back to top
10.2 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

В Израиль с любовью. Часть 2. Тель-Авив

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Продолжение. Часть 1

В Израиль с любовью. Часть 2. Тель-Авив

Все без исключения гиды Израиля начинают экскурсию по стране с одной и той же шутки, в которой лишь доля шутки, а всё остальное правда: «В Израиле — Иерусалим молится, Хайфа работает, а Тель-Авив кайфует». Убедится в том, что в Тель-Авиве народ обожает гулять во всех смыслах и полноте этого слова, нам предстояло убедиться воочию, о чем мы, кстати, не капельки не пожалели.

Тель-Авив – «светская столица» страны, в которой сосредоточено современное дыхание Израиля – прекраснейший город, где жизнь пульсирует и днем, и ночью. Причем ночью с еще большим ритмом, чем днем. Это один из самых больших городов Израиля и одновременно его деловой центр: именно здесь сосредоточены офисы крупнейших фирм и банков страны, иностранные посольства (большинство стран не признают Иерусалим столицей Израиля) и резиденции международных корпораций.

Однако в первый день пребывания в Тель-Авиве на всех членов делегации город произвел двойственное впечатление. Современные небоскребы на берегу моря окружены, в том числе, и достаточно грязными кварталами. В архитектуре и дизайне четырехэтажек, иногда смутно напоминающих чем-то «хрущобы», наблюдается характерное восточное пренебрежительное несовершенство. Дома липнут друг к другу, достраиваются и перестраиваются безо всяческого плана и вкуса, обвешиваются решетками и кондиционерами, опутываются проводами. Несмотря на то, что квартиры в этих домах совсем крохотульные, живут в них представители среднего класса.

В Израиль с любовью. Часть 2. Тель-Авив

В Израиль с любовью. Часть 2. Тель-Авив

Пришлось объяснить коллегам, что городу немногим более 90 лет. Не так давно на этом месте была просто пустыня. Изначально здесь находилось просто еврейское поселение, которое основали в 1909 году рядом с древним городом Яффо, который был преимущественно арабским. Жили евреи бедно, и эта бедность отразилась на архитектуре кварталов, зарождавшихся в первой половине прошлого века.

Теперь же Яффо (путевые заметки о Яффо в следующей части рассказа) является частью Тель-Авива с общим населением около 400 тысяч человек.
Хотя местные рассказывают, что в «большом» Тель-Авиве, «сросшемся» со многими городами-спутниками, проживает более двух миллионов. Кстати, города срослись в прямом смысле этого слова: улица может начинаться в одном из них, а продолжаться в другом. А что делать? Земли в стране маловато.
Условно Тель-Авив можно разделить на три зоны: южную (старинную), центральную (где располагается все деловая жизнь) и северную (это современные районы города, они самые дорогие, самые желанные и притягательные).

Эти зоны очень отличаются друг от друга. Ещё лет двадцать назад южная часть была заброшенной, разрушающейся, заселенной иностранными мигрантами, со сложной криминогенной обстановкой. Сегодня этими районами активно занимаются муниципальные власти: сносят старые здания, те, что возможно сохранить – реставрируют, очень многие улицы отдали под галереи художников, оборудовали места для прогулок. А ещё строятся многоэтажные дома, чтобы молодые семьи могли здесь покупать квартиры.

В Израиль с любовью. Часть 2. Тель-Авив

Всем без исключения понравилась просто шикарная набережная Тель-Авива (она протянулась вдоль всего города — от старого Яффо до парка Яркон, немногим более часа пешей прогулки), по которой любят совершать вечерний променад толпы туристов, а местные жители гоняют на велосипедах, роликах, скейтах и иных совершенно экзотических индивидуальных транспортных средствах на электрической или человеческой тяге.

В Израиль с любовью. Часть 2. Тель-Авив
В Израиль с любовью. Часть 2. Тель-Авив
В Израиль с любовью. Часть 2. Тель-Авив

В Израиль с любовью. Часть 2. Тель-Авив

Бегать израильтяне тоже любят, причём вдоль этой самой набережной, которую смело можно называть тропой здоровья. Бегают оголенные по пояс, в разном темпе: очень быстро, быстро, медленно, очень медленно. Все зависит от возраста, настроения, погоды, состояния здоровья и целей, которые ставят перед собой физкультурники.

В Израиль с любовью. Часть 2. Тель-Авив
В Израиль с любовью. Часть 2. Тель-Авив

Некоторые бегают вместе с домашними любимцами. Порой можно увидеть, как рядом с хозяином бегут по 2-3 собаки на поводках. На породистость собак здесь, кажется, серьёзного внимания никто не обращает, большинство из таких любимцев принадлежит к самой многочисленной породе в мире под названием «двортерьер».

Вообще израильтяне, особенно молодые, производят впечатление подтянутого и спортивного народа.

Кто-то объясняет увлечение спортом или, скорее, физической культурой (несправедливо забытое словосочетание советских времен), как способ сэкономить на дорогущем лечении (несмотря на всякие там страховки и больничные кассы).
Кто-то объясняет влиянием армии – в Израиле это не просто всеобщая военная повинность, службой по-настоящему и совершенно искренне гордятся, а патриотизм в стране абсолютный и идёт от сердца. Возможно, что такая любовь к Израилю у евреев заложена на генном уровне, ведь главной мечтой народа, 2000 лет проведшего в изгнании, было возвращение на землю предков. Недаром главные молитвы иудеев на Пасху и Йом Кипур завершаются словами «Лешана абаа бирушалаим!» («В следующем году — в Иерусалиме!»).

Ну, а любовь к армии, поистине народной (её так и зовут — армия народа Израиля, ЦХАЛ), объясняется тем, что именно она гарант безопасности от неугомонных, вражески настроенных соседей, которые и не скрывают своей мечты — уничтожить Израиль. Причем не просто мечтают: много раз пробовали, но не получилось.

Вдоль набережной, прямо на пляже, то тут, то там разбросаны спортивные площадки, на которых бесплатно можно подтянуть фигуру не хуже, чем в фитнес-зале. Но все же волейбольных площадок в этой части города больше, чем спортивных, и кажется, что пляжный волейбол — самая популярная игра у тель-авивцев.

В Израиль с любовью. Часть 2. Тель-Авив

И ещё вечером на набережной с удовольствием танцуют. И израильтяне, и гости страны, самого разного возраста и, судя по всему, незнакомые друг другу, на открытом воздухе под весёлую музыку и с символической помощю учителя танцев разучивают незамысловатые па.

Немного дополню рассказ о пляжах Тель-Авиа, упомянутых в первой части моих путевых заметок.
Все пляжи Тель-Авива — муниципальные, а ещё они знамениты тем, что внесены ЮНЕСКО в список лучших городских пляжей мира. В Израиле всё побережье принадлежит народу, поэтому власти принципиально не разрешают делать частные пляжи или закрытые клубы на берегу Средиземного моря.
Пару лет назад муниципалитет по всему городу открыл велосипедные стоянки, и теперь за небольшую плату можно кататься хоть весь день. В автоматах для оплаты есть меню даже на русском языке. В некоторые моменты Тель-Авив напоминал мне Амстердам с его бесконечным числом велосипедистов.

В Израиль с любовью. Часть 2. Тель-Авив

В общем, муниципалитет хочет изменить лицо города, сделать больше прогулочных и велосипедных дорожек, больше парков и мест отдыха.
К примеру, территория старого порта Тель-Авива (находящаяся совсем рядом с отелем, в котором остановилась наша делегация) после его закрытия переделана в зону ресторанов и мест торговли. Там можно найти всё, что угодно: от фаст-фуда (который в Израиле вполне приличный и не сильно дорогой по сравнению с ценами в кафе; впрочем, об этом в следующей части заметок) до изысканных ресторанов.

В Израиль с любовью. Часть 2. Тель-Авив

В Израиль с любовью. Часть 2. Тель-Авив

В Израиль с любовью. Часть 2. Тель-Авив

А еще в городе огромное количество такси. Кажется, что каждая вторая машина в городе — это такси, и этим Тель-Авив мне здорово напомнил Ташкент. Их можно останавливать рукой (обычно на то, чтобы поймать машину, уходит секунд 80). Стоимость пользования такси вполне разумна, конечно, если её сравнивать с Европой или Россией (естественно, я не привожу сравнений с Узбекистаном, где особые цены на этот способ передвижения). Средний чек по городу — порядка 40-50 шекелей (11-15 долларов).

Кроме того, в Тель-Авиве очень удобно проложены автобусные маршруты. В городе нет такой системы слежения за автобусами, как в Германии, с табло, на которых отражается количество миллисекунд, через которые подкатит очередной «Мерседес» или «Ман». Зато проезд в черте города недорогой, покупать билет можно у водителей, для многих из которых русский язык – родной.

Еще в самолете рассказал нашим землякам, что Тель-Авив признан самым дорогим городом на Ближнем Востоке. Справедливости ради надо сказать, что весь Израиль — совсем не дешевая страна. Особенно в сфере обслуживания и питания, но об этом — в следующих частях путевых заметок.
Критически отношусь к своему умению передать атмосферу города, который мне так нравится, поэтому призвал себе на помощь видеоклип Эдуарда Лазарева с легкой, задорной песней о Тель-Авиве.

В. МИХАЙЛОВ

Продолжение следует

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Увлекли путешествием и прогулкой по Тель-Авиву. С удовольствием прошлась по городу ))

  2. Спасибо за интересный рассказ, живу в Израиле более 20 лет и не перестают смотреть на него влюблённым глазами, однако, все это время не перестают скучать по Самарканду.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Выступление президента Узбекистана на заседании законодательной палаты Олий Мажлиса подвергли лингвистическому анализу

Выступление охватывает ключевые аспекты экономической политики, социального развития и взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. 20 ноября текущего года...

Больше похожих статей