Весна на крыльях музыки впорхнула в наш южный оазис, уставший от непредсказуемой слякотной зимы.
И, хотя синоптики накануне Навруза все еще грозят небольшими неприятностями в виде снега и затяжных дождей, но и стар, и млад лишь удивляются этим проказам природы. Ведь они всем сердцем и душой настроились к звонкой капели и к звукам завораживающей музыки .
И правильно делают, ведь по весне даже самые юные музыканты действительно наперебой с голосистыми пернатыми балуют меломанов музыкальными трелями.
Вот, к примеру, вчера один из музыкальных коллективов из Республиканского специализированного музыкального академического лицея им. В. Успенского, буквально сразил своими яркими маршами и зажигательной самбой жителей одного небольшого массива в центре города, собравшихся у входа в Ташкентский мемориальный музей Мухтара Ашрафи.
Когда выступление духового оркестра младшей группы лицея под управлением педагога-дирижера В.Яковлева под бурные аплодисменты зрителей закончилось, то собравшиеся узнали, что большую группу веселых и нарядных мальчиков и девочек, юношей и девушек в концертном зале Музея ждет импровизированная сцена. Именно на ней им предстоит продемонстрировать свои успехи в рамках очередного музыкального Конкурса-фестиваля «Умид- гунчалари -2017».
Место для проведения самого весеннего конкурса-фестиваля Министерством культуры республики выбрано отнюдь не случайно, так как на протяжении многих лет между музеем и одним из старейших лицеев мегаполиса поддерживаются творческие связи. В их основе развитие детско-юношеского музыкального творчества, знакомство с деятельностью местных композиторов и исполнителей, а так же разнообразные познавательные экскурсии, мастер классы и концерты.
Музей Мухтара Ашрафи, композитора, одного из ректоров консерватории, художественного руководителя и главного дирижера ГАБТ, им. А.Навои, народного артиста республики, распахнувший свои двери в 1982 году, благодаря его сыну Ферузу Ашрафи и коллективу единомышленников, превратился не только в хранилище раритетов, но и в подлинный островок культуры, постоянно радующий почитателей высокого искусства разнообразными музыкально-поэтическими программами, концертами и выставками.
А еще он привлекает будущих музыкантов многочисленными рукописными партитурами знаменитых опер и балетов известного композитора. В том числе, первой узбекской оперы «Буран» и «Великий канал», «Дилором» и «Сердце поэта», балетов «Амулет любви», «Тимур Малик», «Стойкость» и «Любовь и меч», бережно хранящимися на полках кабинета маэстро.
С особым благоговением юные музыканты относятся и к пожелтевшим от времени оригиналам нот, собственноручно написанными композитором М. Ашрафи в минувшем веке. В их числе «Героическая симфония», созданная в тревожном 1942 году, несколько маршей, кантат, сюит, вокально-симфоническая поэма, обработанные народные песни и романсы на слова Физули, А.Навои, А.Лахути и X.Гуляма, музыка к спектаклям и саундтреки к кинофильмам. Многие из этих произведений в минувшем веке отмечены Государственными наградами и премиями республики, а также, им.Дж. Неру и Г.А.Насера.
Вот в такой творческой атмосфере, после трогательных напутствий и вступил в свои права долгожданный конкурс-фестиваль, посвященный «Году диалога с народом и интересов человека».
В течение двух с половиной часов учащиеся лицея от восьми до семнадцати лет, следуя условиям конкурса, с вдохновением пели, играли на фортепиано, на узбекских народных, на струнных, духовых и ударных инструментах. Но при этом в их исполнении звучали только произведения, написанные композиторами нашей республики в разные годы.
Среди тех, кому при подготовке к конкурсу отдали предпочтение сами исполнители и их наставники были композиторы, сочинившие свои произведения в двух веках: М. Ашрафи, Т. Содиков, С.Варелас, С. Юдаков, М.Бафоев, Д.Сайдаминова, Г.Ташматов, К. Кадыров, Ф.Назаров, А.Султанов и другие.
Жюри, в составе которого были известный композитор, исполнители, дирижер, хормейстер и многоопытные педагоги, с неподдельным вниманием встречало каждое выступление юных музыкантов, боясь пропустить самых-самых талантливых, которые в недалеком будущем будут представлять искусство родного края на республиканских и международных конкурсах.
И хорошо, что в этот солнечный мартовский день строгому, но справедливому жюри было из кого выбирать. Ведь всего под сводами Музея, известного в ближнем и дальнем зарубежье, собрались более шестидесяти учащихся, чтобы еще раз утвердиться в правильности выбора профессии.
В роли многочисленных зрителей, как и полагается, «выступили» их родители, братья и сестры, педагоги-наставники. Всех порадовала открытость и дружелюбие детей, которые в раннюю пору своей творческой жизни еще не познали духа соперничества и зависти, а потому лишь шумно радовались каждому выступлению одноклассников.
Один из организаторов конкурса педагог РСМАЛ Ж. Раджабов — внук прославленного композитора, народного артиста Узбекистана Юнуса Раджаби, рассказал, что к этому весеннему марафону ребята усердно готовились более двух месяцев. Отбор участников был достаточно строгим, поэтому он уверен, что все приглашенные получат большое удовольствие от концерта.
Узнав, что в конкурсе–фестивале не участвует ни один из четверых его детей, я очень удивилась — неужели право расхожее мнение, что на детях гениев природа «отдыхает»?
На что Жалолиддин Хасанович заметил, что, по его мнению, музыкальные гены народного артиста республики, певца и инструменталиста-исполнителя основательно проявились лишь только у одного из правнуков Раджаби, которого в честь прадеда назвали Юнусом.
Три года назад юноша принимал активное участие в первом конкурсе-фестивале «Умид — гунчалари», а ныне успешно учится на втором курсе консерватории. А вот другие «потомки», вероятно, выберут иную стезю и он этому препятствовать не станет.
Прислушавшись к нашему диалогу, Л.А.Мухитдинова, проработавшая в РСМАЛ им. В.Успенского более пятидесяти лет, заметила, что по ее многолетним наблюдениям не все ребята, заканчивающие лицей, становятся профессиональными музыкантами и певцами. И это нормально. Главное не пропустить момент, когда по-настоящему решается их дальнейшая судьба, предоставив им право самостоятельного выбора.
Но сегодня у Ларисы Асамовны праздничное настроение, так как одна из девяти ее учениц — четвероклассница Эсланда Мамаджанова — получила заветный диплом за хорошее исполнение «Прелюдии» М. Хаитбаева.
Время пролетело незаметно и, наконец, после тщательного обсуждения опытное жюри назвало победителей этого творческого музыкального марафона.
Безусловно, в какой-то степени на решение строгих судей повлиял и теплый прием, который оказала публика скрипачке Камилле Нурматовой, тенору Рустаму Бурибаеву, сопрано Ольге Бычковой, кларнетисту Фазлиддину Эргашеву, дутористке Сагдиане Холбаевой, исполнителю на кашгарском рубабе Жавохиру Зарипову, ансамблю певцов второго курса под управлением педагога Хурият Исмаиловой и другим успешно выступившим музыкантам.
Один из членов жюри М.Атаджанов, современный узбекский композитор, известный своим креативным творчеством в ближнем и дальнем зарубежье, доцент Государственной консерватории Узбекистана, отметил, что его приятно удивили, как удачный подбор музыкальных произведений, так и их талантливая интерпретация совсем юными конкурсантами.
Всего же на этом весеннем празднике музыки были отмечены десять конкурсантов, получивших за первое, второе и третье место специальные дипломы и в подарок виниловую пластинку с записью первой узбекской симфонии «Героическая», написанной в тревожном 1942 году Мухтаром Ашрафи, одним из основоположников профессиональной музыки в республике.
А вот Гран-при жюри единогласно присудило ансамблю певцов, исполнивших «Истаганлар» Г.Ташматова.
Конкурс – фестиваль закончился, но директор музея Н.К.Гунова уверена, что это лишь один из значимых совместных творческих проектов педагогов РСМАЛ им. В.Успенского и сотрудников музея.
А так, как по определению Генри Лонгфелло, одного из известнейших американских поэтов и переводчиков ХIХ века —
Музыка — универсальный язык человечества, то разнообразные экскурсии, посвященные жизни и деятельности Мухтара Ашрафи, одного из основоположников классической узбекской музыки, его творческому содружеству с деятелями культуры и науки минувшего века, окажут благотворное влияние не только на юное поколение учащихся и студентов музыкальных учебных заведений, но и на ташкентцев всех возрастов. А так же в рамках востребованных туристических программ и на многочисленных гостей столицы.
НАТАЛЬЯ АЙРУМОВА
Фото: С. РИЗАЕВА