Недавно, 2 декабря 2015 года, в Королевском дворце в Амстердаме вручены награды лауреатам премии Фонда, которой ежегодно отмечают одиннадцать деятелей, групп или организаций из разных стран, оказывающих прогрессивное влияние на развитие общества.
На традиционной церемонии в присутствии королевской семьи Нидерландов Почетный председатель Фонда Принца Клауса, Его Высочество Принц Константин (PrinceConstantijn) вручил награды 11 призерам 2015 года. В этом году в числе победителей есть и представитель Средней Азии — Оксана Шаталова из Кыргызстана, известная своими проектами и в Ташкенте.
Международное жюри оценило работу арт-критика и художницы, ее самоотверженный труд в качестве художественного руководителя Школы теории и активизма в Бишкеке (ШТАБ), в которой она работает в течение трех лет. Коллеги выдвинули кандидатуру О. Шаталовой для участия в конкурсе, и жюри признало художницу одной из ключевых фигур в продвижении визуального искусства в Центральной Азии. Главный лауреат премии Н. Таваколиан с 27 ноября 2015 по 4 марта 2016 года представляет свои произведения на выставке в Галерее Фонда в Амстердаме.
В этом впечатляющем празднике культуры принял участие ташкентский поэт и переводчик Аъзам Обидов. Мы попросили его вкратце рассказать о своем участии в церемонии.
— Я, можно сказать, дружу с Фондом Принца Клауса и в третий раз получаю приглашение в Амстердам на очень красивую церемонию вручения премий и приём у Принца и Королевской семьи Нидерландов. Фонд поддерживает культурные инициативы по всему миру и несколько лет назад помог мне издать международную антологию поэзии «Язык птиц», а также принять участие в фестивале поэзии в городе Медельин в Колумбии. Фонд принца Клауса на постоянной основе занимается поисками и продвижением малоизвестных авторов из развивающихся стран или государств, пострадавших от самых разных социальных катаклизмов.
Главные призеры года получают право на проведение выставки в здании фонда. Одним из них как-то был вьетнамский художник. Он представил на выставке коврики, сплетенные из открыток и фотографий времен войны, а также небольшие двухголовые керамические фигурки – как предостережение о последствиях, которые приносят войны, и напоминание о времени, когда его страна была отравлена напалмом. Главный принцип Фонда Принца Клауса — «Культура – базовая потребность». Фонд стремится показать значение культурной работы, ее важность в регионах, где ограничены ресурсы и возможность художественного самовыражения, творческого производства, сохранения культурного наследия.
С удовлетворением заметим, в 2011 году призером Фонда Принца Клауса стал ташкентский театр «Ильхом» . В ряду призеров есть и другие представители Центральной Азии: театральный режиссер из Таджикистана Фарух Касымов (2004), кыргызстанские художники Гульнара Касмалиева и Муратбек Джумалиев (2010), художник из Казахстана Саид Атабеков (2011). Вскоре Аъзам Обидов возвращается на родину и, надеюсь, расскажет нам о событиях, связанных с церемонией вручения наград Фонда Принца Клауса в Амстердаме и о своей поездке, маршрут которой пролегал по Франции, Болгарии, Греции и Италии.
Тамара САНАЕВА.
Фото из интернета.
Для вручения награды Оксане Шаталовой в начале 2016 года в Бишкеке будет организована специальная церемония. Денежный приз в размере 25 тысяч евро О.Шаталова намерена передать в фонд Школы теории и активизма-Бишкек.
В комментарии к ссылке на моей странице в сети фейсбук и поздравлению с наградой она пишет:
"Большое спасибо, Тамара! Премия не за определенный проект, а за деятельность в течение нескольких лет — судя по работам всех лауреатов, именно такой принцип. Например, один из лауреатов — организатор уличного театра, другой — публичный интеллектуал, писатель, который работает в опасных условиях много лет, третьи — радикальные художники, четвертый — фотограф, который много лет снимал документальные фото той реальности, которая сегодня отсутствует (в Иране). Все лауреаты постоянно проживают в своих странах- в Латинской Америке, Африке, Азии. Как написали в резюме жюри, мне дали премию за феминистские (осмысляющие гендерные проблематики) арт-проекты, что для меня крайне важно и ценно, т.к. когда я еще начинала свою работу (в начале 2000-х), я не была включена в феминистскую сеть, и чувствовала себя с такими работами одиноко. Сейчас, когда мы (организация, в которой я работаю — Школа теории и активизма-Бишкек) участвуем в феминистской сети, я чувствую себя гораздо увереннее и сильнее — несмотря на то, что общая ситуация стала гораздо более консервативной (т.е. присутствует такая диалектика момента). "
Еще раз поздравляю Оксану и желаю успешного развития возглавляемой ею школе.