back to top
14 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

«…И в Слове возродится Бог»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
«…И в Слове возродится Бог»

Когда мы встретим Рождество,
Когда зажжем свечу простую,
Мы вспомним жизни торжество
И мира ипостась иную.

В поющих небесах звезда
Укажет путь уставшим душам.
И сотворится вновь вода,
И воздух, и моря, и суша.

И ангел воспоет хвалу,
И чудо радости свершится.
И вечер позовет к столу,
Чтоб с ликованьем этим слиться.

Как свет играет в хрустале
И полнятся вином бокалы!..
И Бог родился на Земле,
И как звезда, она сверкала.

Свеча… Звезда… Ангел… Все, что «полагается» в рождественском стихотворении. Но есть в этих строках ташкентского поэта Баха Ахмедова еще один «персонаж», чье имя не названо, но его можно расслышать. Тот самый, о котором древние книги донесли до нас великое прозрение: «В Начале было Слово. И Слово было Бог…»

«Слово – Бог…» Два бессмертных, пророческих, провидческих слова, которым от начала времен должно стоять именно так – рядом. А потому, наверно, в строчке «И Бог родился на Земле…» с полным правом можно было бы заменить «Бог» на «Слово»…А праздник, который мы отмечаем как Рождество, назвать и иначе – Рождением Слова. Во всяком случае это именно так для поэтов. Лучших поэтов, писавших о Рождестве и… о Слове.

…И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
………………………..
Но забыли мы, что осиянно
Только Слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что Слово – это Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье омертвелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Николай Гумилев написал это в 1920 году. Написал, остро чувствуя, что страшное время все больше, все необратимее делит общество, как он обозначил, на «людей книги» и «людей газеты». И прежде всего это отразилось – конечно же, как иначе? – на языке, на слове. Вошли в обиход усеченные недо-слова, вроде «спец» или «пишбарышня», и уродливые аббревиатуры в качестве названий советских учреждений (вспомним ильфпетровский «КЛООП»). Язык стал вырождаться, по выражению Бенедикта Сарнова, в «косноязычный, ублюдочный синтаксис» советского новояза.

…Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.

Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.

Под перезвон колоколов
забьется колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от рождества волшебных слов.

Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в Слове возродится Бог.
(Ива Афонская)

«…И в Слове возродится Бог»

«И в Слове возродится Бог…» Да, совсем, совсем не случайно уничтожение духовных ценностей всегда начиналось именно с топора, поднятого на Слово. Насилие над ним шло рядом с запретами на освященные многими веками сакральные образы культуры. И, может быть, в первую очередь среди таких явлений было Рождество. Праздник непреложно, непростительно, бесповоротно религиозный.

… Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
(Борис Пастернак)

В советское время о том, чтобы праздновать Рождество, понятно, не было и речи. Да что там – даже отмечание Нового года, праздника, вроде бы не связанного с религиозной традицией, служило предметом ожесточенных споров, на него то накладывалось табу, то его снова разрешали.

Впрочем, злоключения этого праздника, так любимого взрослыми и детьми, начались раньше. Сто лет назад, в 1915 году, царь Николай II объявил празднование Нового года «непатриотичным»: в России жили по старому календарю и отмечали Рождество, а немцы, с которыми шла война, встречали Новый год вместе со всем миром.

«…И в Слове возродится Бог»

Сменилась эпоха – и уже в советское время нежданно-негаданно «провинился» главный символ Нового года – елка. Ель, лесная пришелица, священный знак бессмертия, обретшая право присутствия на людских празднествах еще во времена язычества, а с XVI века – символ христианского Рождества… В Германии, Голландии, Англии ставили в доме целое хвойное дерево и развешивали на его ветвях украшения. Целых три столетия украшения эти были исключительно съедобными: яблоки – как воспоминание о райских плодах, росших на древе познания, пресные вафли – вместо просфор, символизировавших тело Христово… Ну и, конечно, пастила, имбирные пряники и орехи, которые золотили настоящим сусальным золотом… Казалось бы – всего лишь лакомства, детские игрушки… Но ведь опять-таки все – с тем же религиозным подтекстом!..

Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
«Как пойдешь ты через ельник,
– Он с улыбкою сказал, –
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой,
Дай, как память обо Мне».
(Саша Черный)

…«Седьмого января по новому стилю, в холодный, ветреный и хмурый день семья готовилась встречать рождество. У них не было елки, а без елки какое же рождество? – и отец предложил нарисовать елку на стене столовой.
– Дайте волю воображению, – говорил он детям, рисуя, – и ваша жизнь станет полней и прекрасней. Воображаемые чувства и их воображаемый источник сильней настоящих. Самый бедный человек – это тот, кто живет настоящим. Он – нищий. Он жалок. Только человек с воображением может быть творцом; без него – он раб четырех арифметических действий. Вот она, смотрите: наша рождественская елка!»
(Из книги Нины Федоровой «Семья»)

Рождество в стране моей родной,
Синий праздник с дальнею звездой,
Где на паперти церквей в метели
Вихри стелют ангелам постели.
……………………………..
Рождество в стране моей родной.
Добрый дед с пушистой бородой
Пахнет мандаринами и елкой,
С пушками, хлопушками в кошелке.

Детский праздник, а когда-то мой.
Кто-то близкий, теплый и родной
Тихо гладит ласковой рукой.

…Время унесло тебя с собой,
Рождество страны моей родной.
(Александр Вертинский)

«…И в Слове возродится Бог»

Надо сказать, что наряжать елки запретили не сразу после революции. В 1917 году, как мы знаем, Ленин сам устраивал новогодние елки в Сокольниках, говорили, что он очень любил этот нарядный праздник, украшенный лесной красавицей. Но уже тогда раздавались недовольные голоса: атеистам рождественская елка не нравилась. Новое время, заявляли они, требует новых праздников.

Скоро будет Новый год –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:

В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.

Тот, кто елочку срубил,
Тот вредней врага раз в десять,
Ведь на каждом деревце
Можно белого повесить!

Эту злую сатиру написал еще в 1919 году поэт Валентин Горянский. И как в воду глядел – во второй половине 1920-х елку признали «буржуазной затеей» и наложили на нее запрет. Выпускали плакаты, печатали статьи в газетах, организовывали комсомольские рейды…
И все-таки люди старались обойти запреты и устраивали своим детям традиционные праздники. В книге воспоминаний Натальи Соколовой описывается, как верующая семья, встречая Рождество, занавешивает окна, наряжает елку и впускает с черного хода гостей, – а в доме напротив сверлит глазами темную ткань шторы соглядатай…

Елочка с пятью свечами
Без игрушек и сластей
Робко льет скупое пламя
В нищей комнате моей.

Ах, не так же ль у порога
В мой заветный Вифлеем
Сам стою я перед Богом,
Не украшенный ничем!

Только иглами сухими
Всех земных моих тревог,
Только свечками скупыми,
Что Он Сам во мне зажег

И, мою пуская душу
В путь, намеченный едва,
Сам же скоро и потушит –
До другого Рождества!
(Дмитрий Кленовский)

«…И в Слове возродится Бог»

А вот рассказ из воспоминаний ташкентского старожила: в нем – те самые драгоценные, неповторимые детали, что не подделать, не придумать, не вычитать нигде:

«О запретных елках мне рассказывала моя двоюродная сестра… Она старше меня и помнит больше. У нашей бабушки был частный детский сад, во время НЭПа их разрешали содержать. Приближался новый, 1928 год, дети ждали праздника, елку и подарки. А тут как раз вышел запрет, – и ничего этого, оказывается, нельзя. И все-таки моя тетя, Анна Кирилловна, нашла выход из положения. Оставалось всего несколько дней до конца старого года, но никаких приготовлений заметно не было. А Анна Кирилловна только загадочно улыбалась…
И вот в назначенный день в большой комнате квартиры родителей Маруси и Арамчика Джангирьянцев собрались все питомцы детского садика и их родители. Взрослые были в ожидании чего-то неизвестного. Детей пока что отвели в соседнюю комнату.
Посредине большой комнаты стояла подставка, видимо, как думали родители, для елки.
Бабушка села к роялю и заиграла.
И из смежной комнаты вышла… Анна Кирилловна. На ней было длинное зеленое платье, увешанное елочными украшениями, на лбу – большая елочная звезда. На распростертых руках, обтянутых зелеными лентами, прикреплены длинные линейки, а в проделанные отверстия вставлены елочные свечи.
Когда из соседней комнаты выпустили детей, они мгновенно включились в игру: захлопали в ладоши и закружились в хороводе вокруг этой необыкновенной “елочки”.
Все были в восторге. Единственный, кто остался недоволен, как шутила потом Анна Кирилловна, был ее муж: ему не нравились восхищенные взгляды, которые мужчины не отводили от “живой елки”»…

…И все равно мы дети. Нам так страшно
На елку опоздать из-за метели,
Из-за трамвая или гололеда
На этот праздник детский опоздать.
Мы женимся, разводимся, простите,
Но все равно мы дети – мы на елку.
И мы летим за праздничной добавкой…
(Юнна Мориц )

«…И в Слове возродится Бог»

Лейла Шахназарова.

Окончание следует.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Спасибо, Лейла! Всегда с удовольствием читаю то, что Вы пишете. Давно хотел сказать — Ваши язык и стиль — их уровень недосягаем. Но это не значит, что мне не стоит пытаться его достичь))

  2. Благодарю.Читается быстро и с удовольствием…проникает тоже быстро…хорошо,что дома оказались мандарины…..))

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новые правила оплаты адвокатам за государственную помощь

Эти изменения направлены на унификацию процесса предоставления бесплатной помощи и справедливое вознаграждение специалистов, сообщает правовой портал "Норма".

Больше похожих статей