back to top
23.4 C
Узбекистан
Вторник, 21 мая, 2024

Герои истории строительства Ташкентского метро. Штрихи к биографии академика Турсунбая Рашидова

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться
Герои истории строительства Ташкентского метро. Штрихи к биографии академика Турсунбая Рашидова

Турсунбай Рашидович Рашидов родился 27 мая 1934 года в городе Ташкенте в самодостаточной семье ремесленника, где уважали ученых, поэтов, певцов и всячески их поддерживали вниманием и материальной помощью.

Турсунбай в 1951 году закончил золотой медалью среднюю школу, а в 1956 году окончил физико-математический факультет Среднеазиатского государственного университета. Ныне это Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека.

Нашему герою везло на встречу с выдающимися людьми. Будущий учёный, ещё студентом высшего учебного заведения, далее в аспирантуре учился и получил воспитание у всемирно известных математиков и механиков академиков Саъдихона Хасановича Сираджиддинова, Ташмухаммада Алиевича Сарымсакова, а легендарный ученый и научный деятель Мухаммад Ташевич Уразбаев стал его научным руководителем и соратником на всю жизнь.

В 1964 году под руководством академиков Мухаммада Ташевича Уразбаева и всемирно известного московского академика– специалиста по волновой механике Алексея Антоновича Илюшина и крупнейшего ученого в области прикладной математики Василя Кабуловича Кабулова защитил диссертацию на тему: «Элементы теории динамики сейсмической устойчивости подземных сооружений» и получил ученую степень кандидата технических наук. Данная научная работа и связанные с ней практические исследования и изобретения на тот период времени были новаторством в мировой науке и технике.

В 1971 году Турсунбай Рашидов под руководством тех же великих учёных в Москве защитил докторскую диссертацию на тему: «Проблемы теории динамики сейсмической устойчивости наиболее сложных подземных сооружений в контексте волновой механики» и получил учёную степень доктора технических наук.

Турсунбай Рашидов своими научными и практическими работами внёс серьёзный вклад в развитие волновой механики, фактически основал в стране науку сейсмодинамики и внес вклад в развитие сейсмологии. Этими выдающимися трудами он получил мировое признание и уважение в качестве учёного и изобретателя и занял достойное место на олимпе науки наряду со своими известными учителями. Теперь на многие годы они – академики Уразбаев, Ильюшин, Кабулов и Турсунбой Рашидов стали коллегами и соратниками по совместной научной и практической деятельности.

В 1983 году за научный сборник под названием «Создание и внедрение сейсмодинамической теории в укреплении подземных сооружений» он был удостоен Государственной премии Республики Узбекистан имени Абу Райхана Беруни. Этой же высокой награды были удостоены и его ученики и соратники Гаибназар Хаджиметов, Абдурахмон Ишанходжаев, Ботир Мардонов, Валентина Алексеевна Омельяненко, Ёрмухаммад Мубораков.

«За научное руководство в разработке проекта строительства метрополитена в Ташкенте» в 1989 году он был награжден премией Кабинета Министров бывшего Союза.

В 1966 году 32-летний молодой ученый Турсунбай Рашидов был назначен директором института механики и сейсмологии сооружений Академии наук Узбекистана.

…В сентябре месяце 1966 года бывшим Союзным Правительством была принята «Государственная программа восстановлении города Ташкента после землетрясения происшедшего 26 апреля 1966 года». К сожалению, в очень важном для Узбекистана политико-экономическом документе, касающегося будущего столицы Узбекистана, было отклонено предложение руководства республики во главе с Шарафом Рашидовым о строительстве метрополитена в городе Ташкенте. Москва обосновала свой твердый отказ, исходя из единогласного заключения 37-ми российских научно-исследовательских институтов о том, что «Ташкент расположен в зоне активных сейсмических процессов, где часто происходят сильные землетрясения, в мировой истории строительства метрополитенов – подземных железных дорог, на практике в таких местах метро не строилось и не строится».

По поручению руководителя Республики Шарафа Рашидовича Рашидова его однофамилец Турсунбай Рашидов к тому времени ведущий учёный с мировым именем в сфере сейсмодинамики и сейсмологии, директор института сейсмологии Академии наук на основе научных методов теоретической и прикладной математики и волновой механики создал концепцию модели строительства особо прочного сооружения метро, рассчитанного выдержать землетрясение до 9 баллов. Создание научного обоснованной модели устойчивого к сильным землетрясениям подземной железной дороги – метро и блестящая защита Турсунбаем Рашидовым перед своими коллегами – учеными Москвы своей научной концепции изменило коренным образом мнение российских учёных. Необходимо отметить, что основатели новой сейсмодинамической науки Мухаммад Уразбаев и Турсунбай Рашидов к тому времени пользовались большим уважением в Москве в качестве руководителей авторитетного в мире научного центра сейсмодинамики. Поэтому после того, как Москва решительно отклонила предложение о строительстве метро в Ташкенте, руководитель Республики Шараф Рашидович Рашидов прибег к помощи лучших представителей узбекской науки и техники, на их научные знания и человеческие качества. Совместные усилия руководителя республики и учёных увенчались большим успехом. Для выполнения вышеназванной амбициозной задачи об изменении мнения ученых Москвы ведущие учёные и специалисты республики самоотверженно трудились 1000 дней и ночей.

Турсунбай Рашидов, назначенный координатором данного проекта, на протяжении трёх лет каждый месяц по 10-15 дней проводил в Ташкенте, остальное время в Москве. Представителем рабочей группы данного проекта от правительства был в то время занимавший должность заместителя председателя Госплана, первый Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов.

Группа учёных и специалистов в те годы неоднократно побывали в 37 научно-исследовательских институтах, различных министерствах, ведомствах и государственных комитетах и ознакомили их руководителей, членов научного сообщества и технического совета с научно-технически обоснованной моделью проекта строительства метро, созданной учёными Узбекистана, который может выдержать землетрясение амплитудой в 9 баллов. В результате интересных и оживленных дискуссий на каждой такой встрече, они добились трудного положительного решения вопроса.

В конце 1970 года Союзное правительство утвердило долгожданный проект строительства метро в городе Ташкенте и выделило на эти цели 6 миллиардов рублей (более 7 миллиардов американских долларов) денежных средств, необходимые материальные ресурсы, направило в Ташкент более сотни высококвалифицированных ученых и практиков строительства и проектирования метро.

Турсунбай Рашидов в качестве представителя Академии Наук Узбекистана принимал активное участие в процессе проектирования и строительства первой очереди метро. Также он вёл полезную деятельность, являясь членом государственной комиссии по приёмке и сдаче в эксплуатацию готовых объектов ташкентского метро.

…6 ноября 1977 года произошло долгожданное, важное, историческое для Узбекистана событие, была сдана в эксплуатацию первая очередь первого в Центральной Азии метро и в торжественной обстановке состоялось открытие ташкентской подземной железной дороги.

И я, ваш покорный слуга – Анвармирзо, был не только участником этого незабываемого исторического события, но за свой скромный вклад в строительство метро в качестве начальника комсомольского штаба всесоюзной ударной комсомольской стройки был награждён медалью «Трудовой славы». Я очень горжусь, что эту медаль с добрыми пожеланиями мне лично вручил Шараф Рашидович Рашидов.

Турсунбай Рашидов — учёный, который получил признание и уважение в мировом масштабе. В частности он является «почётным гражданином города Мемфис» в США. Получил звании почетного профессора и доктора многих авторитетных университетов мира.

В 2000 году мировым биографическим обществом академик Турсунбай Рашидов внесён в список «Известных людей XX века».

В 1998 году семья Турсунбая Рашидова участвовала в конкурсе «Счастливая семья столицы Узбекистана», который состоялся в городе Ташкенте. Став победителем семья получила в награду двухкомнатную квартиру, которая досталась одному из внуков героя нашего рассказа.

Сегодня 80-летний Турсунбай Рашидов также творчески и интеллектуально активен, он в одном строю с учёными, которые находятся в постоянном поиске. Он возглавляет ведущую лабораторию института сейсмологии сооружений Академии наук Узбекистана, является главным редактором журнала «Механика муаммолари» («Проблемы механики») издающийся на узбекском, русском и английском языках. Четверо молодых учёных под его руководством и покровительством с интересом работают над докторскими диссертациями.

13-15 сентября 2016 года в Ташкенте прошла международная конференция на тему: «Проблемы сейсмологии и сейсмодинамики». По приглашению аксакала науки Узбекистана и СНГ Турсунбой Рашидова в ней приняли участие 31 учёный и академики из 13 зарубежных стран. Предложение российских и турецких учёных об открытии Международного научно-исследовательского центра сейсмодинамики в городе Ташкенте – родине этой науки было единогласно одобрено участниками конференции.

…Ежедневно сотни тысяч жителей и гостей столицы пользуются самым удобным, самым безопасным и дешёвым транспортным средством, как метро, а по пути любуются его красотой и неповторимостью архитектурного облика И естественно, что в такие волнующие минуты благодарные люди от восторга готовы благодарить работников метро и сочиняют в их честь стихотворения. Мы тоже присоединяемся к этим благодарным отзывам. И желаем Турсунбай ака и всем кто внес свой вклад в строительство метро долгих лет жизни, новых научно — творческих побед на благо независимого Узбекистана.

Народный поэт Узбекистана Джамал Камал посвятил стихотворение Турсунбаю Рашидову и Шарафу Рашидову, которые внесли свой бесценный вклад в возведение Ташкентского метро. На взгляд широкой общественности было бы справедливо назвать ташкентский метрополитен именем Шарафа Рашидовича Рашидова и одну из станций именем выдающегося учёного в области сейсмодинамики и сейсмологии Турсунбая Рашидова при его жизни.

Анвармизо Хусаинов – действительный член международной академии наук экологии безопасности человека и природы.

  1. Хотелось бы видеть станцию метро им Алишера Навои как на фото а не так она выглядит сегодня ужасное освещение цветовая гамма нарушена косметический ремонт проводили явно люди далёкие от искусства ведь станция метро это как музей со своей историей

  2. В Ташкенте много красивых станций метро одна из таких станция им Алишера Навои правда она нуждается в капитальном ремонте совсем не так давно был произведен косметический ремонт . Который только испортил всю красоту станции нужно привлекать профессионалов !

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Chery Group продала 182 049 автомобилей в апреле – это на 43,7% больше, чем в прошлом году

В апреле 2024 года китайская автомобильная компания Chery Holdings Group продала 182 049 автомобилей. Это значительно больше, чем в...

Больше похожих статей