back to top
9.9 C
Узбекистан
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Символ омоложения. (Актуальное философское эссе).

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
   Символ омоложения. (Актуальное философское эссе).

Задумывался ли читатель – чем объяснить, что в течение долгих тысячелетий, за время кардинальных изменений на нашей земле
государственных образований и наименований, религий, политического, экономического и социального строя, зарождения и упадка, а иногда и гибели целых цивилизаций и городов, неизменно живым и всеохватным остаётся только лишь праздник Навруз? Ответ очевиден – причина такой вечности, живучести, «надисторичности» Навруза в его подлинной народности, полном слиянии с законами природы, абсолютном согласии с волей Высшего Разума.

Мы заслуженно чтим и соблюдаем много других праздников – государственных, религиозных, светских, профессиональных, бытовых, культурологических, символических, но при этом прекрасно понимаем, что практически все они – праздники и свидетельства нашего сегодняшнего общественного сознания, ибо когда-то на территории Узбекистана были совсем другие государства, другие религии, другими ремёслами и на совсем другом уровне занимались люди, во многом другими были конкретные ценностные понятия – неизменными оставались только лишь Навруз и отношение к нему — восторженное, душевное, даже наивное. Всеобщее ликование от пробуждения природы, прихода весны, начала сельскохозяйственных работ, а значит – надежда на урожай, на обеспеченную и мирную жизнь, какая-то колдовская, чарующая своей искренностью, не нарочитостью аура всеобщего братства, дружелюбия, взаимотерпимости и всепрощения, открытости, добра и веселья испокон веков царили в эти дни в каждом населённом пункте, в каждом кишлаке, в каждом доме и семье. В каждом – потому что в дни Навруза люди не должны были разниться на богатых и бедных, на торжествующих и прозябающих – главным и обязательным условием его было практически проявить великодушие и внимание к сирым, больным и нуждающимся, всеобщими усилиями, в том числе и методом хашара, помогать конкретным людям и семьям, создавать ценности и объекты опять же всеобщего пользования, украшать и озеленять окружающий мир.

Поэтому идеи и пафос (да простят мне за использования в данном случае несколько выспренних слов) Навруза были, так сказать, «в крови» каждого человека с рождения, они изначально были заложены в его подсознании, хотя и культивировались общей атмосферой, песнями, сказаниями и легендами, массовыми фольклорными, хореографическими и кулинарными действиями.

И ничто – не смена эпох, ни опустошительные набеги захватчиков, ни природные и общественные катаклизмы, ни даже фактический террор оказавшегося самым страшным по методам «убиения» любимого народного праздника при недавнем тоталитарном режиме – ничуть не смогло (и не сумело бы!) уничтожить в душе народной потребности в этом чудодейственном торжестве.

И всё-таки мы зависимы от окружающего мира, от внешних обстоятельств. Не будь обретения Узбекистаном независимости, может быть, ещё долгие годы пришлось бы отмечать этот праздник скрытно, со слезами от обиды и возмущения, с упованием на Бога, на будущее торжество справедливости. Но, к счастью, в новом Узбекистане Навруз отмечается как поистине народный праздник – светлый и радостный символ нашего Возрождения.

Навруз – самый древний и самый вечный наш праздник. Но всё чаще его называют «праздником омоложения» — и здесь нет никакого противоречия, никакой дисгармонии. Напротив – это точное определение именно потому, что он по сути, по природе своей выражает и олицетворяет вечное и обязательное обновление, омоложение земли нашей, и садов, и полей, и душ людских – раскрытых солнцу, счастью, добру и любви!

Праздник идёт по стране, при этом как справедливо отметил в своём приветствии президент Ш.Мирзияев «Навруз – поистине самый любимый праздник для проживающих в нашей стране представителей разных наций и народностей, всего нашего многонационального народа». И что очень важно, идёт не только с фанфарами, но и с конкретными деяниями – созидательными, благоустроительными, благотворительными. Эти добрые дела становятся правилом нашей жизни – не показными, не демонстрируемыми, а повседневной нормой. Тогда нормальным будет и наше омолаживающееся общество.

А. ХОДЖАЕВ

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Вроде статья о таком прекрасном празднике и даже тут автор вплел политику. Ну раз это свободное мнение, то после прочтения складывается впечатление что недавний, как выразился автор "тоталитарный режим" был прям настолько ужасен. Спрашивается зачем?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Недельный тур на остров Хайнань обойдется узбекистанцам в два раза дешевле, чем на Чарвак и Чимган

23 ноября, в Ташкент состоялся бизнес-форум с участием представителей туристического сектора Китайской Народной Республики. Данный форум был посвящен продвижению...

Больше похожих статей