back to top
39.3 C
Узбекистан
Четверг, 15 мая, 2025

Книга юности

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,560ПодписчикиПодписаться
Книга юности

На своё шестидесятилетие я решил вместо пышного банкета устроить выставку с лёгким фуршетом. Председатель Академии художеств Акмаль Нур по старой дружбе предоставил мне ташкентский Дом фотографии.
А на следующий день меня поздравляли в агентстве. При всем честном народе надели золотошвейный чапан. Я знал эту коварную традицию: если дарят халат, значит, с тобой расстаются.
Навсегда!
Действительно, вскоре директор велел написать заявление об увольнении в связи с выходом на пенсию. Я стал ненужным.
В средние века в Китае император неугодному мандарину посылал шелковый шнурок, на котором тот обязан был удавиться. Слава Всевышнему, что я не горемычный мандарин, а гражданин независимой страны, где вот так красиво расстаются.
Но самое уморительное было то, что когда я пришел за расчётом, у меня удержали стоимость этого халата.
Да, искусство пускать пыль в глаза в агентстве освоили мастерски!
Даже изощренный в дворцовых интригах император Поднебесной, узнав о такой утонченности, удавился бы от зависти.
Первое время была жуткая тоска. А потом утихомирился, втянулся писать. Я успокаивал себя: поработал тридцать семь лет, поколесил по стране и свету – уступи дорогу молодым.
А вообще-то, не так уж плохо быть пенсионером. Я стал получать пенсию гораздо больше, чем зарплату в агентстве. Собесовские работники учли поощрения и благодарности в моей трудовой книжке.
Знакомые предложили мне должность пресс-секретаря в Филиале МГУ имени М.В.Ломоносова в городе Ташкенте. Я охотно согласился. Когда-то мечтал поступить в этот вуз, и вот сейчас это случилось. И в Филиале, видя запал и веселье студентов, мысленно вспоминаю свою юность.
Но и тут встречаются разные люди. Вот приходит письмо на мою почту, привожу его без исправлений:
«Спасибо за уважение Рустам ака,
Вчера мы на МВиССО отправлели эти фотки и протоколы. Почему мня нет на фото. Это не превый раз. С уважением заместитель директор по учебной и научной работе Толиб Овлаевича Каршиева.»
Я ему в ответ:
«Уважаемый Толиб Овлаевич!
Извиняюсь, что не ответил сразу — были более насущные дела. В будущем, если это так важно, я обязательно учту Ваши пожелания.
Я человек прямой и скажу откровенно, когда я прочел Ваше письмо, то у меня на голове волосы встали дыбом. В этом коротком послании я нашел семь орфографических ошибок.
Руководитель, который курирует в Филиале МГУ учебу и науку обязан знать русский язык.
Так что, чем проявлять амбиции, лучше выпишите в библиотеке самоучитель и займитесь самообразованием.
С пожеланиями всего наилучшего, Рустам Шагаев».
Он мне отвечает: «Не Вам меня учить! Знайте своё дело!»
И, видно, что письмо это тщательно отредактировано. Уже прогресс!
Вот так весело я и живу, понемногу воюю с невеждами и карьеристами, у которых наверху явно есть «волосатая» рука. Но мне это, как говорится, «по барабану».

Для Овлаевичей сидеть в президиуме, быть на виду – апогей удовольствия. Такие функционеры, обычно, далеко идут…
Мой самаркандский друг Хамза Шукуров учил: на свадьбе надо занимать почетное место. Он объяснял, что иначе тебя народ уважать не будет.

Но кроме рекомендаций по восточному этикету, он помогал и материально. Однажды мы едем мимо заправки, а там сливают бензин в канистру. А это, ведь, запрещено.
— Сними, Рустам-ака, сними! – Хамза остановил машину.
Сделал я снимок.
Хамза представился заправщику и кивнул в мою сторону:
«Этот человек — из Ташкента. Вечером жду хозяина».
А в Самарканде Хамзу каждая собака знает. Вечером в его калитку тихо стучатся: «Мумкинми?» — «Можно?»
Пришел хозяин той заправки, под мышкой у него — свёрток.
Хамза мне: «Рустам-ака, ешь, пей и молчи».
Хамза насупил свои густые брови и что-то говорил гостю по-таджикски, указывая на меня. Тот заискивающе кивал головой. В-общем, Хамза загрузил хозяина заправки оштукатурить весь его дом мраморной крошкой.
Тот с радостью, что так легко отделался, согласился.
А когда бензиновый магнат ушел, Хамза развернул свёрток.
Пресс денег!
Хамза на глазок поделил его на две равные части и одну протянул мне. В жизни я не получал таких баснословных гонораров. Да еще за неопубликованный снимок.
Вот тогда я убедился, что пресса действительно – четвёртая власть.
Но вернёмся к моей юбилейной выставке. Среди многих выступивших была и Ольга – дочь моей первой учительницы русского языка и литературы Клавдии Васильевны Дмитриевой. За день до выставки я принёс ей пригласительный билет, но не застал Олю дома и оставил его соседям.

Книга юности

И вот на открытии выставки она вручила мне мою первую книгу «Этот десятый класс», которую я написал в юности и подарил своей учительнице.

Книга юности

Она – в единственном экземпляре, в ней немного больше 20 страниц. Многое в ней сегодня кажется наивным, но это написано, когда мне было восемнадцать.

Книга юности
Книга юности
Книга юности

Я хорошо помню, как я принёс её Клавдии Васильевне. Это было 8 марта 1971 года. Она открыла дверь, я протянул ей цветы и подарок. Но она попросила зайти позже, мол, у неё гости.

Книга юности
Книга юности

Я пошел прогуляться, зашел в свою школу. Мне по-юношески было досадно: я целый месяц трудился над книгой, вдохновенно писал и рисовал, а она вот так обошлась со мной.

Книга юности
Книга юности

Я вспоминал, как однажды отца вызвали в школу. Куратор нашего класса химичка Вера Ивановна была старой девой и просто не любила детей. Она рассказала отцу о моих проказах.
Клавдия Васильевна поняла, что надо мной сгущаются грозные тучи. В коридоре она подошла к отцу, крепко его обняла и поцеловала:
— У Вас такой сын!..
Вот так она предотвратила неминуемую порку. А когда дома я показал отцу свои газетные публикации, то он стал относиться ко мне по-другому.

Книга юности
Книга юности
Книга юности

Я вспоминал своих школьных друзей. Проказника Вадика, который делился «ликбезами» в любовных вопросах. Он учил зацеплять большим пальцем ноги девичьи трусики, крепко обнять её и плавно вытягивать ногу.
И она – разоружена!
«Самый хитрый из армян – это Вадик Беджаньян!» — это веселое посвящение написала уехавшая в Грецию Оля.
Но для меня она стала и эпитафией озорному другу. Несколько лет назад в Америке, когда он обгонял на хайвэе панелевоз, сорвалась плита и упала на багажник его машины. Вадик скончался от разрыва сердца…

Книга юности
Книга юности
Книга юности
Книга юности

Часа через два я снова пришёл к ней. Она открыла дверь и вся в слезах обняла меня.
О, это был чудный вечер. В рюмках искрилось вино. Мы провожали школьные годы.

Книга юности

Через 46 лет я решился опубликовать эту книгу.

Книга юности
Книга юности
Книга юности
Книга юности
Книга юности

Р.ШАГАЕВ

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Рустам, не расстраивайся. Когда мне в УзТАГе предложили быть собкорром по всей Ферганской долине (мягкая форма увольнения), я ушёл сам. Пенсионер со стажем Алексей Ковтун

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Шавкат Мирзиёев анонсировал амбициозные планы по реновации Ташкента

Президент Шавкат Мирзиёев 14 мая изучил планы по реализации реновационных и инвестиционных проектов, которые направлены на трансформацию Ташкента к...

Больше похожих статей