back to top
6.6 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 3

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 3

Али Хамраев вошел в нашу жизнь не только фильмами, он стал частью биографии каждого более или менее известного деятеля культуры своего времени. Режиссер и сам мастер писать воспоминания, вдохновляясь желанием «рассказать об интересных людях и не менее интересном времени, в котором они жили». Документальные истории из циклов «Субботнее…» и «Воскресное чтение», написанные Али Эргашевичем, увлеченно обсуждают в социальных сетях, дополняют воспоминаниями в комментариях, и они разлетаются по страницам друзей в интернете, обещая со временем сложиться в книгу. Друзьям тоже есть что поведать серьезного и глубокого, забавного и трогательного о Мастере, признанном и любимом на родине коллегами и зрителями, по большей части — «не власть имущими».

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 3

Каким знают его ровесники? Кто-то совсем молодым, кому-то запомнился он таким, как на рисунке архитектора Юрия Халдеева, выполненном в 1997 году: с роскошной шевелюрой и медальным профилем. Али Эргашевич со свойственной ему иронией рассказывает, как однажды вместе с Шухратом Аббасовым его пригласили на телевидение, но потребовали, чтобы Аббасов перед прямым эфиром сбрил бороду, а Хамраев убрал бакенбарды и подстриг волосы, спадающие на плечи. Автор фильма «Ты не сирота» пошел избавляться от шикарной бороды, а Хамраев отказался от стрижки и из телестудии рванул прямо домой. Больше его на УзТВ не приглашали.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 3

Али Хамраев на съемочной площадке

Немало интересных эпизодов в воспоминаниях друзей. «С Али Хамраевым, для меня Аликом, я познакомился зимой 1976-77 года в Бухаре, — говорит известный ташкентский архитектор-градостроитель, автор Монументального комплекса «Мужество» Валерий Ганиев. – Помню, провожал его с Гулечкой (жена А.Хамраева) с Каганского вокзала в Ташкент. Мы пили шампанское, а состав… ждал! (Чем не народное признание и любовь зрителей? – прим. автора)
В семидесятых мы организовывали клуб творческой молодёжи «Ильхом»: Малика Каюмова выбрали президентом клуба, Али Хамраев и Джасур Исхаков вели секцию кино, я – архитектуры, Рузы Чарыев — художественную, ташкентский джазовый музыкант Сергей Гилёв отвечал за музыку, а Таня Орлова, моя одноклассница, в то время главный редактор газеты «Пионер Востока», организовала секцию журналистики. Нам выделили помещение, каждая секция получила свою комнату, подвальное помещение, где раньше был склад ресторана, приспособили под кинозал. Именно тогда под началом клуба по инициативе Марка Вайля была создана «Экспериментальная студия театральной молодёжи» (ЭСТМ), объединившая близких по духу ташкентских актёров, художников, музыкантов, театроведов. Клуб со временем распался, а театральная студия Марка Вайля, получив в своё полное распоряжение помещение, выросла в самостоятельный драматический театр, за которым закрепилось название нашего клуба — «Ильхом». Это был первый независимый театр в нашей стране, в сентябре он откроет свой 41-й сезон.
Не забыть и новогодние костюмированные встречи в ташкентском Доме кино с нашими друзьями Джасуром Исхаковым, Серго Сутягиным, Юрой Халдеевым… Или вот еще: прихожу как-то к Алику домой, в девятиэтажку на бульваре Ленина. Смотрю, у него кухня с лоджией объединены — тогда это было неслыханное дело, квартиры-то были государственные. Я ему говорю, мол, молодец, что выломал. Но как разрешили? Он в ответ:
— Знаешь, такой скандал был — до ЦК дошло. Велели написать письмо, обосновав, что встречаясь с выдающими зарубежными режиссерами, я не могу принимать их у себя в типовой квартире, прошу дать мне виллу. Обещали наложить резолюцию, что виллу в данное время предоставить не могут, но разрешают сделать перепланировку в квартире по моему усмотрению…»

Так вот какие нити связывают Али Хамраева с «Ильхомом», подумала я. Недаром эпизоды фильма о Бенькове он снимает на этой театральной площадке, знакомой ему с давних пор.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 3

Ко всем своим фильмам Али Хамраев подходит как художник. Снимая документальные ленты, использует в них игровые элементы. И не прекращает работать над художественными проектами. Недавно завершил новую редакцию сценария фильма «Авантюра», посвященного гражданской войне в Туркестане. Продолжает работать над сценарием «Псих» — своего рода продолжением исповедального фильма «Я тебя помню», снятого в далеком 1985 году. По сценарию герой будущего фильма, спустя три с лишним десятилетия, решает отправиться из Самарканда под Вязьму, на могилу погибшего на войне отца, чтобы поставить там памятник. Для осуществления плана ему нужно продать свой дом, полсада, гараж и машину. Понятно, как по разному оценивают поступок убеленного сединами отца и деда окружающие…

Ждут своей очереди и проекты по сценариям «Побег из Афгана», «Стена», «Тамерлан Великий», на которые режиссер ищет средства. Это основная трудность кинематографиста, что касается остального — хватает и планов, и сил на их реализацию.
Ощутимую помощь режиссеру оказывает Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани.

— Мы осуществляем оригинальные проекты в области развития гуманитарных наук, культуры и искусства, — говорит Президент Фонда Марджани Рустам Сулейманов, кстати, уроженец Янгиабада, что под Ангреном. — Сотрудничая с российскими и зарубежными образовательными и исследовательскими центрами, научными и культурными учреждениями, ведем работу по сохранению историко-культурного наследия народов Евразии, реализуя научные, издательские, музейно-выставочные, культурно-просветительские проекты, в том числе и фильмы.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 3

С Али Хамраевым успешно выпустили несколько документальных лент. Сейчас идет работа над картиной о Павле Бенькове.
Али Эргашевич прекрасный рассказчик, при встречах непременно делится яркими короткими историями из жизни, некоторые публикует, но большую часть друзья слышали из его уст. Перескажу один из описанных им эпизодов.
После съемок фильма Али Хамраева «Человек уходит за птицами» (1975 год) директор ташкентской киностудии Абдуллахад Абдуллаев собрал всех узбекских кинооператоров, показал им ленту и спросил:
— Кто снял этот фильм?
Ему отвечают:
— Юрий Клименко…
— Я спрашиваю не имя, а национальность!..
— Украинец…
— Нет!.. — буквально закричал директор. — Клименко узбек! Он снял фильм как узбек, глазами узбека. Он снял лучше, чем узбек! А вот вы – не узбеки, вы чужие на родине, потому, что не видите красоту своей земли и не можете показать ее людям!..

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 3

Народный артист Хикмат Латипов в фильме «Человек уходит за птицами» (1975)

Таков и художник П.П. Беньков — певец азиатской земли, певец Самарканда и Бухары, герой нового документального проекта Али Хамраева. Вот что рассказывает режиссер о своей новой работе:
— Павел Петрович родом из Казани, приехал впервые в Узбекистан в 1930 году в пятидесятилетнем возрасте и остался здесь навсегда. Он увидел настоящую красоту этой земли и людей так, как никто не видел ни до, ни после него. Вот почему мы делаем фильм-портрет об этом художнике. О человеке, которого понемногу забывают, но чье искусство вечно. И я не устаю благодарить Фонд Марджани, который финансирует уже четвертый мой проект и не дает утонуть в глубокой депрессии…

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 3

Первые шаги к фильму «Солнечный Павел Беньков»Али Эргашевич вкратце описал мне в машине, направляясь на съемки в ташкентскую махаллю в районе Новомосковской, чтобы снять эпизод с участием 90-летней Асии-опы.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 3

Ей была отведена роль одной из студенток Самаркандского художественного училища, в котором преподавал Павел Беньков.

Стоял знойный майский день, машина неслась по проспектам, и за пятнадцать минут пути я узнала, как режиссер встретился с двумя внучками Бенькова, проживающими в Москве — Татьяной и Мариной. Приехал с камерой, стал расспрашивать, сразу же снимая их рассказы о дедушке и бабушке, которых они не помнили, но знали по воспоминаниям матери. Марина, младшая внучка художника, рассказала на камеру, как попала под машину и чуть не погибла. Выжив, спросила себя: что я успела сделать на этом свете, что оставлю после себя?.. И решила вернуть из подступающего забвения картины своего деда — Павла Бенькова.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 3

Ковалевская З. М. Портрет Павла Петровича Бенькова

— Мой дед, — сокрушалась она, — в России, у себя на родине, в безвестности — никто, кроме специалистов, о нём ничего не знает. Даже каталога работ художника нет, а я занимаюсь только своей жизнью, своими мелочными проблемами!.. Стыдно стало…
У Марины хранилось несколько картин деда, она буквально молилась на них. Стала собирать полотна, эскизы, рисунки по всему бывшему СССР, изучать архивы, готовить каталог по творчеству художника.

Поговорив с внучками П.П. Бенькова, режиссер продолжил сбор материалов для фильма в Самарканде, Бухаре, Ташкенте. Искал людей, занимался поисками в архивах, пересматривал десятки лент кинохроники, хотя все уверяли его, что документальных кадров о П.П. Бенькове нет и быть не может. Но режиссер их нашёл! В киножурнале «Орденоносный Узбекистан» за март 1940 года оказался сюжет, в котором был репортаж о заслуженном деятеле искусств художнике Павле Бенькове, работающем в Самарканде над новой картиной «Встреча героя»….

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 3

Картина П. Бенькова «Встреча героя» (фото кинохроники)

— В кадрах кинохроники, – увлеченно жестикулируя, говорил Али Эргашевич, — крепкий, с голым черепом человек… С пронзительным прищуром глаз, энергичный, с папиросой в уголке губ. Рядом стоит массовка – восторженные дети, старики, молодежь — все в национальных одеждах… Художник их лица и фигуры переносит на холст, работая быстрыми, широкими мазками. Это уникальные кадры!.. В Узбекистане сохраняется память о художнике: в Самарканде есть улица имени Бенькова, в интернете создан сайт benkovci.uz, где имеются материалы о мастере, в сети Facebook действует одноименное сообщество, и многие сегодняшние молодые художники с гордостью называют себя «беньковцами». Я обращался к ним с просьбой поделиться материалами, но улов получился слабеньким. Прислали фотографии, сделанные во дворе бывшего училища имени Бенькова. И за это спасибо!..

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 3

П.П. Беньков, 1940 год (фото кинохроники)

Так что работаю сам как следопыт — веду исследовательскую работу, где только возможно, собирая по крохам воспоминания современников и фотоснимки. Съемки фильма проводил на родине художника в Казани, на Волге, в музеях Москвы и Бухары, в Самарканде — в доме, где жил Павел Петрович около 20 лет…

Упомянув, что картины П.П. Бенькова хранятся в музеях Узбекистана и, возможно, по его творчеству проводились какие-либо изыскания, спросила, не обращался ли режиссёр к искусствоведам?

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 3

П. Беньков. Девушка-хивинка

— Исследователи Павла Бенькова не могли в своё время писать о нём как об импрессионисте, — ответил Али Эргашевич, — Это не приветствовалось, в искусстве царил социалистический реализм. Художник много путешествовал по Италии, Испании, Франции, был знаком с творчеством западноевропейских классиков и различными направлениями в живописи. Он фантастически чувствовал свет, был великим колористом, недаром в студенческие годы его прозвали Тицианом. Живопись П.П. Бенькова, несомненно, повлияла на узбекских художников, но творчество его до сих пор не представлено, как того заслуживает. Две картины выставлены в постоянной экспозиции в Ташкенте, такое же положение в Нукусе, две картины для обозрения посетителей на стенах Государственного музея Востока в Москве, остальные работы — в запасниках по всему пространству СНГ. А в Самарканде, где собрана прекрасная коллекция картин Бенькова, в музее, в котором три года проходит реконструкция, они вообще, как говорится, штабелями валяются. В Третьяковке даже знаменитая «Хивинка» лежит в запаснике…

Окончание следует.

Тамара САНАЕВА
Фото автора и из личного архива Али Хамраева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таким я видел мир: памяти Евгения Олевского

22 ноября, в Международном  караван-сарае культуры Икуо Хираяма International Caravanserai of Culture of Ikuo Hirayama открывается выставка фотографий  «Таким...

Больше похожих статей