back to top
6 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Сквозь завесу тайны

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Сквозь завесу тайны

Есть науки, точную дату возникновения которых знает каждый. Радиологии не существовало до открытия радия, рентгенологии – до открытия рентгеновских лучей. Есть такие, история которых теряется во тьме веков. Ну, а криминалистика? Стара она или молода?

Издавна в Индии культивировалось распознавание следов ног людей и животных. Мастера этого дела, признанные следопыты, передавали секреты своего искусства из рода в род, от отца к сыну, и они дошли до нашего времени.

Умение идти по следу, выслеживать считалось искусством. Выслеживали и диких зверей, и скрывающегося преступника. Сначала выслеживанием занимались сами члены общины, владевшие искусством следопытства, потом, с возникновением государства и права, – специально уполномоченные на то должностные лица. До начала XIX столетия эти люди могли руководствоваться лишь собственным житейским опытом и сообразительностью. Стоит ли удивляться тому, что искусством этим удавалось в то время овладеть лишь одиночкам.

То, что раскрытие преступлений было под силу немногим служителям Фемиды, овладевшим этим трудным мастерством, еще можно было терпеть, пока преступлений случалось относительно немного и особой сложностью они не отличались.

Новая эпоха повлекла за собой и количественное, и качественное изменение преступности. Возникновение профессиональной организованной преступности, использование «работниками ножа и топора» современных средств связи и путей сообщения, усложнение способов их действий обнаружили в свое время полную неспособность правоохранительных органов вести эффективную борьбу с преступностью. Юристы порой только разводили руками, встречаясь с хитроумными способами совершения преступлений, разработанными на основе последнего слова тогдашней науки и техники.

В начале прошлого века в России получили большое распространение фальшивые бумажные деньги, изготовляемые, как установили впоследствии, во Франции. Их стали распознавать только благодаря тому, что в тот год, который на них значился, в России при печатании подлинных денег были допущены по небрежности… некоторые отступления от обязательного государственного стандарта. Фальшивые же купюры полностью соответствовали этому стандарту. То есть в смысле техники изготовления они были лучше настоящих!

В конце ХХ века широкую известность приобрела история с поддельными коллекционными почтовыми марками, которые мастерски изготавливал и за сравнительно небольшую цену сбывал коллекционерам некий любитель. Однажды он послал пакет с марками одному своему клиенту за границу. Таможня потребовала, чтобы отправитель уплатил значительную пошлину. Возмущенный фальсификатор заявил, что марки поддельные и не могут рассматриваться как редкости, подлежащие обложению пошлиной. Однако комиссия экспертов, назначенная таможенными властями, пришла к заключению, что марки подлинные! Совершенно взбешенный этим выводом любитель, изготовив повторно те же марки, доказал, что эксперты ошиблись. Этот пример показывает, какого мастерства может достичь преступник, насколько квалифицированным может быть способ преступления.

В борьбе с качественно и количественно изменившейся преступностью уже нельзя было полагаться только на проницательность следователей, нужно было поставить на научные рельсы само дело расследования.

Термин «криминалистика» впервые употребил австрийский судебный следователь, позднее профессор университета Ганс Гросс (1847–1915). В 1892 году он издал фундаментальную работу «руководство для судебных следователей», в которой обобщил и систематизировал разработанные его предшественниками и им самим технические и тактические средства и приемы борьбы с преступностью, представлявшие собой преимущественно приспособленные для нужд расследования данные естественных наук.

В первой половине XIX века в России появилось несколько работ по вопросам производства расследования преступлений. Это были труды Я. Баршева «Основания уголовного судопроизводства», Н. Орлова «Опыт краткого руководства для произведения следствия», Н. Калайдовича «Указания для производства уголовных действий» и другие.

Молодая наука не сразу завоевала признание и была принята на вооружение следователями и судьями.

В 1889 году известный русский фотограф Е. Буринский на собственные средства основал судебно-фотографическую лабораторию при Петербургском окружном суде – первое научно-экспертное криминалистическое учреждение в России. Из-за нехватки средств лаборатория бедствовала. Невежественные чиновники прокуратуры и судебного ведомства чурались научных методов исследования доказательств, пренебрегали возможностями криминалистической экспертизы.

Особенный разгул преступности наступил в России после 1917 года, когда всплыли на поверхность все темные элементы, почуявшие возможности для безнаказанного обогащения. Сотрудникам ЧК, милиции, следователям – вчерашним необразованным рабочим, крестьянам и солдатам – не хватало ни опыта, ни знаний для борьбы с преступностью. Вот почему возникшая в первые годы после революции криминалистика стала незаменимым оружием в этом деле.

В тридцатые годы она становится обязательной дисциплиной во всех средних и высших юридических учебных заведениях. Первые профессора-криминалисты – Сергей Михайлович Потапов и Иван Николаевич Якимов поднимаются на университетские кафедры. Криминалистика завоевывает признание как юридическая наука.

Казалось бы, вот и ответ на задаваемый иногда вопрос: криминалистика – наука или искусство? К тому же памятна тирада Ватсона, вложенная в его уста Конан-Дойлем: «Вы сделали великое дело: благодаря вам раскрытие преступлений находится на грани точной науки», – как и заключение самого Холмса: «Расследование преступлений – точная наука, по крайней мере должно ею быть». Но в жизни ответ этот не так однозначен, как в книгах. Полистайте юридические журналы, послушайте выступления работников органов правоохраны, следствия, суда, и вы не однажды встретите такие выражения, как «искусство расследования», «овладеть искусством проникновения в тайну преступника», «искусство допроса». Так что же все-таки криминалистика – наука или искусство?

Жизнь, как известно, удивительно разнообразна, и никакие научные рекомендации не могут претендовать на исчерпывающее отражение этого разнообразия. Нет двух одинаковых преступлений, как не бывает двух одинаковых преступников. Поэтому методы, которые позволили раскрыть одно преступление, могут оказаться неэффективными для раскрытия другого. От следователя зависит правильность выбора и применения научных методов в раскрытии преступлений. В этом и заключается искусство розыска, искусство расследования. Можно сказать, что криминалистика – наука, а ее применение на практике – профессиональное мастерство, своеобразное искусство, которым должен владеть каждый следователь, каждый оперативный работник правоохранительных органов, если он не унылый ремесленник, а подлинный мастер своего дела.

Т. Солиходжаев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент объединяет: итоги главного научного события года в литературе

23 ноября 2024 года в Национальном Университете Узбекистана состоялся третий Ташкентский литературоведческий форум. Это знаковое событие в научной жизни не...

Больше похожих статей