Организованная Академией художеств Узбекистана, Галереей изобразительного искусства Узбекистана, Caravan-group и OOO Asha production, выставка «Хранители керамики Узбекистана» познакомит жителей и гостей столицы с творчеством более чем 20 мастеров из разных регионов республики.
Несколько дней кураторы и авторы работ выстраивали экспозицию, отображающую сохраненные старыми мастерами и возрожденные потомками национальные традиции гончарного искусства. Немало труда вложили мастера, чтобы создать свои произведения из, казалось бы, самого простого природного материала — глины. Их творения — не музейные экспонаты, хотя каждое из изделий достойно занять место в собраниях прикладного искусства. Керамические шедевры, представленные на стендах, исключая отдельные, наиболее ценные экспонаты из личных коллекций мастеров, может приобрести любой из посетителей выставки. Многие ценители народного искусства с нетерпением ожидают встречи с полюбившимися им мастерами-кулолами.
Мы попросили рассказать о выставке одного из ее организаторов — директора ООО «Asha production» Гульжамал Милибаеву.
— Главной целью выставки, — сказала она, — является презентация разнообразных направлений самобытной и необычайно богатой узбекской керамики, некогда насчитывавшей десятки школ и стилей. Некоторые из них сохранились и продолжают свое развитие, поражая необычайной красотой, глубиной цвета и богатством орнамента керамических изделий.
На стендах выставки посетители сразу заметят изготовленную по старинной технологии неполивную керамику. Позже, в конце VIII века, появилась глазурованная. Ее окрашивали с помощью состава, который называется ишкор. Он получается из особых степных трав и дает очень красивый сине-голубой тон при обжиге глины. Потому керамика Ферганы и Хорезма, где применяли такие краски, имеет общий колорит. Однако по орнаменту и форме она отличима.
Благодаря выставкам, организуемым Академией художеств Узбекистана и экспозиционными площадками центров национального искусства, мы давно сумели познакомиться с ташкентскими керамистами — академиком Акбаром Рахимовым и его сыном Алишером, продолжающими традиции своего отца и деда Мухиддина Рахимова. Полюбили и народных мастеров из Риштана — Шарафиддина Юсупова, Рустама Усманова, Алишера и Бахтиера Назировых. Ныне в Риштане работают сотни керамистов, тогда как несколько десятков лет назад школа была на грани исчезновения. Работы риштанских усто привлекают взор ярким цветом голубой керамики и традиционным орнаментом, в узорах которого фигурируют цветок и плоды миндаля и граната, побеги, четырехлистник. Можно встретить и предметные узоры из стилизованных изображений кувшинов, ножей или геометрический орнамент из различных линий, насечек, решетчатых узоров.
Нельзя пройти мимо работ искусного андижанского гончара Мирзабахрома Абдувахабова. Работы усто хорошо знакомы ташкентцам по его персональной выставке в музее прикладного искусства, состоявшейся в 2013 году. Мы, сотрудники «Asha production», впервые попали в андижанскую мастерскую два с лишним года назад. И словно перенеслись на машине времени в прошлое. Старая дедовская мастерская усто Мирзабахрома стоит нетронутая, такая же, как в прапрадедовские времена. «Новую мы построили после землетрясения», — сказал нам мастер. А на вопрос, какого землетрясения, пояснил: того, что было в 1902 году. Чувствуете эхо времени?
Гости Ферганской долины и ценители ремесел даже из дальних стран сегодня хорошо знают дорогу в мастерские узбекских керамистов, различают стиль работы мастеров. Говорят, что сразу узнаваемы ляганы работы академика Шарафиддина Юсупова — он наносит на свои блюда столь разнообразные и наполненные символикой орнаменты, что их можно читать как книги. Особый стиль и цвет присущ школе усто Алишера Назирова. Мастер передает своим ученикам собственный рецепт ишкоро-оловянной глазури и художественной росписи, да и забытые в прошлом веке, но вновь возрожденные им формы керамических сосудов — саршуяк, урдак. Создает также изысканные чайные сервизы. Глазурь на его изделиях настолько прочна, что даже металл не оставляет на ней царапин.
А какое удовольствие побывать в мастерской и музее в доме усто Рустама Усманова! Словом, любители керамики услышат имена, известные прежде только специалистам — Музаффара Саидова, Исмаила Комилова и других. Приедут также усто-кулолы из Хорезма, Ферганы, Шахрисабза, Самарканда и Бухары. Покажет свое искусство и новое поколение молодых керамистов – шогирты и продолжатели традиций прославленных мастеров.
Нельзя не восхититься разнообразию росписи и форм керамических сосудов — ляганов, кувшинов-офтоба, блюд-тогора, чашек-коса и пиал. Причем, на выставке посетители поймут, чем отличаются настоящие авторские работы от тех поддельных мелкоузорчатых ляганов и тарелок в сине-белых тонах, которые на базарах выдают за «риштанские». Раз увидев оригинальную керамику Риштана, оценив изысканность традиционных орнаментов с их глубокой смысловой символикой, не захочется приобретать подделку.
Кроме риштанской известна и голубая хорезмская керамика. Ее традиции продолжает Одил Матчанов из села Мадир — сын усто Раимберды. Хорезмские блюда-бадия выделяются изящным геометрическим узором на внутренней поверхности.
Поражают самобытностью архаичные орнаменты на блюдах Шахрисабза, символы оберегов на ляганах андижанского мастера, глиняные игрушки-хуштак из Самарканда и Убы (Бухарская область). А золотисто-желтая и охристо-зеленая роспись работ гиждуванских усто Нарзуллаевых!.. Ее и словами не опишешь. Увидим мы в экспозиции и керамику мастера из села Мадир – в ней чувствуется влияние средневековой архитектурной майолики. Ургутские мастера (Самаркандская область) удивят кувшинами офтоба и куза с резными деталями. У каждого мастера есть работы, которые привлекут особое внимание зрителей. Заметим, что керамика эта экологична, в ней используются природные красители, и она проходит обжиг при очень высокой температуре, обретая особую чистоту материала.
К сожалению, в некоторых регионах традиции и гончарные школы были утрачены. Даже в Бухаре не осталось гончаров. Традиции бухарской керамики сегодня продолжает своими инновационными поисками молодой керамист Абдувахид Каримов, основавший несколько лет назад центр бухарской керамики.
Не осталось мастеров, которые продолжили бы дело отцов и дедов, например, в Денау, Джизаке, Каттакургане. На грани исчезновения школа Гурумсарая — а ведь она в 70-е годы прошлого века стала открытием для искусствоведов и любителей керамики и получила всемирную известность. Потому одна из задач нашей выставки — познакомить зрителей с разными школами, поддержать исчезающее искусство. Сохранить то, что есть, и показать молодым престиж занятия ремеслом. Ведь это часть нашей истории. И мы готовы приобщить к ней детей и молодежь. Они смогут попробовать себя за гончарным кругом и в росписи керамики прямо на выставке, где пройдут мастер-классы по формовке и росписи, посетить круглый стол с мастерами и искусствоведами. Экскурсии пройдут также на английском и французском языках. В отведенные часы экскурсии по залу проведут именитые эксперты-искусстоведы — заместитель директора Центрального выставочного зала Академии художеств Узбекистана Людмила Хаджимуратовна Кодзаева и арт-директор Caravan group Наталья Константиновна Мусина.
Чтобы представить, как проходит работа в мастерских, можно посмотреть в интернете небольшой ролик о керамике Риштана, снятый нашими операторами, а также любительские ролики из бухарской и гиждуванской мастерских, сделанные во время нашей поездки в Бухарскую область осенью этого года.
Все три дня в любой час работы выставки наши гиды-волонтеры проведут вас по экспозиции, расскажут о мастерах и школах керамики Узбекистана, ответят на интересующие вас вопросы.
Приходите на выставку. И вам непременно захочется унести с собой частицу древнего искусства узбекских керамистов.
Тамара САНАЕВА.