back to top
30.7 C
Узбекистан
Воскресенье, 6 июля, 2025

«Мчи меня, память, крылом нестареющим…»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,650ПодписчикиПодписаться
 «Мчи меня, память, крылом нестареющим…»

Иногда в одной поэтической строке может быть предельно ясно выражена гражданская позиция человека, его философское отношение к прошлому и настоящему, к самой жизни. Без истории, без активного обращения к ней не может быть и будущего, не может сформироваться полноценная Личность. С лёгкой руки Чингиза Айтматова историческая слепота, пренебрежение прошлым, отсутствие «работающей» памяти стали называться «манкуртизмом». Страшное, обречённое на полную деградацию, это свойство характерно и для отдельного человека, и в геометрической прогрессии – для народа в целом.

Но память, повторяю, должна быть активной, работающей, осмысляющей и – поскольку всё в мире относительно! — постоянно низвергающей застывшие догмы. Поминаю я эту аксиому, конечно же, не случайно. Сегодня 9 мая – важнейшая историческая, неоспоримая для всего разумного человечества, дата. Как известно, в нашей стране по инициативе президента уже несколько лет она отмечается не просто как День Победы, а как День Памяти и Почестей. Непростое это, наверное, было решение, так как оно сразу же вызвало вполне уместные вопросы – а зачем, разве этот день перестал быть днём эпохальной победы над фашисткой Германией, разве Узбекистан и на фронтах сражений, и в тылу не внёс в неё свой достойный вклад, омрачённый гибелью сотен тысяч своих сыновей и дочерей, страданиями и лишениями всего народа? Всё это безусловно так, и не подлежит никаким сомнениям или отрицаниям.

Но в том то и дело – как с высоты временного расстояния и накапливаемой, путём иногда трагических ошибок и поисков, мудрости, относится к тем или иным событиям и устоявшимся представлениям, в данном случае – к совокупности чувств и мыслей, вызываемых самим фактом наличия в нашей истории такого памятного дня?

Попытаюсь обосновать свои соображения. В 1990 году в качестве сопродюсера и редактора мне пришлось работать вместе с выдающимся марокканским кинематографистом Сухейлем бен Барка (автором лауреатского фильма «Амок» на Московском кинофестивале) над созданием 2-х серийной прокатной ленты (есть и 5-и серийный телевизионный вариант) «Битва трёх королей» («Огненные барабаны»). Фильм представлял жанр исторической драмы и был коопродукцией СССР («Узбекфильма»), Марокко, Испании и Италии. В картине вместе с сорежиссёром Учкуном Назаровым, операторами Хамидуллой Хасановым, Абдурахимом Исмаиловым, композитором Анваром Эргашевым, художником Бахтиёром Назаровым были задействованы узбекские актёры Фарида Муминова, Шухрат Иргашев, Мэлис Абзалов, Якуб Ахмедов, Клара Джалилова, российские – Сергей Бондарчук, Вера Сотникова, Борис Химичёв, Альберт Филозов, Игорь Дмитриев, Александр Пороховщиков, итальянские – Клаудия Кардинале (!), Уго Тоньяцци, Массимо Гини, испанские – Фернандо Рей, Анхель Молина, американские – Харви Кейтель, Ф.Мюррей Абрахам, француженка Суад Амиду, марокканцы Абдураззак Хаккам, Мохаммед Мифтал и ещё два десятка не менее известных советских, испанских, итальянских и марокканских кинозвёзд. Прошу извинить меня за столь долгий перечень фамилий, но делаю это только из-за уверенности, что почти все наши уважаемые читатели не слыхали даже о существовании этого исторического боевика, отчасти потому что он был создан как-раз в период развала Советского Союза, а его премьера в Москве состоялась в ноябре 1991 года. Есть, видимо, и субъективные причины фактического отторжения этой ленты узбекистанским телевидением. Но вернусь к основной теме.

Свой интересный сценарий Бен Барка завершил словами: «Война и победа никогда не бывают последними». Я категорически возразил: «Зачем же такая пессимистическая концовка? Устами главного героя надо бы сказать, что его потомки дождутся, когда наступит всеобщий мир». Сухейль со мной не согласился, после чего мы решили, что в русско-узбекском варианте заключительные слова будут иными, нежели во франко-арабском (а также испанском, итальянском и английском). Я был моложе и свято верил в светлые идеалы человечества. Только позднее мне пришлось признать, что всякая война предусматривает новую, всякая победа «беременна» ответной, стремлением проигравших к реваншу. Относительно итогов 2-й мировой войны сегодня мы вынуждены констатировать, что к величайшему сожалению, фашизм так и не был полностью уничтожен, — более того, как это ни прискорбно и ни парадоксально, фашиствующие молодчики маршируют сейчас даже по территории бывшего СССР, наиболее пострадавшего в той жесточайшей схватке. Я никоем образом не хотел бы, чтобы мои размышления воспринимались как выражение обречённости перед победным возрождением нацизма. Отнюдь. Но есть всё-таки какая-то сермяжная, вечная правда в понятии «Пиррова победа» — как известно, в сражении при Аускупе эпирский царь Пирр ценой неимоверных усилий сломил сопротивление римлян, но потери были столь велики, что Пирр заметил: «Ещё одна такая победа, и я останусь без войска». Или из другой «оперы» — Сталин объявил 17-й съезд ВКП(б) «съездом победителей», а затем свыше трёх четвертей этих «победителей» были физически уничтожены.

Значит, дело не в браваде от чаще всего временных успехов в смертельных состязаниях, а в том, чтобы подвигнуть род людской к пониманию необходимости навсегда отказаться от жестокого кровопролития, от непреодолимого противостояния. В конечном счёте коллективная память должна помочь нам разобраться в причинах различных предельных конфликтов и в мудром умении избавиться от их силового разрешения.

Это касается памяти, а почестей, при всех случаях, заслуживают все, кто, исходя из реально создавшейся исторической ситуации, пренебрегая всеми потерями и невзгодами, добился той самой желанной Победы над ненавистным врагом – во имя жизни, во имя будущих поколений. И этим уважением, и почётом мы не смеем обойти никого – и тех, кто погиб в сражениях, и тех, кто умер от ран и нужды, и тех ветеранов, кто впоследствии скончался или, к нашей общей радости, ещё здравствует среди нас – с одной стороны, как символы стойкости и безграничной любви к Родине, ненависти к «коричневой чуме», а с другой – как жертвы далёкого ещё от совершенства миропорядка на земле.

Кстати, о последних. В Ташкентском «Мемориале Память» выгравированы имена всех погибших участников той жестокой войны. Но почему только погибших? В конечном счёте войну выиграли не столько мёртвые, сколько живые солдаты – и они не меньше заслуживают доброй памяти и благодарностей потомков. К тому же им пришлось не только добивать врага, но и отстраивать вновь мирную жизнь, наше сегодняшнее благополучие. Я не призываю сейчас искусственно определять – кто больше или меньше заслуживает почестей – погибшие или выжившие? Больше того, приведу пример и несколько иного подхода к жертвам той вселенской беды, того всенародного горя, которое почти неизлечимо потрясло нас.

Во время первого приезда в Ташкент выдающегося поэта Расула Гамзатова, мы с руководителем Союза писателей Узбекистана Камилем Яшеном решили показать гостю мемориал в честь погибших в Великой Отечественной войне, что установлен у въезда в город Чирчик. Наверное, многие из читателей знают, что там воздвигнута скульптурная композиция по мотивам стихотворения (и песни Яна Френкеля) «Журавли» Гамзатова.

 «Мчи меня, память, крылом нестареющим…»

После всех церемониалов Расул-ага взял меня под руку и стал осматривать памятные доски, установленные вокруг устремлённых вверх журавлей. «А почему здесь только города-герои? Разве люди гибли и обеспечивали победу только там? И разве миллионы жертв этой невиданной в истории бойни не заслуживают доброй памяти нынешних поколений? Установите хотя бы мемориальные доски в честь поминания узников страшных концлагерей смерти в Освенциме, Бухенвальде, Майданеке, Заксенхаузене, в Хатыни, Бабьем Яру и в других местах массового уничтожения пленных солдат и мирного населения». Я ответил, что есть большой здравый смысл в его суждениях, но поскольку это потребует большой реконструкции площади, требуются согласования, в том числе и с авторами данного проекта.

Мудр был Народный Поэт – он напомнил, что журавли – не есть птицы и символы Победы, а скорее – птицы, олицетворяющие благодарную память потомков. Известно, что в последние годы некоторые СМИ критикуют праздник 9 мая за то, что из него сделали «культ Победы». Не могу согласиться, но вполне допускаю, что в равной степени этот праздничный день обязательно должен быть «со слезами на глазах», а незыблемым нравственным законом должны быть слова Ольги Берггольц: «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Для нашей семьи 9 мая — это и День Победы и День Памяти и Почестей!

А. Ходжаев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Ташкенте запущен первый в Узбекистане завод по производству минеральной ваты на основе базальта

Новый производственный комплекс Knauf Insulation способен ежегодно обеспечивать современной теплоизоляцией до 40 тысяч домов, что принесет стране значительные экономические,...

Больше похожих статей