Кто из нас не слышал это выражение? Это значит – не доказывай давно уже известные истины, не пытайся открыть заново то, что открыто задолго до тебя. Между тем, всем нам привычное и знакомое сооружение на двух (иногда трех) колесах, с рулем и педалями, на которое принято ссылаться как на самое простое и незамысловатое из изобретений, когда-то ведь действительно было придумано впервые. И открыло, можно сказать, новую эру в способах передвижения посредством безгужевого транспорта.
«Трудно было человеку десять тысяч лет назад:
Он пешком ходил в аптеку, на работу, в зоосад…
Он не знал велосипеда, слепо верил в чудеса, –
Потому что не изведал всех достоинств колеса!..»
О велосипеде, о его истории и людях, которые его создавали, и пойдет сегодня речь.
Поведать обо всех изобретателях велосипеда довольно трудно, поскольку их было много и жили они в разных странах и в разное время. Но попробуем вкратце изложить то, что донесла до нас история.
Утверждают, что шесть столетий тому назад великий итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи нарисовал эскиз почти современного велосипеда с двумя одинаковыми по размеру колесами. Но это была лишь идея, выраженная на бумаге. Вполне реальным же предком велосипеда можно считать грубый деревянный самокат, появившийся в Европе в начале ХIХ столетия. Впрочем, это был даже не самокат, а «бегунок», так его тогда называли. Человек сидел на раме, которая катилась на двух колесах, и попеременно отталкивался от земли ногами, как бы бежал, благодаря чему «бегунок» двигался по дороге. Руля у него не было. Чтобы его повернуть, нужно было наклонить в сторону. Часто при этом сидящий верхом на «бегунке» человек терял равновесие и падал на бок вместе со своим транспортным средством. Это устройство изготавливалось тогда из дерева.
В начале 1800 года на Урале русский крепостной мастеровой Ефим Артамонов построил железный самокат, на котором самостоятельно приехал в Москву на коронацию царя Александра I. К сожалению, о его жизни нам известно очень мало. Немного больше сведений дошло о немецком изобретателе Карле фон Драйзе, который через тринадцать лет после Артамонова усовершенствовал самокат, сделав его управляемым. Так появился первый велосипедный руль. Но и этот прародитель велосипеда был слишком тяжелым, ведь он тоже изготавливался из дерева и имел колеса как у телеги. А ехать приходилось, как и прежде, – отталкиваясь от земли ногами.
Значительный шаг в развитии конструкции велосипеда в Англии в 1836 году сделал рабочий-медник Дальзель. После долгих экспериментов он придумал для своего велосипеда педали. Фабрики, выпускающие игрушки, использовав его изобретение, начали выпускать детские велосипеды, к которым для устойчивости добавляли третье колесо. Но металла в то время было еще очень мало, и велосипеды оставались деревянными. Железные же появились лишь в 1865 году во Франции. Создали их каретный мастер Пьер Мишо и механик Лальмак. Рама выковывалась из железного бруса, а колеса, хотя и были еще деревянными, обтягивались металлическим ободом. Педали находились на оси переднего колеса. Немилосердная тряска и большое напряжение сил ожидали любителей «прокатиться», за что этот велосипед и получил нелестное прозвание «костотряс». Тем не менее, изготовление велосипедов было запущено в производство, их стали выпускать на заводах, и инженеры постоянно совершенствовали их конструкцию. «Отцом» велосипедной индустрии считают англичанина Джеймса Старлея.
Однако развивать скорость на таком велосипеде было трудно, так как колесо крутилось вместе с педалями. И тогда стали делать переднее колесо больше, потом еще больше, чуть ли не в рост человека, правда, садиться на него стало не очень удобно. Высокие тоненькие спицы и человек, взгромоздившийся на огромное колесо, напоминали паука на длинных тонких ногах. Так и осталась эта веломашина в памяти потомков под названием «паук»…
Однако же, как выяснилось, велосипед с такими колесами – большим передним и совсем маленьким задним – развивал более высокую скорость, чем прежние модели. Это подтвердили необычные соревнования, организованные в Москве: верховые наездники состязались с велосипедистами. И, всем на удивление, велосипедисты одержали победу!
«Солнце на спицах, синева над головой,
Ветер нам в лица обгоняет шар земной!..
Ветры и весны, убегающие вдаль, –
Сядешь – и просто нажимаешь на педаль!..»
Первые Олимпийские игры нового времени, проходившие в1896 году в Греции, уже включали в себя сразу несколько видов гонок на велосипедах и были одним из наиболее популярных состязаний.
Суеверные люди, никогда не видевшие других средств передвижения, кроме лошади и верблюда, и пораженные видом и скоростью странного сооружения, считали, что в велосипеде заключена «нечистая сила», а человек, управляющий им, продал душу дьяволу. Прохожие не могли понять, почему человек, сидящий на колесе с тонкими спицами и нажимающий на педали, едет с такой невероятной скоростью. А объяснение было совсем простым: шагая, человек тратит три четверти своей энергии на движение вверх и лишь одну четверть – на то, чтобы двигаться вперед. Велосипед же позволяет основную часть энергии затрачивать на продольное перемещение. Поэтому-то он и движется так быстро.
Откуда же взялось само слово «велосипед», такое обыденное и привычное для нас? Название это образовалось из двух латинских слов:«велос»– быстрый и «педос» – ноги. В результате получилось «велосипед», или буквально – «быстрые ноги». (Любопытное сообщение появилось в одной из московских газет в 1897 году. Репортер, извещая читателей о предстоящей велосипедной гонке, с издевкой писал: «35 пар ног завертятся во славу спорта, 70 человеческих пяток засверкают одновременно…»)
Со временем появились резиновые шины, легкие колеса с проволочными спицами и рама из стальных труб. А англичанин Коупер в 1869 году впервые использовал для велосипеда шариковые подшипники. Ход велосипеда стал намного мягче, и популярность этого средства передвижения сразу возросла.
Велосипед в привычном для нас виде – с колесами одинаковой высоты, длинной рамой и цепной передачей на заднюю ось – появился в Англии в 1884 году, а год спустя шотландский врач Джон Данлоп изобрел надувные шины. Он же придумал вентиль с резиновой трубочкой, пропускающей воздух в одну сторону. Втулку со свободным ходом изобрел французский инженер Моро в 1897 году. После этого отпала необходимость постоянно крутить педали. При езде с горки, например, велосипедист мог остановить педали и немного отдохнуть…
Более столетия прошло с тех пор, а велосипед остался почти неизменным. Правда, он был дополнен некоторыми устройствами и деталями: появились тормоза, генератор и фара, правильнее сказать фонарь, для езды в ночное время и даже переключатель скоростей, используемый на спортивных велосипедах.
Любопытна, кстати, история происхождения слова «фара». В III веке до нашей эры по приказу царя Египта Птолемея на острове Фарос, который располагался недалеко от города Александрия, был построен маяк. Его высота достигала 160 метров, а на верху постоянно горел больший костер. Для поддержания огня внутри маяка была устроена специальная дорожка, по которой на ослике подвозили топливо. Маяк исправно служил мореплавателям полторы тысячи лет и разрушился лишь несколько веков назад из-за случившегося здесь землетрясения. Фаросский маяк был настолько популярен, что слово «фара» стало ассоциироваться с осветительными приборами и закрепилось в нашем сознании до сих пор.
Сегодня сотни тысяч людей ежедневно используют велосипеды для деловых поездок и дальних путешествий, для развлечения и укрепления здоровья… Особенно популярны велосипеды у детей и подростков. И когда этим легким и удобным транспортным средством пользуются правильно, соблюдая соответствующие правила движения, – велосипед способен стать незаменимым помощником.
«…А теперь на белом свете все куда-то колесят:
Едут взрослые и дети на работу, в зоосад,
Едут в баню и в аптеку, едут к теще на обед…
Что же будет с человеком через десять тысяч лет?!..»
Дилором Нурмухамедова.