back to top
9.9 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Самодержец Голодной степи: Великий Князь Николай Константинович в воспоминаниях Александра Половцова. (Часть-2)

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Самодержец Голодной степи: Великий Князь Николай Константинович в воспоминаниях Александра Половцова. (Часть-2)

Продолжая публикацию воспоминаний А.А. Половцова (младшего) о Великом Князе Николае Константиновиче, я далек от мысли вносить личный вклад в оценку его жизни и деятельности, а тем более вступать в какую-либо дискуссию по этому вопросу, моя задача скромнее – ввести в исследовательский оборот исторический источник, который с пользой может быть использован при реконструкции исторического портрета Великого Князя Николая Константиновича. В этой реконструкции вряд ли возможна некая монополизации темы авторитетами – исследователями или писателями, навязывание умозрительных концепций и подгонка под них исторического материала. Не разделяю я и тезиса (озвученного при обсуждении воспоминаний А.А. Половцова) о том, что при исторической оценке известной личности «заслуги» могут перекрывать «нравственные прегрешения». Это следует отнести к величайшему заблуждению, которое ведет к дисторции фундаментальных понятий о духовных человеческих ценностях и понятий о добре и зле. Об этом желательно помнить, обращаясь к теме исторической оценки Великого Князя Николая Константиновича.

М. БАСХАНОВ

В дополнение к ранее сказанному о Великом Князе Николае Константиновиче скажу, что он натворил за два года до смерти Николая Александровича [Иванова](1) . Он тогда вдруг полюбил Ташкент, жизнь в нем. Всюду ездил, появлялся на всех вечерах и спектаклях в Военном собрании. Надежда Александровна (2) мне поведала, что он стал уговаривать ее ехать в Петербург поговорить с опекунами (его брат, Великий Князь Константин Константинович, и генерал Кеппен (3)). Он давно уже добивался каких-то послаблений по опеке и уверял, что если она подробно изложит, как он исправился и хорошо себя ведет, то добьется для него этих послаблений. Ей очень хотелось ехать в Петербург, где она никогда не была. Я ее в этом поддерживал и это совпадало с отъездом Николая Александровича и моим в Петербург. Я обещал помогать ей в Петербурге. На первых порах все шло хорошо, как вдруг она получила телеграмму от Великого Князя с просьбой не вторить наветам его врагов, клянясь, что эти наветы сплошной вымысел. Она не понимала, в чем дело, но вслед пришло генерал-губернатору подробное донесение из Ташкента. Оказалось, что ему приглянулась уже давно хорошенькая 15-летняя гимназистка (В. Хмельницкая. – М.Б.).

Самодержец Голодной степи: Великий Князь Николай Константинович в воспоминаниях Александра Половцова. (Часть-2)

Мать ее, вдова с тремя детьми, сама бедная женщина, уже выдала старшую дочь за мелкого чиновника; сын был гимназистом. Мать эта решила сыграть на страсти Николая Константиновича (ему было 52 или 53 года) и что-нибудь заработать (она принадлежала к рассе падкой на гешефты). Разговоры Надежды Александровны с опекунами были только предлогом, чтобы удалить ее, и Николай Константинович в один прекрасный день у себя в кабинете повенчался с этой девицей; обряд венчания совершал поп-растрига, переодетый киргизом. Бедная Надежда Александровна, уверявшая опекунов, что Великий Князь окончательно образумился, сконфуженно собрала свои монатки и отправилась обратно в Ташкент со своими двумя собачонками: Канареечкой и Ласточкой.

Недолго спустя и Николай Александрович вернулся в край (и я с ним). Через несколько дней Надежда Александровна заехала ко мне и рассказала, что накануне, вернувшись домой с катания, она, подъехав к своему подъезду, машинально посмотрела вверх и встретилась глазами с этой девицей-гимназисткой, выглянувшей из слухового окна под крышей. По проверке оказалось, что она продолжает жить во дворце, спрятанная на чердаке. Николай же Константинович клялся и божился, что не только не было никакого венчания, но что вообще он этой девицы никогда не видал. Надежда Александровна хотела все бросить и никогда не возвращаться, но я успокоил ее и вскоре мамаша с малолетней дочкой были отправлены административным порядком к родственникам в Одессу. Тогда Великий Князь объявил, что он не может переносить ташкенского климата и стал проситься в Крым. Николаю Александровичу так хотелось от него отделаться, что он поддержал его ходатайство и его отправили в Балаклаву. После смерти Николая Александровича он вернулся в Ташкент и Надежда Александровна рассказывала мне, что этот год в Балаклаве был ужасным. Великий Князь был под жандармским надзором и никуда не мог двинуться без конвоя. Все его робкие и хитроумные попытки вырваться в Одессу оставались безрезультатными и он в конце концов попросился обратно в Ташкент. После моего отъезда он построил у себя в саду кинематограф, куда народ валил толпой и он радовался, что зарабатывает деньги. В минуту большевистского переворота он, я полагаю, был жив. Как он погиб, спаслась ли Надежда Александровна, я не знаю.

1 Туркестанский генерал-губернатор, умер в 1904 г.

2 Жена Великого Князя Николая Константиновича.

3 П.Е. Кеппен (1846-1911) — управляющий двором Великого Князя Константина Николаевича и Великой Княгини Александры Иосифовны.
На титульной фотографии Великая Княгиня Александра Иосифовна с детьми: Николай (стоит за матерью), слева направо: Константин, Вера, Дмитрий, Ольга.

М. БАСХАНОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Выступление президента Узбекистана на заседании законодательной палаты Олий Мажлиса подвергли лингвистическому анализу

Выступление охватывает ключевые аспекты экономической политики, социального развития и взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. 20 ноября текущего года...

Больше похожих статей