back to top
14 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Люди будущего

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Люди будущего

«Гений, талант от Бога» – нередко приходится слышать такое выражение. Но, думается, не будет ошибкой или преувеличением утверждать, что в жизни гении «от себя» встречаются чаще, чем гении «от Бога», и успешное развитие их творческих способностей зависит, с одной стороны, от терпеливого, кропотливого труда и помощи со стороны взрослых, а с другой стороны – от целеустремленной воли, стремления ребенка к самоутверждению и познанию.

Почему одни рождаются наделенными способностями, а другие – лишенными их? Откуда берутся люди талантливые и бездарные? Почему не всякий вундеркинд становится гением, а гении во всех областях человеческой деятельности столь редки? Каждый из нас хоть однажды задавал себе такой вопрос, – ведь любой человек мечтает, чтобы если не он сам, то его ребенок был самым способным, самым талантливым…

Проблема осложняется тем, что талант и способности далеко не исчерпываются одним лишь, пусть даже непрерывно растущим, объемом знаний. Оказывается, даже обширных знаний сегодня уже недостаточно для полноценной подготовки специалистов в области науки, техники, производства. Нужно все больше и больше профессионалов не просто знающих, но и способных к творческой деятельности, людей высокого творческого потенциала.

Проблема развития творческих способностей сейчас встала вплотную во многих сферах деятельности, особенно перед работниками науки и техники. Ведь у знаний очень короткий «срок жизни»: они быстро стареют и требуют постоянного обновления. На наших глазах умирают одни профессии и рождаются другие. Доля умственного труда и творческой составляющей в деятельности людей почти всех профессий растет, и растет стремительно. Это значит, что творческие способности человека выступают самой существенной слагаемой его интеллекта, и задача их развития ныне – одна из важнейших задач в воспитании человека будущего.

Изучением потенциальных возможностей человеческого мозга давно занимается мировая наука. Ученые пришли к выводу, что резервы мозга колоссальны, а используются они в течение нашей жизни ничтожно мало; что гениальность – это наиболее полное проявление интеллектуального потенциала, которым обладает любой нормальный человек.

От чего же зависит реализация этого потенциала? С чем именно связан уровень развития способностей? Ответить на этот вопрос – значит найти способ растить всех талантливыми людьми. А это позволит избавить школу от неуспевающих учеников, детей – от перегрузок, родителей – от беспомощных ссылок на удобный стереотип: «Такой уж он у меня уродился, не всем же быть вундеркиндами»…

Вундеркинд, т.е. «чудо-ребенок», – пока малообъяснимое явление, исключение из правил. Способа выращивания вундеркиндов никто еще не нашел. Многие считают, что талант передается по наследству. Но не все с этим согласятся. Нередко случается, что у вполне обычных родителей, живущих вдали от больших городов, вырастают дети с выдающимися способностями.

Вырастить буквально каждого малыша способным и даже талантливым – требование времени, эпохи научно-технического прогресса, все возрастающей ответственности человечества за все, что делается на земле, необходимости предвидения и осмысленности каждого шага в масштабе будущего, в контексте того наследия, которое нам предстоит оставить потомкам.

Важнейшее условие развития всех способностей ребенка – своевременное начало. Каждый малыш обладает колоссальными возможностями развития способностей ко всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом слабеют, угасают. Чем старше становится человек, тем труднее развивать его способности. Вот почему так важно, чтобы условия для развития опережали его, подготавливались заранее. Для этого и нужна – в доме ли, в детском ли учреждении – соответствующая обстановка. Это означает – включающая все то, благодаря чему можно работать (действовать, строить, делать). Вот это – лучшее условие для развития творческих способностей ребенка.

Надо идти навстречу любому стремлению детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Больше надо играть с ними в развивающие игры, шашки, шахматы. Необходимо, чтобы в детской комнате висела карта, был глобус, различные таблицы, азбука, кубики, конструктор, лего и, конечно же, книжки. Вот это и можно считать оптимальной обстановкой для развития детей.

Увлекательные совместные занятия, общая работа или даже просто работа рядом – это обязательно интерес и к процессу труда, и к результатам его, достигнутым партнером; это повод для разговора, это обмен мнениями и критическими замечаниями. Речь, заметим, идет не о контроле, не о слежении, опеке или проверке уроков, а о совершенно искреннем интересе взрослых к жизни детей, к их разнообразной, кипучей деятельности. Значит, для развития творческих способностей ребенка нужны не только соответствующие условия, но и совместная игра, деятельность вместе с родителями.

Детей увлекает сам процесс познания, созидания, творчества. Ими руководит не страх, не расчет, а интерес. Наградой же за все усилия становится гордое сознание: «Я могу!», «Я умею!», «Я сам сделал!».

По мере расширения и углубления знаний о мире желание детей узнавать еще больше только возрастает. Как сильное, тренированное тело жаждет движения, так и развитый ум жаждет деятельности, причем хочет не столько усваивать, столько исследовать. Желание ребенка, интерес, свобода деятельности, совместные занятия детей и родителей – вот что нужно для успешного умственного развития малышей дошкольного периода. От уровня развития творческих способностей, интеллекта во многом зависит и нравственная основа личности в будущем.

Однако нередко бывает так: развитие способностей детей продолжается лет до тринадцати, а затем начинает падать. Почему? Главная из причин, приводящих к этому, видимо, – несоответствие программы обычной общеобразовательной школы уровню развития способных детей. Программы, методики и темпы умственной работы в школе рассчитаны на среднего школьника. Поэтому у одаренных детей интерес быстро падает.

Развивать способности талантливым детям помогают специальные школы – с математическим, физическим, химическим, филологическим, языковым уклоном, и такие школы уже созданы в нашей стране. Открыты даже военные лицеи. Но, к сожалению, специальные учебные заведения пока не могут охватить всех талантливых детей. Дело это долгое и трудное. Таланты, как алмазы, – встречаются редко, да и шлифовать их следует долго…

Такие гении, как Алишер Навои, Мирзо Улугбек, Аль-Хорезми, Абу Али ибн Сино, Моцарт, Пушкин и многие другие, творившие страстно, самозабвенно и в то же время естественно и непринужденно, рождались с выдающимися способностями, в начале жизненного пути судьба к ним благоволила, а они подкрепляли дарованный от рождения талант трудолюбием и упорством. Но есть и другая категория одаренных людей: развитие их часто замедленное, иногда запоздалое. Иных из них называли малоспособными и даже тупицами. Требуется время, чтобы их способности раскрылись в полной мере. В числе таких гениев можно назвать, например, Чарльза Дарвина. Отец ему всегда говорил: «У тебя только и есть интерес, что к стрельбе, возне с собаками и ловле крыс. Ты будешь позором для нашей семьи». Что сделал для мировой науки этот «позор семьи» – всем известно… Такого же рода гением был М.В. Ломоносов: самостоятельно одолев науки, он стал выдающимся химиком, физиком, поэтом, художником, математиком, географом, механиком.

Учащиеся с незаурядными способностями есть в любом учебном заведении. Задача преподавателей – вместе с родителями своевременно выявить среди детей наиболее одаренных, вовлечь их в различные кружки, направить их знания и навыки на интерес к наукам. А в конечном счете – помочь таким детям найти себя в жизни.

Дилором Нурмухамедова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новые правила оплаты адвокатам за государственную помощь

Эти изменения направлены на унификацию процесса предоставления бесплатной помощи и справедливое вознаграждение специалистов, сообщает правовой портал "Норма".

Больше похожих статей