Иногда в одной поэтической строке может быть предельно ясно выражена гражданская позиция человека, его философское отношение к прошлому и настоящему, к самой жизни. Без истории, без активного обращения к ней не может быть и будущего, не может сформироваться полноценная Личность. С лёгкой руки Чингиза Айтматова историческая слепота, пренебрежение прошлым, отсутствие «работающей» памяти стали называться «манкуртизмом». Страшное, обречённое на полную деградацию, это свойство характерно и для отдельного человека, и в геометрической прогрессии – для народа в целом.
Но память, повторяю, должна быть активной, работающей, осмысляющей и – поскольку всё в мире относительно! — постоянно низвергающей застывшие догмы. Поминаю я эту аксиому, конечно же, не случайно. Сегодня 9 мая – важнейшая историческая, неоспоримая для всего разумного человечества, дата. Как известно, в нашей стране по инициативе президента уже несколько лет она отмечается не просто как День Победы, а как День Памяти и Почестей. Непростое это, наверное, было решение, так как оно сразу же вызвало вполне уместные вопросы – а зачем, разве этот день перестал быть днём эпохальной победы над фашисткой Германией, разве Узбекистан и на фронтах сражений, и в тылу не внёс в неё свой достойный вклад, омрачённый гибелью сотен тысяч своих сыновей и дочерей, страданиями и лишениями всего народа? Всё это безусловно так, и не подлежит никаким сомнениям или отрицаниям.
Но в том то и дело – как с высоты временного расстояния и накапливаемой, путём иногда трагических ошибок и поисков, мудрости, относится к тем или иным событиям и устоявшимся представлениям, в данном случае – к совокупности чувств и мыслей, вызываемых самим фактом наличия в нашей истории такого памятного дня?
Попытаюсь обосновать свои соображения. В 1990 году в качестве сопродюсера и редактора мне пришлось работать вместе с выдающимся марокканским кинематографистом Сухейлем бен Барка (автором лауреатского фильма «Амок» на Московском кинофестивале) над созданием 2-х серийной прокатной ленты (есть и 5-и серийный телевизионный вариант) «Битва трёх королей» («Огненные барабаны»). Фильм представлял жанр исторической драмы и был коопродукцией СССР («Узбекфильма»), Марокко, Испании и Италии. В картине вместе с сорежиссёром Учкуном Назаровым, операторами Хамидуллой Хасановым, Абдурахимом Исмаиловым, композитором Анваром Эргашевым, художником Бахтиёром Назаровым были задействованы узбекские актёры Фарида Муминова, Шухрат Иргашев, Мэлис Абзалов, Якуб Ахмедов, Клара Джалилова, российские – Сергей Бондарчук, Вера Сотникова, Борис Химичёв, Альберт Филозов, Игорь Дмитриев, Александр Пороховщиков, итальянские – Клаудия Кардинале (!), Уго Тоньяцци, Массимо Гини, испанские – Фернандо Рей, Анхель Молина, американские – Харви Кейтель, Ф.Мюррей Абрахам, француженка Суад Амиду, марокканцы Абдураззак Хаккам, Мохаммед Мифтал и ещё два десятка не менее известных советских, испанских, итальянских и марокканских кинозвёзд. Прошу извинить меня за столь долгий перечень фамилий, но делаю это только из-за уверенности, что почти все наши уважаемые читатели не слыхали даже о существовании этого исторического боевика, отчасти потому что он был создан как-раз в период развала Советского Союза, а его премьера в Москве состоялась в ноябре 1991 года. Есть, видимо, и субъективные причины фактического отторжения этой ленты узбекистанским телевидением. Но вернусь к основной теме.
Свой интересный сценарий Бен Барка завершил словами: «Война и победа никогда не бывают последними». Я категорически возразил: «Зачем же такая пессимистическая концовка? Устами главного героя надо бы сказать, что его потомки дождутся, когда наступит всеобщий мир». Сухейль со мной не согласился, после чего мы решили, что в русско-узбекском варианте заключительные слова будут иными, нежели во франко-арабском (а также испанском, итальянском и английском). Я был моложе и свято верил в светлые идеалы человечества. Только позднее мне пришлось признать, что всякая война предусматривает новую, всякая победа «беременна» ответной, стремлением проигравших к реваншу. Относительно итогов 2-й мировой войны сегодня мы вынуждены констатировать, что к величайшему сожалению, фашизм так и не был полностью уничтожен, — более того, как это ни прискорбно и ни парадоксально, фашиствующие молодчики маршируют сейчас даже по территории бывшего СССР, наиболее пострадавшего в той жесточайшей схватке. Я никоем образом не хотел бы, чтобы мои размышления воспринимались как выражение обречённости перед победным возрождением нацизма. Отнюдь. Но есть всё-таки какая-то сермяжная, вечная правда в понятии «Пиррова победа» — как известно, в сражении при Аускупе эпирский царь Пирр ценой неимоверных усилий сломил сопротивление римлян, но потери были столь велики, что Пирр заметил: «Ещё одна такая победа, и я останусь без войска». Или из другой «оперы» — Сталин объявил 17-й съезд ВКП(б) «съездом победителей», а затем свыше трёх четвертей этих «победителей» были физически уничтожены.
Значит, дело не в браваде от чаще всего временных успехов в смертельных состязаниях, а в том, чтобы подвигнуть род людской к пониманию необходимости навсегда отказаться от жестокого кровопролития, от непреодолимого противостояния. В конечном счёте коллективная память должна помочь нам разобраться в причинах различных предельных конфликтов и в мудром умении избавиться от их силового разрешения.
Это касается памяти, а почестей, при всех случаях, заслуживают все, кто, исходя из реально создавшейся исторической ситуации, пренебрегая всеми потерями и невзгодами, добился той самой желанной Победы над ненавистным врагом – во имя жизни, во имя будущих поколений. И этим уважением, и почётом мы не смеем обойти никого – и тех, кто погиб в сражениях, и тех, кто умер от ран и нужды, и тех ветеранов, кто впоследствии скончался или, к нашей общей радости, ещё здравствует среди нас – с одной стороны, как символы стойкости и безграничной любви к Родине, ненависти к «коричневой чуме», а с другой – как жертвы далёкого ещё от совершенства миропорядка на земле.
Кстати, о последних. В Ташкентском «Мемориале Память» выгравированы имена всех погибших участников той жестокой войны. Но почему только погибших? В конечном счёте войну выиграли не столько мёртвые, сколько живые солдаты – и они не меньше заслуживают доброй памяти и благодарностей потомков. К тому же им пришлось не только добивать врага, но и отстраивать вновь мирную жизнь, наше сегодняшнее благополучие. Я не призываю сейчас искусственно определять – кто больше или меньше заслуживает почестей – погибшие или выжившие? Больше того, приведу пример и несколько иного подхода к жертвам той вселенской беды, того всенародного горя, которое почти неизлечимо потрясло нас.
Во время первого приезда в Ташкент выдающегося поэта Расула Гамзатова, мы с руководителем Союза писателей Узбекистана Камилем Яшеном решили показать гостю мемориал в честь погибших в Великой Отечественной войне, что установлен у въезда в город Чирчик. Наверное, многие из читателей знают, что там воздвигнута скульптурная композиция по мотивам стихотворения (и песни Яна Френкеля) «Журавли» Гамзатова.
После всех церемониалов Расул-ага взял меня под руку и стал осматривать памятные доски, установленные вокруг устремлённых вверх журавлей. «А почему здесь только города-герои? Разве люди гибли и обеспечивали победу только там? И разве миллионы жертв этой невиданной в истории бойни не заслуживают доброй памяти нынешних поколений? Установите хотя бы мемориальные доски в честь поминания узников страшных концлагерей смерти в Освенциме, Бухенвальде, Майданеке, Заксенхаузене, в Хатыни, Бабьем Яру и в других местах массового уничтожения пленных солдат и мирного населения». Я ответил, что есть большой здравый смысл в его суждениях, но поскольку это потребует большой реконструкции площади, требуются согласования, в том числе и с авторами данного проекта.
Мудр был Народный Поэт – он напомнил, что журавли – не есть птицы и символы Победы, а скорее – птицы, олицетворяющие благодарную память потомков. Известно, что в последние годы некоторые СМИ критикуют праздник 9 мая за то, что из него сделали «культ Победы». Не могу согласиться, но вполне допускаю, что в равной степени этот праздничный день обязательно должен быть «со слезами на глазах», а незыблемым нравственным законом должны быть слова Ольги Берггольц: «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Для нашей семьи 9 мая — это и День Победы и День Памяти и Почестей!
А. Ходжаев.