«Этимология русского слова «богатырь» — от тюркского «Баходыр». Так завершает свою статью о Баходыре Юлдашеве его младший коллега художественный руководитель Ташкентского Молодёжного театра Наби Абдурахманов. И добавляет: «он действительно мощный человек и огромная творческая личность, он – богатырь узбекского театра».
Эта статья опубликована в объёмной книге «Режиссёр Баходыр Юлдашев. Беседы, статьи, воспоминания», вышедшей в издательстве «SANAT» и подготовленной к печати доктором искусствоведения Ильдаром Мухтаровым. Среди авторов этого красочного фолианта крупные и значимые фигуры отечественного театроведения, учёные-филологи, режиссёры-постановщики, драматурги, поэты, актёры и журналисты – достаточно назвать Наима Каримова, Мухаббат Туляходжаеву, Камариддина Артыкова, Ибрагима Гафурова, Шухрата Ризаева, Абдуллу Арипова, Эркина Аъзама, Олимжона Салимова, Шукура Холмирзаева, Афзала Рафикова, Бориса Бабаева и самого Ильдара Мухтарова – для сведущих это знаковые имена современной духовной культуры нашей республики.
Чем же вызван неподдельный интерес этих и других авторов к творчеству одного из самых замечательных деятелей театральной жизни Узбекистана? Ответ есть в самой книге.
Баходыр Юлдашев – ключевая фигура узбекского театрального искусства и одна из наиболее влиятельных личностей в его истории. Спектакли, поставленные им на подмостках различных театров страны, прочно вошли в их сценическую сокровищницу. Его театральные постановки органично вобрали в себя богатую палитру национального духовного наследия, опыт традиционного узбекского лицедейства и новации мирового театрального искусства.
Творчество Баходыра Юлдашева на протяжении почти 40 лет фокусирует основные тенденции развития узбекского театрального искусства. Его спектакли, новаторские по своей сути, существенно обогатили жанровую и стилевую природу национальной сцены и стали подлинной школой режиссёрского искусства для новых поколений театральных деятелей. В то же время, его творчество вобрало в себя главные тенденции становления и развития искусства массовых театрализованных представлений периода независимости.
Признанный лидер узбекской режиссуры, он поставил свыше 70 театральных постановок, посвящённых Дню независимости, празднику «Навруз», ряду крупнейших деятелей национальной истории и культуры, а также всем международным фестивалям «Шарк тароналари».
Совместимость национальных традиций с универсальными ценностями, желание превратить сцену в зону диалога культур Востока и Запада – актуальная проблематика, ярко заявленная в постановках мировой и национальной классики, поставленных Б. Юлдашевым. Глубокая любовь к культурным национальным традициям, пристальный интерес к возможностям жизни этих традиций в каждом компоненте современного театра особенно проявились в его спектаклях, посвящённых национальной истории. В каждой своей новой постановке он продолжает поиски синтеза уходящей в глубь столетий духовной культуры с образностью современной сцены. Творчество Юлдашева отличает особая чуткость к богатейшим традициям национальной музыки, литературы, изобразительного искусства, архитектуры, ко всему комплексу традиционной художественной культуры. Наконец, он постоянно ищет пути проявления на сцене элементов этнографии, фольклора, национального быта, разнообразных ритуалов и обычаев.
Его поиски, как правило, продолжаются в творчестве и других режиссёров, выливаются в целые направления развития современной узбекской сцены.
Профессия режиссёра уникальна и трудна. Роль и значение крупной творческой личности в искусстве всегда были определяющими, не менее важны они в современный период. У нас есть все основания уверенно говорить, что именно такой личностью является Баходыр Юлдашев – Народный артист Узбекистана, Заслуженный деятель искусства и лауреат Государственной премии Узбекистана, обладатель нескольких премий за лучшую режиссуру престижных театральных фестивалей.
В числе других достоинств, нужно подчеркнуть, что замечательной особенностью данной книги является убедительный показ творческого и человеческого содружества режиссёра Баходыра Юлдашева и знаменитого театрального художника Георгия Брима, приведшего к закономерному успеху их многочисленных совместных постановок.
Издание богато проиллюстрировано десятками фотографий, отражающих как само творчество, так и знаковые встречи героя книги с величайшими постановщиками современной сцены Георгием Товстоноговым (Санкт-Петербург), Питером Бруком (Великобритания), Теймуразом Чхеидзе (Грузия), с французскими актёрами Пьером Ришаром и Филиппом Шато и другими мэтрами сценического искусства современности.
Книга написана на 2-х языках – узбекском и русском, и поэтому представляет безусловный интерес как для деятелей не только театрального искусства и смежных профессий, но и в целом для всей духовной культуры, более того – она полезна и поучительна для самого широкого круга истинных почитателей Мельпомены.
А.ХОДЖАЕВ