Задумывался ли читатель – чем объяснить, что в течение долгих тысячелетий, за время кардинальных изменений на нашей земле
государственных образований и наименований, религий, политического, экономического и социального строя, зарождения и упадка, а иногда и гибели целых цивилизаций и городов, неизменно живым и всеохватным остаётся только лишь праздник Навруз? Ответ очевиден – причина такой вечности, живучести, «надисторичности» Навруза в его подлинной народности, полном слиянии с законами природы, абсолютном согласии с волей Высшего Разума.
Мы заслуженно чтим и соблюдаем много других праздников – государственных, религиозных, светских, профессиональных, бытовых, культурологических, символических, но при этом прекрасно понимаем, что практически все они – праздники и свидетельства нашего сегодняшнего общественного сознания, ибо когда-то на территории Узбекистана были совсем другие государства, другие религии, другими ремёслами и на совсем другом уровне занимались люди, во многом другими были конкретные ценностные понятия – неизменными оставались только лишь Навруз и отношение к нему — восторженное, душевное, даже наивное. Всеобщее ликование от пробуждения природы, прихода весны, начала сельскохозяйственных работ, а значит – надежда на урожай, на обеспеченную и мирную жизнь, какая-то колдовская, чарующая своей искренностью, не нарочитостью аура всеобщего братства, дружелюбия, взаимотерпимости и всепрощения, открытости, добра и веселья испокон веков царили в эти дни в каждом населённом пункте, в каждом кишлаке, в каждом доме и семье. В каждом – потому что в дни Навруза люди не должны были разниться на богатых и бедных, на торжествующих и прозябающих – главным и обязательным условием его было практически проявить великодушие и внимание к сирым, больным и нуждающимся, всеобщими усилиями, в том числе и методом хашара, помогать конкретным людям и семьям, создавать ценности и объекты опять же всеобщего пользования, украшать и озеленять окружающий мир.
Поэтому идеи и пафос (да простят мне за использования в данном случае несколько выспренних слов) Навруза были, так сказать, «в крови» каждого человека с рождения, они изначально были заложены в его подсознании, хотя и культивировались общей атмосферой, песнями, сказаниями и легендами, массовыми фольклорными, хореографическими и кулинарными действиями.
И ничто – не смена эпох, ни опустошительные набеги захватчиков, ни природные и общественные катаклизмы, ни даже фактический террор оказавшегося самым страшным по методам «убиения» любимого народного праздника при недавнем тоталитарном режиме – ничуть не смогло (и не сумело бы!) уничтожить в душе народной потребности в этом чудодейственном торжестве.
И всё-таки мы зависимы от окружающего мира, от внешних обстоятельств. Не будь обретения Узбекистаном независимости, может быть, ещё долгие годы пришлось бы отмечать этот праздник скрытно, со слезами от обиды и возмущения, с упованием на Бога, на будущее торжество справедливости. Но, к счастью, в новом Узбекистане Навруз отмечается как поистине народный праздник – светлый и радостный символ нашего Возрождения.
Навруз – самый древний и самый вечный наш праздник. Но всё чаще его называют «праздником омоложения» — и здесь нет никакого противоречия, никакой дисгармонии. Напротив – это точное определение именно потому, что он по сути, по природе своей выражает и олицетворяет вечное и обязательное обновление, омоложение земли нашей, и садов, и полей, и душ людских – раскрытых солнцу, счастью, добру и любви!
Праздник идёт по стране, при этом как справедливо отметил в своём приветствии президент Ш.Мирзияев «Навруз – поистине самый любимый праздник для проживающих в нашей стране представителей разных наций и народностей, всего нашего многонационального народа». И что очень важно, идёт не только с фанфарами, но и с конкретными деяниями – созидательными, благоустроительными, благотворительными. Эти добрые дела становятся правилом нашей жизни – не показными, не демонстрируемыми, а повседневной нормой. Тогда нормальным будет и наше омолаживающееся общество.
А. ХОДЖАЕВ
Вроде статья о таком прекрасном празднике и даже тут автор вплел политику. Ну раз это свободное мнение, то после прочтения складывается впечатление что недавний, как выразился автор "тоталитарный режим" был прям настолько ужасен. Спрашивается зачем?