Один из лучших исполнителей современности, титулованный органист Собора Парижской Богоматери, профессор Парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца, Оливье Латри объехал все континенты, покорив своим искусством публику более чем в 50 странах. И вот в 2016 году, благодаря приглашению Посольства Франции в Узбекистане, общепризнанный гений органа впервые совершил гастрольный тур в Ташкент, выступив 1 и 2 апреля с концертами в Государственной консерватории Узбекистана.
Трудно переоценить это событие в музыкальной жизни столицы. Двух концертных вечеров, на каждом из которых ОливьеЛатри ни разу не повторился в выборе произведений классиков органной музыки и современных композиторов, не хватило, чтобы все желающие могли послушать поистине гениального исполнителя, каковым признают маэстро специалисты и ценители органной музыки в самых разных концах света.
Тридцать с лишним служит Латри штатным органистом в крупнейшем соборе Франции. Ему было всего 23 года, когда он впервые обрёл право исполнять мессы на Большом органе собора Нотр-Дам. Как заслужил столь почетный и ко многому обязывающий титул в самом знаменитом храме Парижа?
Родился будущий гений органа в 1962 году в Булонь-сюр-Мер на берегу пролива Па-де-Кале, где классическая старина мирно уживается с современностью. В Верхнем городе с его крепостью Нотр-Дам и средневековыми валами XIII века, замками и готическими храмами, музеями с их экспонатами античных времен царила незыблемость культурных традиций. А в Нижнем кипела современная жизнь, и лаконичная простота и изящество архитектуры нового времени оттеняли классицизм старины. Именно в родном городе О. Латри освоил основы музыки. Учился вдохновенно и даже стал победителем престижного конкурса пианистов. Но любовь к средневековой органной музыке, которую он, глубоко верующий человек, с детства слышал в храмах, увлекла на другую стезю. Талантливый пианист, определяя высшее учебное заведение для получения профессиональной подготовки, делает выбор в пользу класса органа в Академии музыки, где его учителями стали выдающийся композитор и органист Гастон Литез и композитор Жан-Клод Рено.
Молодой музыкант, добиваясь всё больших успехов в игре на органе, безусловно, не мог не восхищаться титулованным органистом Пьером Кошеро, который в течение 30 лет, начиная с 1955 года, бессменно служил в Соборе Парижской Богоматери. В 1985 году, после кончины знаменитого органиста, Оливье Латри проходит строгий отбор в конкурсе за право занять освободившееся место у пульта Большого органа в Нотр-Дам и становится титулованным органистом в этом храме.
Знатокам музыки во Франции хорошо известны имена великих органистов, которые были его предшественниками в этой должности: Луи-Клод Дакен, Клод-Бенин Бальбастр, Жан-Жак Шарпантье, Франсуа Куперен, Луи Вьерн, Марсель Дюпре, Морис Дюруфле. Оливье Латри, не уронив славы органистов собора, распространил её по всему миру, удивляя не только исполнением строгой классики, но и собственными импровизациями.
— Я встречался с маэстро в Париже, — рассказал атташе по вопросам культуры Посольства Франции господин Оливье Гийом. — После мессы в Соборе Парижской Богоматери, который вмещает до 2 тысяч человек, органист остается за пультом и какое-то время импровизирует. Прихожане не расходятся после окончания службы, а многочисленные гости города специально приходят сюда послушать его игру. Когда под высокими сводами огромного зала замирают последние звуки органа, собор оглашается аплодисментами. Если учесть, что во Франции около 2 тысяч органов, можете представить, насколько ценится у нас мастерство игры на органе. Знаменитого органиста Оливье Латри можно услышать не только на богослужениях в соборе, но и на концертах. Он выступал по всему миру, а также в городах России – Саратове, Омске, Москве, в марте 2016 года играл в концертном зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Но в Среднюю Азию приехал впервые.
В творческой копилке органиста кроме концертов многочисленные диски с записями органной музыки Баха, Моцарта, Франка, Вьерна, Дюруфле, Шумана и других композиторов. Он считается лучшим исполнителем сочинений одного из своих любимых композиторов-органистов — Оливье Мессиана, записав практически все его произведения, которые исполняет не менее прекрасно, чем сам автор. Кстати, Мессиан очень высоко отзывался о таланте Латри.
Чем восхищает его исполнительское искусство? Почему ему неизменно сопутствует успех — и в Париже, и в других европейских столицах, и за океаном? Французскую органную музыку отличают импровизации, а исполнителей — умение художественно осмысливать музыкальную тему, украшать мелодию, что всегда ценили знатоки.
Довелось видеть, как маэстро Латри обучал творческой работе над произведением питомцев Муниры Аминовой — известной органистки, доцента специальной кафедры фортепиано и органа Государственной консерватории Узбекистана. Во время мастер-класса, который он провёл 2 апреля в Государственной консерватории Узбекистана, объяснял учащимся, что великие композиторы во время исполнения мессы добавляли к своим сочинениям новые ноты – украшения и были настоящими мастерами импровизации. Юные узбекские органисты –11-летний Асомходжа Саидходжаев, 18-летняя ученица Лицея для одарённых детей Един Ан и второкурсница РСМАЛ им. Успенского Агата Ким, которая в свои 17 лет уже имеет диплом лауреата международного конкурса пианистов, порадовали его успехами в освоении игры на грандиозном инструменте, впитывая каждое замечание маэстро и рекомендации по освоению французской манеры исполнения, необычайно выразительной и экспрессивной.
— Посольство Франции оказывает нам огромную поддержку в ознакомлении с творчеством выдающихся органистов, — говорит Мунира Турсунходжаевна. — Французская культура богата своими творческими традициями, уникальными музыкальными инструментами и выдающимися органистами. Концерты О. Латри подарили массу удовольствия. Встречи с ним вдохновили меня и моих учеников — это новая ступень для дальнейшего роста молодой школы органа в Узбекистане. Мы надеемся радовать своих слушателей новыми произведениями, знакомясь с культурой европейских школ. Спецкурс игры на органе проходят все студенты-пианисты консерватории – их около 70-ти, но учеников, которые осваивают специальность органиста, немного, и все они талантливы. Одна из моих учениц, Тамила Сарымсакова, на международном конкурсе органистов получила грант и продолжает образование в Каннской консерватории в классе профессора Эрвана Лё Прадо. Другая, Аделина Фатхутдинова, занимается научной работой в Казанской государственной консерватории, во время приездов в Ташкент она уже сама даёт мастер-классы будущим органистам. Получив основы органной школы на родине и совершенствуясь за рубежом, музыканты возвращаются на родину с новым багажом. В свое время и Бах совместил в своем творчестве все течения и стили, получив новую гармонию. Думаю, будущее за молодежью — впитав в себя национальную и мировую культуру, она добьётся успехов.
Поделюсь усвоенными во время мастер-класса и общения с органистами О. Латри и М.Т. Аминовой сведениями, которые помогут понять французское направление в органной музыке. Немецкие композиторы большее значение придавали ансамблевости в звучании органных произведений. Они скрупулёзно записывали в своих сочинениях каденции (гармонические концовки мелодических построений), заполнения, распевки, но оставляли за собой или своими учениками право на не выписанные нотами украшения, указывая, в то же время, места, где украшения нежелательны. У французских органистов, напротив, царил культ соло, и множество специальных значков обозначали в партитуре украшения. Их почти никогда не записывали нотами, словно предлагая музыканту в импровизационных частях раскрепоститься, сохраняя, в то же время, остов гармонии. Композиторы-органисты много концертировали, работали экспертами при европейских дворах, и французская музыкальная культура в определённой мере оказала влияние на всю европейскую музыку.
Удивительное чувство испытала я в общении с маэстро – одухотворенным, деликатным, дружелюбным. Очень гармоничный, просветлённый человек, такими я представляю святых. На вопрос, в чём он видит свое предназначение, О. Латри ответил:
— Как и все музыканты – в служении музыке. Музыка несёт в себе божественное начало. В храме звуки органа вначале обращаются к людским душам, а потом воспринимаются сердцем. Когда же музыка исполняется в концертном зале, слушатели открывают ей сердце, испытывая эмоции, но она неминуемо касается их души. Я вижу свою миссию в популяризации французской музыки в мире, начиная от сочинений композиторов XVII века до произведений современных авторов. Совершая гастрольные туры, играю на органах в храмах и концертных залах в разных странах и городах. В Ташкенте красивый органный зал, хороший орган, хотя он требует настройки. Недочёты небольшие, можно давать на нем концерты, но нужно пригласить мастеров немецкой фирмы «Solimpex е.К. Eisenbrth», которые его строили, и провести доработку. Кроме исполнения известных сочинений для органа, я даю в разных странах мастер-классы и знакомлю публику с традициями французской школы импровизации.
Публика оценила вдохновенную манеру Латри при исполнении на органе произведений французских композиторов и яркие импровизации, которые он исполнил на мелодии узбекских песен «Яллама ёр» и «Тановар». Не все из слушателей поняли, что органист впервые видел нотную запись мелодии. Прочитав несколько тактов, записанных для него на листе нотной бумаги, спустя всего минуту, он творил на глазах притихшего зала филигранной сложности полифоническую импровизацию.
— Это было гениально, — говорит Саидмурат Муратов, музыкант и продюсер, руководитель проектов «Ильхом Джаз Клуб» и «Джаззирама». — Его импровизации на узбекские народные мотивы бесподобны, он великолепный импровизатор! То, как органист обыграл узбекские мотивы, не передать словами. Ему хватило одного взгляда, чтобы пару нотных строчек из незнакомого узбекского фольклора превратить в целую полифоническую сюиту, в которой необычные ритмические фигуры переплетались с богатством тембровых красок органа. Наш французский гость показал игру высочайшего класса, раскрыв слушателям многогранную палитру возможностей этого величественного, самого древнего, но и современного, поистине божественного инструмента.
В Ташкенте О. Латри исполнил произведения Шарля Турнемира, Сезара Франка, Оливье Мессиана, Мориса Дюрюфле, Луи Вьерна, Тьерри Эскеша. Стоит упомянуть, все произведения он играет без нот — по памяти, свободно и очень проникновенно. К тому же, это единственный в мире музыкант, сыгравший в 2000 году всё органное наследие Оливье Мессиана в цикле концертов в Париже, Лондоне и Нью-Йорке — по шесть концертов в каждом городе. Тогда же он записал полное собрание сочинений Мессиана в «Deutsche Grammophon» и за вклад в мировое органное искусство был удостоен премии Фонда Чино и Симоны Дель Дюка. В дискографии Латри Третья симфония Сен-Санса, органный концерт Пуленка и «Праздничная токката» Барбера, сочинения Боэли, Шумана, Брамса, Алькана и Листа, исполненные им на педальном фортепиано Эрара из парижского Музея музыки. Еще один диск — «Три века органа Нотр-Дам» — он посвятил своим предшественникам, а в 2006 году выступил с Филадельфийским оркестром на открытии нового органа в Филадельфии. Он обладатель почетных стипендий Школы музыки Северной Англии и Мидленда (2006), Лондонского Королевского колледжа органистов (2007), а в 2009 году Американская гильдия органистов присудила ему звание «Международный исполнитель года». Кроме того, Оливье Латри – почетный доктор Университета Макгилла в Монреале и почетный органист Монреальского симфонического оркестра.
Когда он садится за орган, с полминуты концентрируясь, а может быть, обращаясь к Богу, и кладёт на пульт удлиненные кисти с сильными и гибкими пальцами или легкими танцевальными па касается педальной клавиатуры, слушатели понимают: перед ними гений. Он прекрасно передаёт торжественный духовный настрой органной музыки и все нюансы эмоциональных состояний человеческой души, ему одинаково подвластны и трели, и плавные певучие легато, и мощные органные тутти с включением всех регистров органа. В Ташкентском инструменте их 50, орган не маленький — в нем, вероятно, более 300 труб. В Большом органе Собора Парижской Богоматери 115 регистров и 8000 труб, и Оливье Латри считает его лучшим из всех инструментов, на которых ему доводилось играть. Вместе с ним в должности титулованных органистов в Нотр-Дам служат еще два музыканта: Филипп Лефевр и Жан-Пьер Лёгю.
Репетиции, мастер-класс, круглый стол, организованный Центром переподготовки преподавателей при Государственном институте искусств и культуры для налаживания связей с французскими музыкантами не оставили свободного времени для знакомства с республикой, но Ташкент, как отозвался О. Латри, приятно удивил его обилием зелени и современной архитектурой, уровнем музыкальной культуры, доброжелательностью публики и гостеприимством.
В Ташкент музыкант прибыл в сопровождении супруги, тоже органистки. Завершая тур, супруги совершили однодневную поездку в древний Самарканд.
Хочется поблагодарить Посольство Франции и Государственную консерваторию Узбекистана за организацию концертов выдающегося органиста и выразить надежду на новые встречи с французскими музыкантами, а в будущем — очередной гастрольный тур О. Латри в нашу страну.
Тамара САНАЕВА
Фото автора