«Гений, талант от Бога» – нередко приходится слышать такое выражение. Но, думается, не будет ошибкой или преувеличением утверждать, что в жизни гении «от себя» встречаются чаще, чем гении «от Бога», и успешное развитие их творческих способностей зависит, с одной стороны, от терпеливого, кропотливого труда и помощи со стороны взрослых, а с другой стороны – от целеустремленной воли, стремления ребенка к самоутверждению и познанию.
Почему одни рождаются наделенными способностями, а другие – лишенными их? Откуда берутся люди талантливые и бездарные? Почему не всякий вундеркинд становится гением, а гении во всех областях человеческой деятельности столь редки? Каждый из нас хоть однажды задавал себе такой вопрос, – ведь любой человек мечтает, чтобы если не он сам, то его ребенок был самым способным, самым талантливым…
Проблема осложняется тем, что талант и способности далеко не исчерпываются одним лишь, пусть даже непрерывно растущим, объемом знаний. Оказывается, даже обширных знаний сегодня уже недостаточно для полноценной подготовки специалистов в области науки, техники, производства. Нужно все больше и больше профессионалов не просто знающих, но и способных к творческой деятельности, людей высокого творческого потенциала.
Проблема развития творческих способностей сейчас встала вплотную во многих сферах деятельности, особенно перед работниками науки и техники. Ведь у знаний очень короткий «срок жизни»: они быстро стареют и требуют постоянного обновления. На наших глазах умирают одни профессии и рождаются другие. Доля умственного труда и творческой составляющей в деятельности людей почти всех профессий растет, и растет стремительно. Это значит, что творческие способности человека выступают самой существенной слагаемой его интеллекта, и задача их развития ныне – одна из важнейших задач в воспитании человека будущего.
Изучением потенциальных возможностей человеческого мозга давно занимается мировая наука. Ученые пришли к выводу, что резервы мозга колоссальны, а используются они в течение нашей жизни ничтожно мало; что гениальность – это наиболее полное проявление интеллектуального потенциала, которым обладает любой нормальный человек.
От чего же зависит реализация этого потенциала? С чем именно связан уровень развития способностей? Ответить на этот вопрос – значит найти способ растить всех талантливыми людьми. А это позволит избавить школу от неуспевающих учеников, детей – от перегрузок, родителей – от беспомощных ссылок на удобный стереотип: «Такой уж он у меня уродился, не всем же быть вундеркиндами»…
Вундеркинд, т.е. «чудо-ребенок», – пока малообъяснимое явление, исключение из правил. Способа выращивания вундеркиндов никто еще не нашел. Многие считают, что талант передается по наследству. Но не все с этим согласятся. Нередко случается, что у вполне обычных родителей, живущих вдали от больших городов, вырастают дети с выдающимися способностями.
Вырастить буквально каждого малыша способным и даже талантливым – требование времени, эпохи научно-технического прогресса, все возрастающей ответственности человечества за все, что делается на земле, необходимости предвидения и осмысленности каждого шага в масштабе будущего, в контексте того наследия, которое нам предстоит оставить потомкам.
Важнейшее условие развития всех способностей ребенка – своевременное начало. Каждый малыш обладает колоссальными возможностями развития способностей ко всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом слабеют, угасают. Чем старше становится человек, тем труднее развивать его способности. Вот почему так важно, чтобы условия для развития опережали его, подготавливались заранее. Для этого и нужна – в доме ли, в детском ли учреждении – соответствующая обстановка. Это означает – включающая все то, благодаря чему можно работать (действовать, строить, делать). Вот это – лучшее условие для развития творческих способностей ребенка.
Надо идти навстречу любому стремлению детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Больше надо играть с ними в развивающие игры, шашки, шахматы. Необходимо, чтобы в детской комнате висела карта, был глобус, различные таблицы, азбука, кубики, конструктор, лего и, конечно же, книжки. Вот это и можно считать оптимальной обстановкой для развития детей.
Увлекательные совместные занятия, общая работа или даже просто работа рядом – это обязательно интерес и к процессу труда, и к результатам его, достигнутым партнером; это повод для разговора, это обмен мнениями и критическими замечаниями. Речь, заметим, идет не о контроле, не о слежении, опеке или проверке уроков, а о совершенно искреннем интересе взрослых к жизни детей, к их разнообразной, кипучей деятельности. Значит, для развития творческих способностей ребенка нужны не только соответствующие условия, но и совместная игра, деятельность вместе с родителями.
Детей увлекает сам процесс познания, созидания, творчества. Ими руководит не страх, не расчет, а интерес. Наградой же за все усилия становится гордое сознание: «Я могу!», «Я умею!», «Я сам сделал!».
По мере расширения и углубления знаний о мире желание детей узнавать еще больше только возрастает. Как сильное, тренированное тело жаждет движения, так и развитый ум жаждет деятельности, причем хочет не столько усваивать, столько исследовать. Желание ребенка, интерес, свобода деятельности, совместные занятия детей и родителей – вот что нужно для успешного умственного развития малышей дошкольного периода. От уровня развития творческих способностей, интеллекта во многом зависит и нравственная основа личности в будущем.
Однако нередко бывает так: развитие способностей детей продолжается лет до тринадцати, а затем начинает падать. Почему? Главная из причин, приводящих к этому, видимо, – несоответствие программы обычной общеобразовательной школы уровню развития способных детей. Программы, методики и темпы умственной работы в школе рассчитаны на среднего школьника. Поэтому у одаренных детей интерес быстро падает.
Развивать способности талантливым детям помогают специальные школы – с математическим, физическим, химическим, филологическим, языковым уклоном, и такие школы уже созданы в нашей стране. Открыты даже военные лицеи. Но, к сожалению, специальные учебные заведения пока не могут охватить всех талантливых детей. Дело это долгое и трудное. Таланты, как алмазы, – встречаются редко, да и шлифовать их следует долго…
Такие гении, как Алишер Навои, Мирзо Улугбек, Аль-Хорезми, Абу Али ибн Сино, Моцарт, Пушкин и многие другие, творившие страстно, самозабвенно и в то же время естественно и непринужденно, рождались с выдающимися способностями, в начале жизненного пути судьба к ним благоволила, а они подкрепляли дарованный от рождения талант трудолюбием и упорством. Но есть и другая категория одаренных людей: развитие их часто замедленное, иногда запоздалое. Иных из них называли малоспособными и даже тупицами. Требуется время, чтобы их способности раскрылись в полной мере. В числе таких гениев можно назвать, например, Чарльза Дарвина. Отец ему всегда говорил: «У тебя только и есть интерес, что к стрельбе, возне с собаками и ловле крыс. Ты будешь позором для нашей семьи». Что сделал для мировой науки этот «позор семьи» – всем известно… Такого же рода гением был М.В. Ломоносов: самостоятельно одолев науки, он стал выдающимся химиком, физиком, поэтом, художником, математиком, географом, механиком.
Учащиеся с незаурядными способностями есть в любом учебном заведении. Задача преподавателей – вместе с родителями своевременно выявить среди детей наиболее одаренных, вовлечь их в различные кружки, направить их знания и навыки на интерес к наукам. А в конечном счете – помочь таким детям найти себя в жизни.
Дилором Нурмухамедова.