В Ташкенте музеев много. Когда-нибудь, может, схожу еще и в другие. На этот раз ограничилась музеями декоративно-прикладного искусства и изобразительного искусства.
Музей декоративно-прикладного искусства, куда мы поехали, спустившись прямо с гор — сказочен и необыкновенен.
Это дом российского дипломата Половцева, нужно сказать, человека с тонким вкусом. Жаль только, что во дворе срезали вполне здоровые, очень толстые ветви с огромного дуба, и даже не замазали — теперь жди, что какая зараза прицепится.
Дом выстроен в восточном стиле. с майоликой. прекрасными деревянными колоннами, (очень люблю восточные, своеобразные в своей красоте колонны), резьбой по дереву. В нем просторно и прохладно, в нем действительно собраны предметы восточного искусства: керамика, сюзане, необыкновенные украшения, такие я раньше видела туркменские, из низкопробного серебра с ляпис-лазурью и бирюзой, тяжелые, на вид грубоватые, но я бы сказала, стильные серьги, браслеты, кулоны( на кулоны похоже мало, очень большие и весомые) налобные и височные украшения. В витринах висят златотканые халаты, всегда восхищалась искусством златошвей.
Сюда, видимо, привозят туристов, потому что народу хоть немного, но есть.
Хорошо, что музей не тронули, здания не отобрали….
В музей изобразительных искусств я собралась с Анфисой Ковганюк,
Не счесть, сколько раз я там бывала, и в старом здании, и в новом. Кое-что вообще так врезалось в память — навсегда.
Дело в том, что я не просто помню в общих чертах. У меня есть любимые эспонаты. Горячо любимые за которые душа болит. Это (нет, не «Купальщица» Беллоли, вот как раз к ней я абсолютно равнодушна, уж больно в ней патоки много), прежде всего — атлант на входе. На этот раз его запихали куда-то под лестницу, сразу и не разглядишь. Я его погладила, поздоровалась.
И начала долбить Анфисе мозги рассказами про некие два предмета мебели (до сих пор так и не знаю.что это), с великолепнейшими инкрустациями, бесценные, таких я не видела ни в одном музее мира. Сначала мебель попадалась и очень красивая, но совершенно не та.
Музей, честно говоря, сильно расстроил.
Нет, многие картины из тех, что я помню, есть: Репин, Куинджи, Веронезе( до сих пор хихикаю, вспоминая эпохальное открытие), две картины Маковского «Проповедник» и «Портрет боярышни», Левицкий, Боровиковский, Рокотов…. Конечно, никакого следа Верещагина — моего любимого «Зиндана». Где он, и есть ли вообще в Ташкенте? Анфиса, кстати, сказала, что в Бухарском музее есть копия с указанием, что оригинал в Ташкенте. Но указание меня утешает мало. Ох, чует сердце…..
Мебель на месте, слава богу. С инкрустациями из полудрагоценных камней, От такой красоты глаза слепит.
И, наконец, главное ради чего я пришла в музей. Скульптуры. Ташкентскому музею повезло, Там есть скульптура Кановы. редкостной красоты. Амур и Психея. Есть «Венера с яблоком», — ака Фанни Лир, поза скопировна с мраморного изображения Полины Боргезе. И жемчужина всей коллекции — «Девочка с веером», которую мне всегда хочется спрятать в карман и унести))) Жаль, тяжелая, и ставить негде, а то бы…))).Неподражаемо живая, с лукавой улыбкой, в кружевном платье — кружева выбиты по мрамору, — с веером( веер обломан, вандалы).
Я замираю, Вот она, свиделись, наконец….. Еще одна встреча, которой я так ждала. Не знаю почему, но я счастлива. Эту девочку я считаю своей, лично мне принадлежащей, Хорошо, что она жива и относительно здорова!
Почему меня расстроило посещение музея?
Ну, прежде всего, непонятно, почему картины лежат в мифических запасниках, когда первый этаж занят… декоративно-прикладным искусством. Но ведь такой музей уже есть, а декоративно-прикладное никак нельзя отнести к изобразительному искусству! Там же обломки с археологических раскопок, которым место в общем-то, в музее истории Узбекистана. Все это занимает пространство. Может. освободить запасники и выставить все, что там лежит?! Раньше этого не было. Я имею в виду декоративано-прикладное и археологию.
Далее — устрашающее количество картин неизвестных художников. Откуда столько? Либо авторов не хотят установить, либо это из тех же запасников на замену картин известных художников, которых уже давно нет в музее?
Не понимаю, почему у многих картин отсутствуют таблички с названиями? Раньше такого не было и быть не могло
Почему-то многие картины висят в темных проходах, картины хорошие, но их почти не разглядеть — освещение ужасное, даже в залах, приходится бегать, искать нужный ракурс, чтобы хоть что-то увидеть. Температурный режим не выдержан — в некоторых залах жарко! Жарко!!!!! А должно быть прохладно…
Плохо все это, а больше всего меня поразил диалог со смотрительницей. Как-то привыкла я, что смотрители знают едва ли не больше экскурсоводов, а тут…
Подошла она, когда я как раз стояла перед инкрустированной мебелью, и заученно сказала, что инкрустации из полудрагоценных камней — цветы, птицы… И тут же добавила: вот как красиво раскрашено! Я объяснила, что это не раскрашено, это обтачиваются в данном случае камни и грубо говоря. врезаются в дерево. И тогда она, выслушав меня, сказала: Ага, поняла, это аппликация такая….
Слов нет.
Но я рада, что видела экскурсии школьников, и что в музее есть посетители, хоть и немного…..
И очень хотелось бы, чтобы в музее назначили ревизию или хотя бы допустили независимую комиссию, чтобы оценила нанесенный ущерб, проверила подлинность многих картин. явно кажущихся мне подозрительными, и выяснила, сколько картин похищено на самом деле, 187 или в три раза больше? Примета времени — расхищаются музеи, и не только в Узбекистане, далеко не только.
Татьяна ПЕРЦЕВА