back to top
18.5 C
Узбекистан
Воскресенье, 19 мая, 2024

От сурьмы и усьмы не зарекайся

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться
От сурьмы и усьмы не зарекайся

Бабушка Саёра была бы рада: внучки по прошествии многих лет не забыли ее советы.
«Природа дарует красоту, – говорила бабушка, – природа помогает ее сохранять».
Это так. Использование натуральной косметики в Узбекистане – не только традиция и дань уважения к старшим в семье женщинам, обучающим девочек искусству красоты. Это самый что ни на есть естественный процесс в эстетике народов, испокон веков проживающих на прекрасной земле, «простроченной» длинными дорогами и тропами Великого Шелкового пути.

Центральная Азия с ее древними городами – Самаркандом, Бухарой, Чачем – была тем центром, где сходились многочисленные торговые пути, пересекались различные культуры.

Среди великого множества и разнообразия товаров из Китая, Индии, Ирана красавиц Согда, Ферганы, Ташкента неизменно привлекали небольшие мешочки из дорогого шелка и миниатюрные флакончики, источающие чарующие запахи. Смола ладанного дерева, жасминовое масло, лаванда, амбра, розовая вода, сезамовое масло, ароматизированное жасмином… Древняя память не увядает, она жива и сегодня.
Спросите женщин Узбекистана, какими косметическими средствами они пользуются чаще всего? Можно не спорить, – большинство из них произнесут четыре слова: «Сурьма, усьма, басма, хна». И не то, чтобы современная косметика их не прельщает. Просто у каждой есть бабушка.

Название «сурьма» происходит от турецкого слова «сюрме», что значит «натирание». Сок этого растения используют в качестве подводки и краски для век. Известно, что не только в старину, но и в наше время, особенно в сельской местности, женщины готовят различные составы сурьмы: одни подчеркивают особенную выразительность глаз, другие предназначены для праздничного макияжа, третьи снимают усталость с глаз, а нанесенные на ночь, обладают лечебными свойствами.

Лучшим и безупречным средством женщины Узбекистана по праву считают усьму. Свежий сок этого уникального растения окрашивает ресницы и брови в темный цвет на достаточно длительное время, стимулирует рост ресниц и бровей. Свежий сок усьмы обладает антисептическими свойствами, его можно использовать для лечения, но следует помнить, что подходит он только для темных волос. И еще: особо сильным красящим эффектом обладает свежий сок усьмы, полученный из верхних листочков.

Самыми распространенными средствами для покраски волос являются хна и басма. Басма – серовато-зеленый порошок из листьев индиго. Это древнейший натуральный краситель, с помощью которого в стародавние времена изготавливали чернила. Басма стимулирует рост волос, улучшает их структуру, укрепляет корни, возвращает волосам жизненную силу и блеск. Басма окрашивает волосы в темные тона, иногда применяется в сочетании с хной.

В словаре В. Даля читаем: «Хна – это растенье, коим персияне красят бороду в рыжий цвет, после чего растенье ренг красит ее в черный».
Хна – природный краситель – изготавливается из листьев лавсонии, а из стеблей кустарника получают бесцветную хну, которая обладает уникальными лечебными свойствами: восстанавливает клетки кожи, избавляет от перхоти, снимает раздражение, препятствует выпадению волос.
К числу замечательных природных достоинств этого кустарника следует добавить еще одно – причастность хны к своеобразному виду изобразительного искусства. Вероятно, традиция нанесения рисунков хной была перенесена в Узбекистан из Индии, где она зародилась несколько тысяч лет назад.

Рисунки хной – менди, как правило, играли ритуальные и обрядовые роли. Так, накануне свадьбы искусные мастерицы расписывали чудесными кружевными узорами ладони, руки, ступни и лодыжки невесты. Часто такая процедура занимал два-три дня. Во время росписи опытные женщины обучали новобрачную различным премудростям супружеской жизни. Оставшийся после нанесения рисунка порошок закапывали в землю: считалось, что таким образом брак будет защищен от развода и измены.

В Средней Азии, как и в Индии, наряду с чистой хной используют соки растений, крепкий раствор зеленого чая, ароматные масла, а также два других натуральных красителя: сок индиго, дающий синий цвет и черный харкус; последний по сути – это зола, образуемая от сжигания коры фруктовых деревьев.

Биотатуировки выглядят фантастически красиво и «живут» до трех недель. Фантазии рисовальщиц не имеют границ, каждая привносит в искусство менди свою творческую лепту. Так появился необычный «жанр» – менди со стразами, получивший название «хрустальная татуировка». Подобные рисунки завораживают и восхищают особенно в сочетании с яркими национальными тканями.

Хну и басму, сурьму и усьму можно, как и тысячу лет назад, купить на щедрых базарах и рынках Узбекистана. Природа добра к женщинам этого солнечного края, подтверждением служит их естественная красота, которая толкает мужчин на безумные поступки или вдохновляет на подвиги. Как не вспомнить совет бабушки Саёры: «Не стоит разбивать мужские сердца, их надо пленять: кого – надолго, кого – навсегда».

М. ГАР

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Подписан меморандум о сотрудничестве с российской компанией в сфере экологической экспертизы

17 мая в Государственном центре экологической экспертизы состоялась встреча с представителями российской компании ООО HPBSolution. На встрече были обсуждены вопросы...

Больше похожих статей