back to top
10.2 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Необыкновенный оркестр накануне юбилея

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Необыкновенный  оркестр накануне юбилея

«Музыка облагораживает нравы…» — заметил в VI веке до н.э. древнегреческий философ Аристотель. Но вот в минувшем веке польский музыковед Кшиштоф Билица добавил, «что нравы развращают музыку». И только факты из мира всеобщей человеческой культуры с завидной регулярностью расставляют приоритеты в этом виртуальном споре.

Однако наша соотечественница Фируза Равшановна Абдурахимова не поддалась этой риторике и, во исполнение своей заветной мечты, сумела в суровые девяностые минувшего века создать неординарный камерный оркестр национальных инструментов.

Прошли годы и сегодня всемирно известная «Согдиана» уже отмечает свое 25-летие. И, хотя до торжества осталось совсем немного, музыканты одновременно с подготовкой к этому знаменательному событию, активно репетируют выступление на предстоящем Международном фестивале «Бахор нафаси» (Ароматы весны), на который приглашены музыканты из Кореи, в том числе дирижер О. Сонг Ши, из Азербайджана, Израиля и республик Центрально-Азиатского региона.

— По традиции в рамках этого фестиваля, — рассказывает Фируза Равшановна, — состоятся интересные концерты. По замыслу организаторов каждый из них должен стать своеобразным открытием для слушателей всех возрастов, которых известные исполнители приобщат к увлекательному миру традиционных народных мелодий, к изысканному репертуару мировой классики и к любимым раритетам прошлого. Со своим обновленным репертуаром познакомит и «Согдиана».

Необыкновенный  оркестр накануне юбилея

Рождение «Согдианы»

За четверть века оркестр из Узбекистана выступил во многих государствах мира и обрел преданных последователей и фанатов, слагающих легенды о возникновении его опоэтизированного названия — «Согдиана». Однако сама Фируза Равшановна с юмором развенчивает все мифы, объясняя, что родилось оно не на пустом месте, а благодаря ее юношескому увлечению историей родного края. Так, много лет назад она заинтересовалась прошлым древнейшего центра цивилизации, известном как «Согд (Согдиана), расположенном в бассейнах рек Зеравшан и Кашкадарья. В середине I тысячелетия до нашей эры это была территория одноименного государства. Именно там археологами были обнаружены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на различных инструментах.

Среди них был и лютнеобразный уд (араб. «аль-уд» — дерево), являющийся по мнению современных музыковедов предшественником европейской лютни. Приятно удивили ее своими музыкальными возможностями и другие раритеты, представляющие несомненную историческую и эстетическую ценности. Конечно, они были менее сложными по конструкции, нежели современные. С самого начала в новом оркестре было представлено 20 разновидностей узбекских народных инструментов в том числе: рубаб, дутар, уд, най, сурнай, кошнай, чанг и другие. В связи с этим, диапазон «Согдианы» стал безграничным и с большим успехом исполнял, как традиционную узбекскую музыку, так и академическую классику разных веков от Иоганна Себастьяна Баха до Георгия Свиридова.

Фируза Равшановна, как сложилось Ваше общение с представителями разных музыкальных культур?

-С приобретением необходимого исполнительского опыта, наш коллектив все чаще стал участвовать в разнообразных международных культурных проектах, как на родной земле, так за рубежом, но при этом всегда сохранял свою индивидуальность. И даже на заре становления оркестранты, по отзывам специалистов и средств массовой информации, не только демонстрировали узбекские народные инструменты, но и раскрывали их богатые возможности, покоряя европейскую публику своей музыкальностью и виртуозной игрой на гиджаке, дутаре, кашгарском рубабе и нае.
Традиционными стали и совместные концерты с музыкантами Востока и Запада. К примеру, первый «трехсторонний» концерт в рамках оригинального немецкого проекта с участием исполнителей из Германии, Франции и Узбекистана, как одной из республик постсоветского пространства, состоялся в 1995 году.

А когда слава нашла «Согдиану»?

— Это произошло в 1996 году на ХХХ Международном фестивале в Логроньо (Испания). На том празднике музыки «Согдиана» была первым ориентальным музыкальным оркестром. Жюри и зрители тепло принимали наш коллектив, выделяя его из ряда других исполнителей, прежде всего за высокую исполнительскую культуру и одухотворенное выразительное звучание. В результате нам было присвоено почетное звание лауреата и вручен Сертификат признания высокого профессионального исполнительского уровня. Но мы не остановились на достигнутом и продолжили эту практику. Так, в 2000 году наш коллектив выступил с фолк группой из Великобритании «Iron horse» и уже в 2001 году по результатам этой совместной работы мы в студии узбекского радио записали альбом с десятью самыми удачными узбекскими и шотландскими произведениями.

Положительный заряд оптимизма оркестранты получили и в связи с приездом в республику в 2005 году Ансамбля японских народных инструментов из Токийского университета, познакомившего наших слушателей с японской музыкой. По завершению гастролей «согдианцы» в подарок гостям передали ноты с несколькими лирическими мелодиями узбекских композиторов. Через четыре года продолжилось знакомство узбекистанцев со стилем «кантри» на концерте американской группы из штата Мэн «Obol grey goose» (Старые серые гуси).

А еще был случай. В 2010 году мне, как и другим поклонникам джаза, посчастливилось побывать на совместном выступлении «Согдианы» и немецкого джазового трио Арне Янсена. Многие ташкентские меломаны, до сих пор находятся под впечатлением яркого выступления музыкантов разных направлений, но при этом не перестают удивляться: как тогда удалось совместить фолк и джаз?

Фируза Равшановна тот концерт, конечно же, сразу вспомнила и даже уточнила некоторые подробности: это произошло во Дворце «Туркистон» в рамках «Недели Германии в Узбекистане». Наши немецкие коллеги, очень популярные в Европе, благодаря своим талантливым импровизациям, после приезда сразу с головой окунулись в работу. Всего за несколько репетиций музыканты успели разучить известные узбекские мелодии. Естественно, что музыка сдружила оба коллектива и на репетициях каждый исполнитель охотно делился своими профессиональными наработками. В результате на концерте немцы увлеченно сыграли узбекскую музыку на своих инструментах, ну, а «Согдиана» неожиданно на радость меломанам весьма успешно выступили в ритмах классического джаза с авторскими произведениями А.Янсена, специально написанными для совместного выступления.

— Я была рада, что наш сюрприз пришелся по душе слушателям, — продолжила Фрируза Равшановна,- ведь наш коллектив и трио настолько органично исполнили все номера программы, что их профессиональный музыкальный азарт передался в тот вечер со сцены в зрительный зал, который стоя бисировал многие номера…

Были и другие плодотворные встречи. В 2011 году в Ташкенте состоялся фестиваль корейской этнической музыки «Ариранг», насчитывающей более 150 вариантов мелодий. Их исполнили солисты, прибывшие из Кореи, под аккомпанемент музыкантов оркестра «Согдиана». Удачно дополнил этно-фестиваль и конференция, посвященная народной музыке.

Надолго запомнилась узбекистанцам и встреча с известным французским дирижером Фабьеном Тээриксеном, состоявшаяся на сцене Большого зала Госконсерватории, благодаря сотрудникам Посольства Франции в Узбекистане. Французский маэстро, имеющий большой опыт выступлений с самыми известными оркестрами мира, подготовил с узбекскими музыкантами произведения французских авторов: Сен-Санса, Равеля, Бизе, Массне и других, специально переложенных для узбекских народных инструментов, выступив перед ташкентцами и гостями столицы в роли дирижера. Феруза Равшановна считает это выступление бесценным опытом для коллектива оркестра.

Простая музыкальная история. В нашей беседе Фируза Равшановна оставила за скобками некоторые моменты из своей биографии бессменной руководительницы и очень отважной женщины, сумевшей подчинить дирижерскую палочку. Но в наши дни ее «музыкальная история» для юного поколения является примером целеустремленности. Будущий профессор и заслуженный деятель искусств республики родилась в многодетной семье в небольшом городке Кармина Бухарской области. Среди родственников Фирузы музыкантов не было. После того, как родители расстались, семья переехала в Самарканд, где мама-учительница, по воспоминаниям Фирузы, постаралась сделать все, чтобы ее дети получили хорошее воспитание и образование. А вот приобщение девочки к музыке случилось в тот день, когда она, придя в городской дом культуры, где мама читала лекцию, впервые увидела и услышала рубаб. Этот удивительный инструмент произвел на нее неизгладимое впечатление. Решение Фирузы учиться музыке в семье было принято положительно, тем более что учитель был человеком образованным и, прежде чем приступить к практическим занятиям, рассказал об истории рубаба — одного из древнейших восточных инструментов, изготавливающихся вручную из особых пород деревьев. Занималась она в ту пору очень много и прилежно, поэтому через некоторое время стала выступать на школьных концертах, удивляя всех своей виртуозной игрой.

Окончив одновременно общеобразовательную и музыкальную школы, Фируза поступила в музыкальное училище, а получив заветный диплом, решила отправиться в столицу, чтобы продолжить образование. Мама не препятствовала желанию дочки, но взяла с нее слово, что та непременно станет дирижером. В 1969 году девушка, приехав в столицу, без проблем поступила в Ташкентскую государственную консерваторию, где ей очень повезло с наставниками. Так, дирижирование оркестром она постигала в классе заслуженного деятеля искусств Узбекистана и Каракалпакии, лауреата государственной премии профессора А.И. Петросянца, а игру на рубабе-прима совершенствовала в классе доцента В.Я Борисенко. Надежды мамы сбылись, когда Фируза, встав за дирижерский пульт, успешно исполнила концерт Й. Гайдна для фортепиано с оркестром. Студенческие годы пролетели быстро и после окончания вуза талантливую выпускницу направили на кафедру оркестрового дирижирования, где она работает и по настоящее время.

Фируза Равшановна, сегодня меломаны благодарят легендарную » Согдиану» пышными букетами, среди которых и роскошные розы. А как с шипами?..

-В нашей профессии от шипов никто не застрахован. Практически, на пути всех первооткрывателей их гораздо больше, чем нежных бутонов. Вот и я не стала исключением при создании нового и неординарного коллектива. Проблем оказалось немало. Но самое неожиданное, что обрушилось на меня в те годы, это общественные догмы, раз и навсегда провозгласившие вторичность культуры, не дающей ощутимой прибыли. Но, несмотря на трудности, я приступила к формированию оркестра своей мечты. Чтобы в период становления независимости нашей республики выйти на большую сцену, необходимо было в первую очередь найти средства для приобретения музыкальных инструментов. К счастью, в этом нам помог узбекский меценат Таймурат Юнусметов.

В основу деятельности «Согдианы», прежде всего, были заложены принципы восстановления и сохранения древних исполнительских традиций в современных условиях, сближение культур Востока и Запада, ознакомление слушателей других стран с многообразием узбекского национального инструментария, а также стимулирование процесса возрождения культуры изготовления национальных музыкальных инструментов. Четверть века назад в состав еще никому неизвестного оркестра по доброй воле «рекрутировали» студентов и выпускников консерватории. При наборе в коллектив мной учитывались два основных фактора: психологическая совместимость оркестрантов и их отношение к профессии. В последующем состав коллектива по объективным причинам менялся, и в результате сложился творческий конгломерат из самых выносливых и преданных идее музыкантов оркестрового исполнительства. Среди «старожилов» были Дильшод Муталов, Одыл и Касым Назаровы, Вохид Яхшибаев, Насриддин Рузиев, Улугбек Юнусов и Бекзод Тураев, которые своим мастерством получили признание зрителей, стали заслуженными артистами республики и лауреатами различных конкурсов.

Как воспринимают старожилы замены «на поле»?

— Как правило, они не ворчат на новеньких, потому что некоторые сами отпрашиваются, как говорится, на «вольные хлеба», чтобы создать или свои оркестры, или продолжить выступления в других коллективах, или поработать за границей. Я не противлюсь и без лишних упреков благословляю своих талантливых ребят на участие в качестве солистов в национальных и симфонических оркестрах республики, поощряю и зарубежные стажировки.

С некоторых пор состав «Согдианы» увеличился за счет смычковой группы. По объективным причинам в коллектив влились три новых гиджакиста — лауреаты международных и республиканских конкурсов Ш. Бахромов, С.Кадыров и М. Касымов, а так же контрабасист Д. Кубаев. Появились в штате оркестра и дирижеры – репетиторы У. Юнусов и А. Карбаев.

Как складывался репертуар оркестра?

— Одним из первых произведений, прозвучавших в исполнении оркестра, было «Вдохновение» («Оромижон») А. Левиева, одного из ведущих специалиств в области коллективного исполнительства на народных иснтрументах. А вот первыми благодарными слушателями стали ученики ташкентской общеобразовательной школы № 50, где я в то время вела беседы о музыке. Никогда не забуду я встреч с юными слушателями, потому что именно повышенное внимание этих девочек и мальчиков подсказало мне, что я на верном пути и исполнение оркестром национальных инструментов музыкального этноса и классики даст прекрасный результат, приобщив слушателей к миру искусства.

Репертуару оркестра всегда уделялось большое внимание. Это были и фольклор, и узбекская профессиональная музыка устной традиции, и произведения узбекских композиторов М.Бафоева, А.Атаджанова, Д.Сайдаминовой, Х.Рахимова, Дм. Янов — Яновского, Ф.Салимова, восточная и западно — европейская музыка. Благодаря этому «Согдиана» смогла принять активное участие в многочисленных международных фестивалях и форумах.

… всех древнее музыка

Фируза Равшановна в своей подвижнической деятельности следует заветам известных философов и теоретиков музыки, в том числе Аристиду Квинтилиану, который в своем трактате «О музыке» писал, что «Из всех наук и искусств всех древнее музыка», для которой не существует ни преград, ни границ. И поэтому, сегодня музыкальные коллективы, созданные на основе национальных инструментов и активно включающие в своей репертуар широкий спектр произведений разных направлений, конечно, могут оказывать определенное влияние на сближение различных музыкальных ландшафтов Востока и Запада. За четверть века оркестранты «Согдианы» много сил отдали восстановлению и сохранению древних исполнительских традиций, использованию многообразных узбекских национальных инструментов, а также созданию современных музыкальных программ, ориентированных на сближение культур Востока и Запада.

С кем дружит « Согдиана»?

Конечно с авторами музыки, которые постоянно способствуют пополнению ее репертуара и в первую очередь с известными узбекскими композиторами, охотно создающими для оркестра оригинальные музыкальные произведения. Так, Диларом Сайдаминова специально для оркестра написала настоящий музыкальный шедевр по мотивам произведения Гете «Западно-восточный диван», с участием чтецов и исполнительницы оригинального танца. К удовольствию слушателей в этот номер тонкими кружевами вплелись фрагменты из произведений Баха и Генделя. А Мустафо Бафоев, один из самых известных представителей композиторской школы республики, представил свой «Абадиат» («Вечность»), в котором нашла отражение тема «Восток-Запад» с «цитатами» из Бетховена. Порадовал и Дмитрий Янов-Яновский, переложивший для оркестра «Притчу» по следам мавриги, уникального, утонченного жанра музыкального искусства, присущего древним бухарским традициям, включающим в себя музыку и пение.

Фируза Равшановна, современная молодежь тянется к облегченным ритмам. А не значит ли это, что классическая музыка приходит в упадок?

Нет, конечно. У классики большое будущее. Своим ученикам я не устаю повторять, что совершенно не разделяю мнения некоторых коллег-музыкантов, считающих, что в ХХI веке классическая музыка закончилась. В связи с этим, от уже более трех десятков лет каждый свой рабочий день я четко разделяю на чтение лекций в консерватории, и на бесконечные репетиции и выступления оркестра в разных залах, порой совершенно не приспособленных к восприятию очередной, хорошо подобранной музыкальной программы. Но делаю это сознательно, чтобы приобщить как можно большее количество юных слушателей к светлому и чистому искусству.

В последние годы коллективом был организован и проведен Первый международный фестиваль ансамблей и оркестров народных инструментов «Тошкент бахори», с участием более 200 музыкантов из многих стран мира. По приглашению правительства Южной Кореи «Согдиана» выступила на международном музыкальном фестивале «Великий шелковый путь». Последние три года проходит Международный фестиваль – конкурс ансамблей и оркестров народных инструментов «Напевы Навруза», до этого имевший статус Республиканского; подготовлены и успешно прошли три концерта в рамках проекта под названием «Незабываемые мелодии о главном», в программу которых органично вошли песни из известных кинофильмов разных лет.

Издревле считается, что различным видам духовной деятельности людей покровительствуют девять муз. А главная задача, стоящая перед ними – различными путями вести человека к творчеству, самовыражению и внутренней гармонии. Вот и Евтерпа, отвечающая за музыку и лирическую поэзию, даже в наш техногенный век успешно справляется с этой архисложной задачей. И примером тому — творчество Фирузы Равшановны Абдурахимовой, создавшей необыкновенный оркестр, который своим искусством привносит в мир светлое, разумное и вечное.
И хотя первые 25 пять лет в истории «Согдианы», вопреки скептикам, были очень успешными, хочется верить, что это только начало большого пути с запланированными креативными проектами, которых с нетерпением ждут любители музыки на всех континентах.

НАТАЛЬЯ АЙРУМОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Евразийский Альянс горных курортов расширяется

В рамках 29-й Ташкентской международной туристической ярмарки «Туризм на Шелковом пути» прошла пресс-конференция Евразийского Альянса горных курортов Ровно год назад...

Больше похожих статей