Самад Х. – из тех, кого можно назвать законченным рецидивистом. Отбыв наказание за преступления, совершенные ранее, на свободу он вышел с убеждением, что жить можно и нужно не работая, а раздобывая деньги бесчестным путем. Для начала он наладил «ночную охоту» в степных окрестностях: только «охота» была не на хищных зверей, а на мелкий и крупный рогатый скот, оставшийся без присмотра хозяев. Но вскоре ему понадобились подельники, – и они нашлись: Ахрор Х., Файзулло А., Олим Ф. и Фазлиддин Б. Подыскать таких «джигитов», готовых за деньги, да еще и совсем небольшие, пойти на любое нарушение закона, было нетрудно: достаточно оказалось пригласить их на угощение в ресторан и прилюдно «с шиком» бросить на стол пачку денег для официанта.
– Сдачи не нужно!
От Самада, конечно, не укрылось, как при этом его жесте загорелись у дружков глаза. Готовы, бери их «тепленькими»!
– Вот так и живу, друзья, – начал он самодовольно. – Дела идут «окей», бизнес, которым занимаюсь, приносит отличный доход. Все дело – в деловой смекалке! Будете со мной работать – так же будете жить. Главное, без жульничества, этого не потерплю. Честная работа – хорошая доля.
Его слушали, не в силах оторвать глаз от денег, – дружков они явно интересовали гораздо больше, чем рассуждения Самада о честности. Словом, на предложение «делового человека» все согласились сразу и без колебаний.
И дело пошло. За первые четыре месяца с начала «бизнеса» Самад Х. и его подельники увели с территории хозяйственного кооператива соседнего района три головы крупного рогатого скота, 18 коз, принадлежащих Абдулле Т.; у Рашида Х. украли трех коров и столько же – у Олима Н.
Скотокрадство в сельской местности – явление довольно распространенное, однако для тех, кто живет на выручку от продажи молока, это не просто неприятность. Когда банда Самада увела корову у старого Мирпоеза М., – надо было видеть глаза старика, наполненные слезами, слышать его дрожащий голос, обиду, звучащую в каждом слове… Кстати, для осуществления именно этой «операции» скотокрады не стали трудиться выезжать в окрестные районы: «наводку» дал Файзулло А., живший поблизости от дома потерпевшего. Как сосед, он хорошо знал о более чем скромном материальном положении этой семьи. И все-таки негодяев это не остановило…
В общей сложности за сезон преступники совершили тринадцать краж скота, нанеся материальный ущерб на сумму 115 миллионов 115 тысяч сумов.
Все по их плану шло гладко – благодаря, как они были убеждены, незаурядной деловой смекалке главаря. Но – до поры до времени. Пока не пресекли этот воровской промысел сотрудники правоохранительных органов. И вот что характерно: произошло раскрытие банды скотокрадов при самой активной помощи населения.
В районном центре, где регулярно бывал Самад Х. со своими подручными, каждое воскресенье сельчане съезжаются на скотный базар. Как обычно, соблюдение общественного порядка при этом контролируют сотрудники правоохранительных органов. В один из таких базарных дней к инспектору профилактики подошел человек и сообщил, что неподалеку подозрительный тип продает явно краденую скотину.
Не успел инспектор подойти к указанному продавцу, чтобы все выяснить, как тот бросился бежать со всех ног и даже успел перелезть через стенку. Но молодой сотрудник несколько лет занимался спортом. Ему не составило труда перемахнуть через ту же стену и задержать вора. Им оказался тот самый Файзулло А. – сосед старого Мирпаеза. На допросе в РОВД он не только признался, что корова, которую он пытался продать, краденая, но и назвал своих подельников. Когда его спросили, на что они намеревались потратить деньги от продажи украденной коровы, Файзулло пожал плечами – мол, и сами пока не решили: в ресторан сходить, купить новый прикид, айфоны и «сотки» поменять на модели покруче… Вот так: люди годами жили благодаря своей кормилице-буренке, обихаживали ее, как дочь на выданье, а эти молодчики решили в два счета судьбу целой семьи…
Ныне преступники получили по заслугам. И «деловая смекалка» Самада Х. не помогла уйти от ответственности ни ему самому, ни его подельникам.
У. Нуров.