Заставшее советские реалии старшее поколение, думаю, хорошо помнит особую породу человеческих особей, которая когда-то казалась бессмертной. Образ этот можно исчерпывающе обозначить всего одним – но каким устрашающе-величественным! – словом: буфетчица.
БУФЕТЧИЦА! Как много в этом звуке, еще сравнительно недавно, для сердца потребителя слилось! Произнесешь «буфетчица» – и сразу возникает в воображении образ: травленная перекисью челка, сонно-наглый взгляд, ярко накрашенный рот, лениво цедящий: «Еще чего – обождете!.. Вас тут много, а я одна. Не нравится – идите жалуйтесь!..»
Сегодня, не правда ли, трудно поверить, что именно из этой армии хамок некогда в большой степени состояла сфера обслуживания. Сфера, вдумаемся, призванная обслуживать потребителя. Клиента. Того самого, который всегда прав. Ведь мы, к счастью, за последние десятилетия успели избаловаться совсем другой картиной: в заведении общественного питания, куда ты зашел, может не найтись свободного столика или не оказаться в меню желаемого блюда, но сообщат тебе об этом с извиняющейся улыбкой и обязательно прибавят: «Заходите еще!».
А может, как раз в этом дело – слишком уж мы стали избалованы, и у кого-то, не исключаю, могла уже возникнуть и смутная ностальгия по тем грязным забегаловкам, где тебя от порога встречал привычный лай всемогущей, наглой, уверенной в своей безнаказанности БУФЕТЧИЦЫ?
Похоже, именно такую возможность прозорливо учли хозяева вот этого заведения на Урде.
Пусть вас не смущает милое, веселое название – «Ватрушкин»: поверьте, коллектив этого самого «Ватрушкина» позаботился о том, чтобы обеспечить ностальгирующим посетителям все до боли знакомые реалии. В закутке, предназначенном не только для продажи выпечки, но и для того, чтобы можно было здесь же выпить чашку кофе, – не повернуться. Присесть за липкий, плохо вытертый столик – страшно. На кухню заглянуть, чтобы посмотреть, в каких санитарных условиях готовится заявленная «домашняя выпечка» – не советую… Но самое главное: здесь царит БУФЕТЧИЦА! Та самая, из глубоко советских времен. Кажется, она привыкла воспринимать посетителей кафе как главный крест своей жизни, а потому делает все, чтобы уносили они отсюда ноги как можно скорее. Хорошо если только обхамленные, а не обложенные матом. Лично мне удалось сподобиться этого удовольствия оба раза, когда я имела неосторожность сюда заглянуть.
«Вас тоже обхамили в «Ватрушкине»? Ну так что вы удивляетесь – сегодня же работает Люда…»
Не знаю, задумывал ли изначально хозяин этого заведения этакую историческую реконструкцию, призванную утолять чью-то ностальгию по советской сфере обслуживания, но удалось это блестяще. И самой счастливой находкой в воссоздании неподражаемо-хамской атмосферы давно канувших совковых забегаловок, приходится признать наличие главного фактора – БУФЕТЧИЦЫ! В нашем случае именуемой Людой, но можно и как угодно иначе. Важно другое: существует на чудесном берегу Анхора заведение «Ватрушкин», а в нем работает буфетчица Люда, – и значит давно, казалось, забытое совковое хамство в независимом Узбекистане продолжает процветать.
Вы все еще уверены в правоте главной заповеди ресторанного, да и любого другого сервиса – что клиент всегда прав? Тогда идите в «Ватрушкин», и пусть буфетчица Люда нальет вам чашечку кофе.
Лейла ШАХНАЗАРОВА.