётся обработке вербовщиков, потому что современное общество не в состоянии предложить что-либо в ответ на их духовные запросы и поиски смысла жизни.
Часто система ценностей поколения их родителей уже не может быть больше опорой для формирования их собственной системы ценностей и идентичности.
Почему же она априори отвергается ими или предаётся сомнению?
Почему молодые люди ищут что-то другое?
Что сегодня государство и общество в состоянии предложить взамен того, что предлагают вербовщики?
Саида АРИФХАНОВА
Продолжение следует