Самая известная ташкентская барахолка в советские времена называлась Тезиковка в память о дореволюционном купце и предпринимателе Иване Дмитриевиче Тезикове, владевшим земельным участком на этой окраине города.
И.Д.Тезиков был бесспорно незаурядным бизнесменом нового типа, с широким кругозором и профессиональной смекалкой, опередившим своих современников и конкурентов-земляков в конце XIX-го века. Он и его наследники неизменно участвовали в Туркестанских сельскохозяйственных и промышленных выставках, проходивших в горсаду, позднее получившим известность как парк Горького, и даже распространившихся на территорию сквера. Вот один из примеров его предпринимательского таланта: И.Д.Тезиков, наравне со своим единомышленником ученым С.А.Лидским, явился пионером рыборазведения в Туркестанском генерал-губернаторстве.
И.Д.Тезиков у собственного павильона на Туркестанской сельхозвыставке в 1886 г. в Ташкенте.
В 1886 г. полковник, главный редактор газеты «Туркестанские ведомости» (редактировал газету с 1869 по 1892 гг.) действительный член Русского географического общества Н.А.Маев (1835-1896) в книге «Туркестанская выставка 1886 года» (Ташкент, издание Туркестанского отдела императорского российского общества садоводства, 1886, стр.18-19) писал: «На главном плане следует поставить здесь павильон И.Д.Тезикова, самого крупного кожевенника в Ташкенте. Павильон его — круглая беседка, крытая железом, был наполнен всевозможными видами и сортами выделанных кож, замечательно мягких и прочных. Очевидно, что кожевенное производство в руках И.Д.Тезикова улучшается с каждым годом и быстро идет вперед. Так оно и следовало ожидать; здесь ли, в Средней Азии, при всех благоприятных условиях, не достигнуть совершенства в этой отрасли промышленности! Следует радоваться, что кожевенное производство в Ташкенте попало в энергические и опытные руки И.Д.Тезикова.
Рядом, под отдельным навесом, помещалась кожевенная мастерская, где можно было видеть весь процесс обработки кожи, конечно, уже вымоченной предварительно, а с другой стороны павильона устроен был И.Д.Тезиковым небольшой бассейн с фонтаном, наполненный живою рыбою. Садок с рыбою был так устроен, что его можно было поднимать по желанию и хорошо видеть содержащихся в нем местных рыб. И.Д.Тезиков, кроме своей специальности, с любовью занимается также рыбоводством. При его кожевенном заводе, в окрестностях Ташкента, устроен огромный бассейн проточной воды, наполненный рыбою.
И.Д.Тезиков, как мы слышали от него, намерен также заняться серьезно писцикультурой (искусственное разведение рыбы в садках. — прим.Е.Р.) и когда железная дорога дойдет до Ташкента, или хотя бы только до Самарканда, получить с Кавказа, а может быть даже с Никольского рыбоводного завода (Новгородской губернии, Демьянского уезда), находящегося под управлением известного специалиста-ихтиолога О.А.Гримма, оплодотворенную икру некоторых пород рыб, не встречающихся в нашем Туркестане. Почти нет сомнения, что здесь могут быть разведены стерляди, так как родственный им вид Scaphirunchus (лопатонос, род рыб семейства осетровых. — прим.Е.Р.) водится в Аму- и Сыр-дарье; затем могла бы быть разведена в горных, светлых речках форель, которая встречается в Средней Азии только в горных притоках Аму-дарьи: Сангардаке, Кафирнигане, Сурхабе, Кызыл-су, Аксае и других. К северу от Гиссарского хребта форель уже не встречается; но вряд ли существуют естественные причины, которые препятствовали бы здесь ее размножению. Точно также могут быть размножены в окрестностях Ташкента и Самарканда судаки, караси, окуни и другие ценные породы рыб, встречаемые в реках и протоках Семиречья и Перовска. А то наш рыбный стол очень уж однообразен.»
Павильоны Тезикова и Метрикова на Туркестанской сельхозвыставке выставке 1890 г. в городском саду в Ташкенте. Фото французского путешественника Поля Надара Впервые опубликовано: http://rus-turk.livejournal.com/330628.html
В дальнейшим опыты рыборазведения были поставлены на научную основу. В 1898 г. С.А.Лидским, членом правления Туркестанского сельхозобщества, по поручению этой организации была привезена оплодотворенная икра сига, форели и лосося в количестве 40 тысяч икринок из Петербурга. Путешествие С.А.Лидского заняло 17 дней, от Самарканда до Ташкента он ехал на почтовых, и в дороге погибло 20 % биоматериала, однако эти запланированные потери были признаны ташкентскими учеными допустимыми. Выведенные мальки были выпущены в пруды И.Д.Тезикова. Опыт доказал, что искусственное рыборазведение в Туркестане вполне возможно.
Генерал-майор Н.М.Козловский с сыном Глебом, дочерью и зятем А.Барановским. На юбилейной XXY-ой Туркестанской сельхозвыставке в Ташкенте он был администратором выставки и заведовал несколькими отделами. Фото из семейного архива предоставлено потомками и публикуется с их разрешения.
На XXY-ой юбилейной Туркестанской сельхозвыставке в Ташкенте в 1909 г. труды энтузиастов рыбоводства были представлены уже в особом отделе, которым заведовал генерал-майор Н.М.Козловский. Вот как описывает отдел рыболовства и рыбоводства корреспондент закаспийской газеты «Ашхабад» К.А.Тимаев в книге «Обзор туркестанской сельскохозяйственной выставки в 1909 г.» (стр.34-38): «Павильон этого отдела устроен единственно стараниями смотрителя рыбных промыслов в устье р.Сыр-дарья К.Н.Владимирова.(Интересно, что до К.Н.Владимирова смотрителем рыбных промыслов на Аральском море и Сырдарье в 1899-1902 гг. был С.Л.Берг (1876-1950). Он написал научные труды «Рыбы Туркестана» и «Аральское море», за что в 1909 г. получил золотую медаль имени П.П.Семенова-Тян-Шанского от Русского географического общества. В дальнейшем Л.С.Берг стал академиком и председателем Географического общества СССР и лауреатом Сталинской премии (посмертно). Л.С.Берг был принципиальным антидарвинистом и не отказался от своих взглядов, несмотря на угрозы. — прим.Е.Р.)
Рыболовство по Амударье, Сырдарье, в Аральском море и в многочисленных озерах в перовском и казалинском уездах имело ранее чисто местное значение. Весь улов рыбы и получаемые из нее продукты шли, главным образом, на местное потребление вследствие неимения удобных путей сообщения для вывоза в Россию.
Начало рыбловству в Туркестанском крае положили ссыльные уральцы, как природные рыбаки у себя на родине. Будучи приведены в только что завоеванный край, ссыльные уральцы поселились в населенных пунктах по берегам Аму- и Сыр-дарьи, образовав особые слободки. Слободки эти существуют и до сего времени в Чиназе, Перовске, Чарджуе, Петро-Александровске и др. В 1896 г. при проезде в Петро-Александровск. мне приходилось покупать в Чарджуе у уральцев в слободке свежую икру по 80 к. за фунт (русский фунт = 409 гр. — прим. Е.Р.). Теперь цены уже не те.
Значительный рост рыболовства начался со времени постройки ташкентской железной дороги. С этого времени рыболовство на Сыр-дарье, в Аральском море и на озерах, прилегающих к железной дороге района получило серьезное промышленное значение. В 1908 г. по ташкентской железной дороге было вывезено 920 тыс.пудов рыбы в Москву, Нижний Новгород, Саратов, Самару, Оренбург и др. города. Часть груза транспортирована была даже в Прибалтийские губернии. Приблизительно вычисляют, что ежегодный улов рыбы достигает в Сыр-дарьинской области два миллиона рублей, в Закаспийской области — полмиллиона рублей, в Семиреченской области — 50 тысяч рублей, в Самаркандской области — 15 тысяч рублей. Цифры эти заимствованы из каталога-путеводителя юбилейной выставки, составленного агрономом Н.Н.Александровым.
В текущем году улов рыбы был особенно значителен. С развитием на Аральском море пароходства, рыболовство приобретет еще большее значение. И теперь уже близ станции ташкентской железной дороги «Аральское море» образовался промысловый рыбачий городок, которому пророчат развитие и дали уже название — Аральск.
В павильоне рыболовства почти единственным экспонентом явилось туркестанское управление земледельческого и государственного имущества, которое выставило полную коллекцию принадлежностей рыболовства, как то: сети, невода, снасти, остроги, забойник и т.д. Затем особенным внимание публики пользовались выставленные рыбные продукты: соленая рыба разных пород промысловой обработки и изготовления уральцами, балыки осетровые, усачевые и сомовые, рыбий жир и клей, вязига, мороженная рыба разных пород, икра шиповая (вид осетра), сазанья и жериховая. Особенно нежным цветом и вкусом отличался сомовый балык, впервые появившийся в Ташкенте. Спрос на него был громадный.
Тут же экспонировались костюмы уральцев-рыбаков (мужчины, женщины и девушки), модели рыболовных аппаратов, аквариумы и проч.
Весьма ценными экспонами надо признать диаграммы по рыболовству: рост Аральского рыболовства по годам, количество вывозимой рыбы и т.п. Делает честь смотрителю рыбных промыслов К.Н.Владимирову, что он дал возможность публике ознакомиться с этими статистическими данными.
Рыбоводство представлено было несколькими аппаратами для искусственной выводки мальков из икринок. Самое разведение рыбы не демонстрировалось, к сожалению, за неимением средств, времени и подходящих условий. Опыт искусственного разведения рыбы был произведен в свое время Туркестанским обществом сельского хозяйства, когда, по поручению его, С.А.Лидский привез из Петербурга оплодотворенную икру лосося и других пород. От Самарканда до Ташкента г.Лидский ехал на почтовых. Из привезенной икры получились мальки, которые впоследствии были пущены в пруды Тезиковской дачи под Ташкентом.
В заключение считаю необходимым указать, что К.Н.Владимировым устроена в Казалинске образцовая коптильня рыбы для обучения рыбопромышленников рациональным способам копчения, а также, что, в виду значительного развития рыболовства, среди капиталистов (в Коканде) возникла мысль оборудовать в некоторых городах нашего края холодильные склады для хранения рыбы.
Склады эти существенно необходимы в районах лова рыбы для дальнейшей транспортировки ее по железной дороге. В настоящее время масса рыбы портится в ожидании пока ее погрузят в вагоны. Подобным холодильникам обеспечен успех.»
Замечателен пассаж К.А.Тимаева о поставках туркестанской рыбы в Прибалтийские губернии. Были же времена! В 1886 г. полковник Н.А.Маев в своей книге сетовал, что рыбное меню ташкентцев бедно и однообразно. А уже в 1909 г., как пишет закаспийский журналист К.А.Тимаев, Туркестанская губерния осуществляла крупные поставки рыбы на внутренний рынок империи, в том числе в богатые рыбой Прибалтийские губернии.
В 1909 г. кокандские капиталисты планируют постройку промышленных холодильников, всего лишь 35 лет назад в Кокандском ханстве и не помышляли о коммерческом рыбоводстве. Рыбоводство, если и было, то в экстремальном воплощении, описанном офицером К.К.Трионовым. В 1873 г. он совершил неофициальную ознакомительную поездку в Кокандское ханство, где недавно воцарился хан Насреддин. Один эпизод из его мемуаров довольно любопытен (К. К. Трионов.В гостях у хана Наср-Эддина // Исторический вестник, 1910, № 7):
«Прием был во внутреннем дворе, обнесенном со всех четырех сторон крытой галереей, середина же двора была без крыши и наполовину занята бассейном. Пол галереи был выше пола двора на аршин, и на положенном на полу бархатном тюфяке, набитом ватой, сидел, поджав по-восточному ноги, хан Наср-Эддин, одетый в пунцовый бархатный, шитый золотом халат, с белой из английской кисеи чалмой на голове, которая оттеняла его молодое красивое смуглое лицо с небольшой черной бородою.
Придворные и министры находились под навесами других трех галерей и сидели на простых камышовых циновках, и только один ближайший ханский советчик мулла Исса-Аулие (впоследствии высланный в Россию) сидел на небольшом коврике. Когда хан обращался к кому-либо из них, то тот раньше, чем ответить, проводил ладонями рук по своему лицу, бороде, брался руками за живот и кланялся в сторону хана, касаясь лбом до выложенного кафельными кирпичами пола. Нас подвели вплотную к галерее, где сидел хан, и мы пожелали ему «ассалям-алейкум» (здравия желаем), на что он, поблагодарив, спросил нас о здоровье ярым-падишаха (полуцаря, генерала Кауфмана) и нашем.
Незадолго до того прочтенное мною сочинение Вамбери помогло мне сказать витиеватую приветственную речь в чисто восточном вкусе и когда ее переводил мой джигит, то хан все повторял слово «хош», выражая тем свое удовольствие, но в конце речи я упомянул о его гуманности и отмене в тот день смертных казней и выразил надежду, что скоро смертные приговоры будут в виде исключений, воры не будут калечиться, а заключаться в тюрьмы; но хан сказал, что он очень сожалеет, что мы опоздали и не видели, как он в то утро кормил преступником двух огромных сомов, живущих в садовом пруде. Каждый четверг одного из приговоренных к казни с полусвязанными ногами бросают в пруд с отвесными берегами против стеклянной галереи ханского гарема. Брошенный старается переплыть и вылезть на противоположный берег бассейна, где нет стражи, но и опытные сомы не дремлют и хватают за голые ноги осужденного, стараясь тянуть его в глубь. Несчастный, которому обещана жизнь, если он выберется на берег, отбивается от этих прожорливых рыб, имея свободными лишь руки, а на эту борьбу, оканчивающуюся всегда победой рыб, с хохотом любуются хан и его гарем.
Когда позже Коканд был взят русскими, то один из сомов еще был жив, и раз рядовой 2-го Туркестанского стрелкового батальона, полоща в том пруде рубаху, был схвачен за руку подкравшимся сомом, о котором не знали или забыли. К счастью, солдатик отделался сильным поранением пальца о зубы рыбы. Сейчас же выпустили воду из бассейна и на дне, между человеческими костями, лежал толстый сом около сажени длиною. Его убили, а мясо, по распоряжению командира стрелковой бригады, роздали на ротные кухни, но, понятно, этой ухи никто не ел, и после отсылки пробных порций начальству ее вылили из котлов.»
Разразившаяся в 1914г. Первая мировая война, последовавшие революции и гражданская бойня трагически отразились на рыбоводстве Туркестана и образовавшихся впоследствии на этой территории среднеазиатских республик СССР. Можно сказать, что рыбоводство погибло, а вяленая рыба была сожжена в топках бронепоездов. Последняя фраза — не шутка. В воспоминаниях белого полковника Б.Н.Литвинова «Белый Туркестан», недавно опубликованных, обратил внимание на такой факт: «Дело в том, что у красных не было жидкого топлива; оно все было у нас в Красноводске и на Нефтедаг. Запасы дров по красной линии железной дороги были ничтожны; тащить их с гор Ферганы и Зарафшанского округа было глупостью; фруктовых дров Ташкента и Самарканда было мало. Дело доходило до того, что красные стали топить паровозы сушеной рыбой, найденной ими на пристанях Аральского моря и принадлежавшей купцу Сироткину.»
Естественно, что в советский период о дореволюционном рыбоводстве даже не заикались. Его как будто не было. Например, в книге «Биологические основы рыбного хозяйства на водоемах Средней Азии и Казахстана» (Алма-Ата, «Наука» Казахской ССР, 1966) приводятся следующие мнения: 1. В.Л.Юдин, «Рыбоводство на рисовых полях Узбекистана»: «В 1934 г. на рисовых полях под Ташкентом и Самаркандом выращивали местного сазана, а начиная с 1935 г., — и карпа, завезенного из Оренбургской области. Практика показала, что в условиях Узбекистана на 1 га рисовых полей можно выращивать в среднем около 100 кг рыбы. Однако в производственной обстановке в 1936 и 1937 гг. средняя рыбопродуктивность в семи рисоводческих хозяйствах составила не более 60-90 кг/га со средним весом товарного карпа 200-300 г. В дальнейшем выращивание рыбы в рисоводческих хозяйствах было прекращено. В 1960 г. работы по изучению возможностей выращивания карпа на рисовых полях Ташкентской области были возобновлены.»; 2. А.Н.Рекант, «Результаты выращивания карпа на естественных кормах колхозных нагульных прудов Ташкентской области»: «Прудовое рыбоводство в Узбекистане существует с 1939 г., но развивается крайне медленно.» В конце статьи А.Н.Рекант делает вывод: «Естественная рыбопродуктивность прудов Узбекистана выше, чем нагульных колхозных прудов Украины (150 кг/га) и Молдавии (143 кг/га).»
Председатель Туркестанского сельхозобщества, будущий действительный член Академии наук Узбекской ССР Р.Р.Шредер на XXY-ой юбилейной Туркестанской сельхозвыставке в Ташкенте в 1909 г. у входа в павильон военноого отдела (сидит второй слева).Фото И.Лозинского, права принадлежат ЦГАКФФД СПб.
Живые свидетели дореволюционных опытов И.Д.Тезикова и С.А.Лидского к тому времени уже по естественным причинам отошли в мир иной. Одним из последних свидетелей был основатель НИИ садоводства, виноградарства и виноделия Р.Р.Шредер (1867-1944), к счастью, не пострадавший в годы репрессий и не опровергавший Дарвина как ихтиолог С.Л.Берг. В 1905 г. Р.Р.Шредер был избран председателем Туркестанского общества сельского хозяйства, а С.А.Лидский был членом правления этого общества. Но в 1944 г. Р.Р.Шредер скончался, и связь времен прервалась.
Е.РЯБОВ.
Господин Рябов, во многих ваших статьях, например про Осипова или про сноху Горького, приводятся сведения неизвестные даже специалистам историкам. У вас есть доступ к каким-то секретным архивам?
Про сноху Горького не моя статья, это другой автор. Про Осипова я писал, все факты взяты из открытых источников, на которые даются ссылки, например, на мемуары Ф.Бейли, которые впервые на русском языке были опубликованы в 2013 г.
Про сноху Горького не я писал, это другой автор. Про Осипова, действительно, я писал, все факты взяты из открытых источников, на которые даются ссылки, например, это мемуары англиийского разведчика Ф.Бейли, впервые опубликованные на русском языке в 2013 г.; на английском языке в Англии они были опубликованы в 1946 г., но, согласно советским реалиям, простой советский читатель или даже ученый с ними ознакомиться не мог, а у не простого читателя должно было быть удостоверение сотрудника КГБ, что выяснилось при чтении книги Л.Тримасова "Ночи без тишины": такого писателя и человека не существует, а это коллективный псевдоним, о чем я и писал в статье "Таинственный Тримасов", опубликованной в "Новостях Узбекистана". Ну, и т.д., в постсоветский период стали появляться свидетельства с, так сказать, "белой стороны", остается только сопоставлять официальные советские версии и интерпретации событий с белой стороны для установления исторической истины.
Про сноху Горького не я писал, это другой автор. Про Осипова, действительно, я писал, все факты взяты из открытых источников, на которые даются ссылки, например, это мемуары англиийского разведчика Ф.Бейли, впервые опубликованные на русском языке в 2013 г.; на английском языке в Англии они были опубликованы в 1946 г., но, согласно советским реалиям, простой советский читатель или даже ученый с ними ознакомиться не мог, а у не простого читателя должно было быть удостоверение сотрудника КГБ, что выяснилось при чтении книги Л.Тримасова "Ночи без тишины": такого писателя и человека не существует, а это коллективный псевдоним, о чем я и писал в статье "Таинственный Тримасов", опубликованной в "Новостях Узбекистана". Ну, и т.д., в постсоветский период стали появляться свидетельства с, так сказать, "белой стороны", остается только сопоставлять официальные советские версии и интерпретации событий с белой стороны для установления исторической истины.
Здравствуйте, уважаемый Ефрем! Спасибо Вам за интересную статью об интересных личностях старого Ташкента. Но мне было особенно приятно читать о моём прадеде Тезикове Иване Дмитриевиче. Приятно, что он сделал полезное для края, в котором жил вторую половину своей жизни. У его старшего сына Михаила было трое сыновей. Так вот младший его сын Семён Михайлович это мой отец.