Трудовая миграция — распространенное явление. В поисках лучших заработков тысячи людей из разных стран мира оставляют свои семьи и отправляются на чужбину. Оторванные от привычной среды, растерянные и не знающие установленных законов и правил, мигранты часто становятся жертвами нечестных предпринимателей, взяточников из различных государственных организаций и коррупционеров, представляющих силовые структуры.
Они работают на стройках, в сельском хозяйстве и других сферах деятельности, которые местные жители не считают престижными. Приезжих часто недолюбливают и относятся к ним с подозрением. Бизнесмены нанимают гастарбайтеров, потому что им можно платить очень мало или не платить вовсе. Полицейские и сотрудники миграционной службы берут с них деньги за каждую бумагу или просто так, пользуясь абсолютным бесправием этих людей и незнанием российских законов.
Можно, но не бесплатно
Преступления, совершаемые в России против трудовых мигрантов, по большей части не отражаются в полицейских сводках, поскольку пострадавшие редко обращаются в правоохранительные органы. Причина проста — гастарбайтеры не верят, что им помогут. Оказавшись как бы вне правового поля, они остаются один на один со своими проблемами и становятся легкой добычей для различного рода дельцов и коррупционеров.
В России все возможно, но не бесплатно. Так считают те, кто оформляет нужные бумаги в миграционной службе, кто откупается от полицейских, кто прописывается по липовому адресу, кто подмазывает различное руководство: от директора управляющей компании до главы муниципалитета. Сложившаяся ситуация создает иллюзию безнаказанности. Забывая о том, что взяткодатель не менее виноват перед законом, чем получатель денег, трудовые мигранты также способствуют росту уровня коррупции в нашей стране.
Работодатели охотно нанимают гастарбайтеров, так как они менее требовательны к условиям труда, соглашаются на мизерную зарплату. Отсутствие легального статуса не позволяет этим людям требовать от «хозяина» соблюдения хоть каких-то прав. Чаще всего, мигранты трудятся от рассвета до заката в нечеловеческих условиях. Их благополучие и безопасность волнует работодателей в последнюю очередь.
Облава на мигрантов
А если произошел какой-нибудь несчастный случай, то никакими последствиями для предпринимателей это не грозит. Ведь официально этих людей и не было. Например, 12 человек, в том числе трое детей, погибли в результате пожара, случившегося в цехе по пошиву постельного белья на улице Стромынка в Москве. Там нелегально работали приезжие из Средней Азии. А представители Следственного комитета возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества, повлекшее по неосторожности смерть человека и иные тяжкие последствия». Как выяснилось, в помещениях, где портнихи работали и жили вместе с детьми, грубо нарушались правила пожарной безопасности.
А в июле 2016 года 50-летний гастарбайтер из Узбекистана погиб, упав с крыши дома на улице Большая Садовая в Саратове. Из-за отсутствия страховочного пояса с тросом и другого необходимого снаряжения мужчина сорвался во время работы, связанной с ремонтом кровли. По данному факту правоохранительными органами проводится доследственная проверка.
Еще один гражданин Узбекистана недавно погиб на складе строительных материалов, расположенном в Железнодорожном районе Хабаровска. В результате грубого пренебрежения техникой безопасности во время работы на 22-летнего парня упал мешок с кальцитом, который весил 1 тонну. Грузчик скончался, получив травмы, несовместимые с жизнью, как говорится в официальном сообщении регионального управления Следственного комитета.
Подобные случаи можно перечислять очень долго. Трудовые мигранты регулярно гибнут в России. Причем, их семьи не имеют никаких прав на получение компенсаций, что вполне устраивает работодателей. Впрочем, не все из них даже удосуживаются выплачивать работникам обещанную зарплату.
«В России одним бараном не отделаешься»
Адильхан Сайдуллаев приехал в Россию из Таджикистана три года назад. Он продает на одном из астраханских рынков фрукты и овощи.
– Сначала мне было трудно, как и всем, кто впервые оказался в другой стране. Я понятия не имел, как правильно оформлять документы и куда обращаться. Какой-то тип предложил решить вопрос за деньги. Хозяйка квартиры, в которой я снимал комнату, посоветовала заплатить. Сказала, что так будет гораздо проще и надежнее. Пришлось отдать 5 тысяч рублей, — рассказывает собеседник.
По его словам, коррупция в России даже более масштабная, чем в Таджикистане. И дело не только в размерах взяток, которые в разы больше. На родине Сайдуллаева в решении тех или иных вопросов большее значение имеют связи. Все происходит через родственников или друзей. Взятки часто берут продукцией животноводства (овцы, коровы, верблюды), коврами ручной работы или другими ценностями.
– А здесь одним бараном не отделаешься. Положительное решение приобретается исключительно за деньги, хотя хорошие связи тоже важны, — уточняет мигрант.
Но отсутствие полезных знакомств у приезжих легко компенсируют многочисленные посредники, которые тоже стараются не упустить своей выгоды. И чиновники из миграционной службы довольны: взяткодатели не знают их в лицо и по имени, что гарантирует безопасность от правоохранительных органов. И мигрантам нечего опасаться, что к ним возникнут какие-либо вопросы.
Как рассказывает Адильхан Сайдуллаев, сейчас за оформление временной регистрации в местном управлении ФМС России просят взятку в размере 10-15 тысяч рублей, хотя три года назад это стоило только 5 тысяч. Такой рост цен мужчина связывает с усилением миграционного контроля в нашей стране. Повысилась ответственность чиновников за попустительство в этой сфере — увеличились и взятки.
ФМС проверяет документы
Но больше всего приезжих беспокоят не сотрудники ФМС России, а полицейские. Сайдуллаев жалуется, что каждый встречный страж правопорядка норовит урвать с него тысячу рублей.
– Они подходят на улице и прямо требуют денег, угрожая в противном случае создать мне серьезные проблемы: от депортации до возбуждения уголовного дела. Грозятся наркотики подбросить или запереть на трое суток в «обезьяннике» для выяснения личности. Такса установлена — одна тысяча, хотя раньше можно было договориться за 500 рублей. Но цены растут, — с сожалением говорит мигрант.
И это при том, что у него все в порядке с документами. С нелегалами же, вообще, обращаются, как со скотом. Сайдуллаев слышал, что полицейские и сотрудники ФМС России регулярно устраивают облавы, а затем продают гастарбайтеров работодателям: на стройки, на сбор урожая, на производство.
– Это натурально рабы, — вздыхает приезжий из Таджикистана о незавидной участи своих земляков.
Сам он считает, что неплохо устроился в России. На свежие овощи и фрукты всегда есть спрос. Снимает комнату неподалеку, вся его жизнь крутится вокруг рынка. Кроме соседей по торговым палаткам Сайдуллаев почти ни с кем не общается. Он копит деньги на машину. Правда, пока не получается. Половину заработка мигрант отправляет матери и младшим братьям в Таджикистан, чтобы они не бедствовали, остальное уходит на взятки, поборы и сопутствующие расходы. Жизнь в России ведь не дешевая.
«Все были рады, что я жив»
Гражданин Узбекистана Назарбек Ахмедханов пережил немало приключений в России. Он рассказал корреспонденту «Преступной России», что дважды столкнулся с недобросовестными работодателями.
Желая заработать денег для жены и троих детей, мужчина приехал в Астраханскую область в июле 2014 года. На вокзале его почти сразу приметили сотрудники полиции. Они отвели гастарбайтера на квартиру, где уже находились примерно 20 выходцев из Средней Азии. Кто-то из земляков сказал, что их здесь собирают, чтобы отправить на работу.
– Я тогда плохо знал русский язык, был растерян. Даже не стал пытаться бежать, потому что паспорт у меня отобрали полицейские. Куда бы я пошел? Примерно через сутки, когда на квартире собралось более 30-ти человек, нас погрузили в автобус и повезли на поле, — вспоминает события двухлетней давности Ахмедханов.
Вместе с другими мигрантами он сначала собирал помидоры, а потом его определили на погрузку арбузов. Стояла жара, работники жили в вагончиках у сельскохозяйственной плантации. Каждое утро местный житель, которого все называли бригадиром, определял фронт работ. А по вечерам собранный урожай увозили с поля. Кормили два раза в день очень плохо, давали просроченные консервы и жуткую похлебку. Ни о каких бытовых удобствах и речи не шло.
Назарбек Ахмедханов терпел все это ради одной цели — заработать денег. Хотя бригадир ничего не отвечал на вопросы о зарплате, гастарбайтеры все же надеялись, что им заплатят. Но работников обманули. Когда урожай был полностью собран, в сентябре 2014 года мигрантов просто посадили в автобус и отправили обратно в Астрахань. На вопрос одного из них о зарплате суровый мужчина, работавший помощником бригадира, ответил, что они должны быть благодарны за кров и еду, предоставленные им на два месяца. А кто будет выступать, тот не получит обратно свой паспорт.
После такой угрозы мигранты молчали всю дорогу. После приезда в город им вернули паспорта и оставили на вокзале.
Потом Ахмедханов работал на стройке и снова жил с земляками в вагончике-бытовке. Думал о том, что жена и дети ждут от него денег, а их нет. Прораб обещал зарплату, но, наученный горьким опытом, ему уже не верил. Как-то вечером вместе с товарищем по несчастью они просто ушли со стройплощадки в неизвестность. Долго бродили, и уже к утру оказались на окраине Астрахани. Случайно увидели, что на одном из участков частного сектора строится дом. Отчаявшись, попросили хозяев дать им любую работу. Гастарбайтерам повезло. Хозяева оказались людьми хорошими, приютили и относились нормально.
– Первые заработанные деньг, почти 3 тысячи рублей, я выслал семье только через полгода после приезда в Россию. А все это время не мог даже связаться с родными. Они не знали, что со мной происходит. Все были рады, что я жив, — рассказывает Назарбек Ахмедханов.
Подучив язык и освоившись, мужчина оформил временную регистрацию и получил разрешение на работу. Никаких взяток никому не платил, ведь денег на это все равно не было. Честно отстоял многокилометровые очереди в миграционной службе, столкнулся с жуткой волокитой, но в итоге успешно преодолел все административные препоны.
Мужчина говорит, что лучше работать на частных заказчиков, чем на предприятия и фирмы, владельцам которых просто нужен рабский труд. Сейчас Ахмедханов зарабатывает оказанием ремонтно-строительных услуг, у него появились постоянные клиенты.
– Я очень скучаю по родным краям. Вот еще год-два поработаю и поеду, наконец, домой. А то дети совсем вырастут без меня, — делится мужчина своими планами на будущее.
Вне правового поля
Разумеется, иностранные граждане тоже совершают преступления в России. Но следует различать вынужденных переселенцев, оставивших свои дома в результате тех или иных катаклизмов или военных действий, и гастарбайтеров, приехавших на ограниченный срок с целью заработка.
Трудовой мигрант, как правило, ставит перед собой конкретную цель. Например, заработать денег на свадьбу сына и т.п. Такой человек заинтересован в благополучной деятельности и вносит свой вклад в экономическое развитие нашей страны: строит дома, ремонтирует дороги, собирает урожай, шьет одежду, подметает улицы…
Однако трудовые мигранты не являются частью социально-политической и культурной жизни российского общества. В большинстве своем, они не знают имени губернатора или мэра города, в котором работают. Им безразличен отмечаемый местными жителями День Рыбака или еще какой-нибудь особый для коренного населения праздник. Общаясь исключительно «среди своих», в том числе и по причине плохого знания русского языка, гастарбайтеры привлекают внимание криминалитета и часто соглашаются на откровенно опасные или противозаконные действия.
Гастарбайтеры работают
Например, в Орловской области скоро предстанут перед судом Ахмед Ахмедов и Бехруз Саидов. По версии сотрудников регионального управления Следственного комитета, они виновны в гибели пятерых граждан Таджикистана. Подозреваемые наняли гастарбайтеров для осуществления незаконной врезки в нефтепровод «Куйбышев-Брянск». Целью правонарушителей было хищение дизельного топлива. Надышавшись выхлопных газов, образовавшихся в процессе использования бензинового генератора в подземном тоннеле, наемные рабочие погибли. Подозреваемые развезли их тела по разным местам и оставили, желая скрыть свое преступление.
А по вине коррупционеров из различных государственных органов мигранты выводятся из правового поля. Они оказываются в ситуации, когда решить ключевые проблемы обустройства в России невозможно без взяток и связей, умения «договариваться» с нужными людьми. Часто мошенники выманивают у гастарбайтеров последние сбережения, обещая оформить необходимые документы. Преступники пользуются тем, что приезжие не знают российских законов, у них возникают проблемы с адаптацией в незнакомой социально-культурной среде.
Бесправные люди — легкая добыча для различных коррупционеров и дельцов. Безразличие общества к проблемам трудовых мигрантов — явление, характерное для многих стран. В США с похожими проблемами сталкиваются выходцы из Латинской Америки. В Западной Европе в подобном положении часто оказываются приехавшие на заработки граждане Румынии, Албании и других государств. А в России мало кого волнуют проблемы гастарбайтеров из Средней Азии.