Сегодня этому замечательному художнику исполнилось бы 95 лет. И я хочу начать рассказ о нем с зарисовки, опубликованной в газете «Правда Востока» 10 лет назад — 26 декабря 2006 года.
Ровно полвека назад художник Рахим Ахмедов создал одну из лучших своих работ – портрет «Материнское раздумье». В образ этой женщины он вложил всю любовь к своей рано ушедшей из жизни матери. Полная светлой печали картина сразу обрела всенародное признание, и сегодня глубоко волнует людей.
В далеком 1956 году он только вернулся после учебы из Петербурга. С головой окунулся в работу, много ездил, пробовал себя в самых разных жанрах. Стремительно, словно метеорит, ворвался в художественную жизнь страны.
Годы учебы запомнились как самые счастливые, хотя часто бывало, что замерзал от студеного ветра с Невы. Тогда согревал лежавший в кармане студенческий билет, легко открывавший двери всех музеев города. Он получил блестящее художественное образование, но все эти годы душой был дома. В краю, где смуглые люди и певучий говор, синие горы, быстрые реки и щедрые сады, а еще – жаркое солнце, согревающее триста дней в году…
Тогда же началась и педагогическая деятельность Рахима Ахмедова. Слова «Пиши, как чувствуешь», ставшие девизом жизни, он часто повторял ученикам.
И сегодня, в свои восемьдесят пять, художник полон энергии, активно творит, остается одним из самых ярких светил узбекской живописи.
В его просторной мастерской, расположенной на десятом этаже дома, что стоит напротив «Голубых куполов», разбит настоящий зимний сад. Вдоль больших окон — сплошь живые цветы. А рядом с мольбертом – велотренажер. Удобно: отложил на пять минут кисти и размялся.
Художник вновь и вновь возвращается к образу матери. Эта тема вдохновляла его всегда, была музой жизни. Вот и сейчас, через полвека, на мольберте стоит авторское повторение «Раздумья». Даже недописанный холст смотрится законченным произведением.
Вот что значит кисть мастера!
Старая женщина в тени дерева, позади уютный дворик и белая мазанка. Сюжет картины незамысловат и лаконичен, но в глазах матери столько грусти, так мастерски выписаны натруженные руки и краски природы, что от портрета трудно оторвать глаза.
После «Материнского раздумья» Рахим Ахмедов стал знаменитым, получил много наград и званий, но в душе остался художником, с сыновней нежностью воспевающим Родину!
Его имя сохранится в веках
Последний снимок художника…
5 июня 2009 года на утренний плов, посвященный годовщине кончины Рахима Ахмедова, пришли сотни людей. Они собрались, чтобы почтить его память.
Со стороны виднее. Прошло восемь лет, как его нет среди нас, но сегодня еще больше раскрывается его величие.
Эх, какой это был человек!
Он прожил большую, трудную, но прекрасную жизнь, столько сделал для нашей страны, что не осилить и десятерым. Двадцать два года Рахим Ахмедов был бессменным председателем Союза художников Узбекистана. За это время были построены дома и мастерские художников за «Светланой» и на Ак-тепе, на Себзаре и около гостиницы «Россия». Десятки художников получили образование в лучших вузах Москвы и Петербурга.
Во многом благодаря именно ему достигло таких высот изобразительное искусство Узбекистана!
Несомненно, Рахим Ахмедов один из величайших художников современности. За портрет «Материнское раздумье» он был удостоен звания народного художника СССР, стал действительным членом Академии художеств СССР.
Это факт — Рахим Ахмедов и Урал Тансыкбаев – из узбекских художников только они удостоены этих высоких регалий!
Кстати, именно эта работа стала прообразом скульптуры Скорбящей матери на площади Мустакиллик. В своих выступлениях Президент страны Ислам Каримов неоднократно упоминал об этой работе.
Говорят, что величие – в простоте. Действительно, он никогда не бахвалился своими званиями, был прост в общении и открыто говорил человеку, что о нем думает. За это его уважали.
Я бесконечно благодарен судьбе за то, что она подарила мне встречи с художником. Особенно близки мы были в последние годы, я любил приходить в его мастерскую, слушать его рассказы, наблюдать, как он творит. Когда он просил, то я возил его на встречи и выставки, постоянно снимал. Через силу я заставил себя снять жаназа – его похороны, потому, что это надо для нашей истории.Его выносили из особняка на улице Отар-углы.
Тогда в жаркий июльский день проводить его в последний путь пришли сотни учеников. Носилки бережно переходили из рук в руки. Рахим-ака завещал, чтобы его похоронили на кладбище Минор, рядом с женой Каримой и сыновьями Хасаном и Хусаном.
Недавно, в день Руза-хаита, я был на Миноре, где покоятся мои родители и старший брат. Побывал я и у захоронения Рахим-ака. Его дочери — Эльмира и Нигора установили отцу красивый памятник из багрового гранита…
Действительно, он был твердым как глыба.
А еще он часто звонил мне:
— Господин Шагаев, научи, как делать деньги?
Он так шутил. А сам трудился, писал каждый день, был востребован. Не один раз я возил его на Акташ. В живописнейшем месте, у журчащей речки, раскинулась его дача с большим садом и бассейном. Весной мы заезжали на базар, и он покупал сотни саженцев цветов.
Он любил цветы, любил краски, которые радуют глаз. Наслаждался, когда писал натюрморты с букетами цветов.
Летом его дача превращалась в чудный райский уголок (роза ветров Крыма и Акташа – самые целебные в бывшем Союзе). Во все времена года эти горы, девственная природа вдохновляли его на проникновенные пейзажи.
…Последний раз я видел его 7 июля 2008 года в Акташе, за день до кончины. На мольберте стоял эскиз натюрморта с желтой дыней. У него было хорошее настроение, но к вечеру он почувствовал себя неважно и зашел в спальню.
Я не думал, что эта наша последняя встреча…
Он трогательно любил своих учеников. Вот здесь, на даче, они жили месяцами. Вместе с учителем писали этюды.
Однажды у Рахим-ака исчезли кисти. Рембрандтовские, дорогие, с черными лакированными ручками. Он возмутился:
— Я для вас делаю всё! Чтобы завтра вернули!
И на утро следующего дня кисти были на месте.
Прошло какое-то время и в дверь его особняка на улице Отар-углы позвонил его ученик. Был холодный осенний слякотный день. Его пригласили в дом, но ученик нее зашел, попросил, чтобы Рахим-ака вышел.
Он сознался учителю в своем грехе.
А Рахим-ака только сказал: «Молодец!» и подарил ему эти кисти.
Ведь он украл не деньги, а то, без чего не может творить художник.
Эх, какой он был человек!..
Р.ШАГАЕВ,
фото автора.