Выставка «Образы и строки» была представлена 21 ноября 2015 года в Международном караван-сарае культуры Икуо Хироямы. Проект, заявленный как фотовыставка, стал настоящим открытием, поразив зрителей оригинальным и новаторским подходом к реализации не менее оригинальной идеи.
Создавался он почти год. Авторы проекта поставили перед собой интересную задачу – показать красоту узбекской литературы через прекрасные лики узбекских женщин, объединив Образы и Строки в едином смысловом контексте. Вначале планировалось создать нечто вроде социальной рекламы, привлекающей внимание к национальной культуре и побуждающей зрителей взять в руки книги наших классиков и современников. Были обдуманы и отброшены идеи видеоролика, рекламного плаката, флешмоба в Интернете. Требовалось что-то новое, выходящее за рамки знакомых форматов.
Был проведен кастинг среди четырехсот девушек. Из них отобрали десять лучших моделей, к которым присоединились две профессиональные актрисы. Фотограф Саидазим Фазылов, один из авторов проекта, сделал всего двенадцать портретов. На каждом из них – продуманный женский образ, передающий прелесть и утонченность Востока. Стилисты тщательно проработали все детали: одежду, украшения, прически, даже фон портретов.
Только двенадцать снимков – казалось бы, для выставки слишком мало. Но, по замыслу авторов, они должны были нести большую смысловую нагрузку. Каждый портрет планировалось сопроводить цитатой из узбекской литературы ХХ века.
Публицист и редактор Лейла Шахназарова, к которой обратились авторы проекта, взяла на себя его «литературную» часть, помогла отобрать подходящие цитаты. «Идея показалась мне интригующей, – говорит Лейла. – Я открыла для себя, что узбекская литература гибка и мудра, целомудренна и чувственна, как восточная женщина…».
Усман Насыр и Зульфия, Абдулла Каххар и Эркин Вахидов, Айбек и Камиль Яшен, Абдулла Арипов и Хамид Алимджан, Бату и Тулепберген Каипбергенов, Пиримкул Кадыров и Абдулла Кадыри – прекрасные строки замечательных писателей и поэтов представлены на этой своеобразной «литературной фотовыставке».
Зрители до последнего момента не знали, что им предстоит увидеть: торжественная часть открытия проходила в другом зале, оформленном только рекламным стендом. Выставочный зал отделялся от коридора пологом, из-за которого доносилась музыка. Откинув его, гости с удивлением попадали в затемненное помещение. Центр его огорожен стендами с натянутым холстом, и изнутри на этот холст проецируются снимки. Такая подача дала возможность показать работы в очень крупном формате, сохранив при этом их таинственность и некоторую размытость, свойственную скорее живописи, нежели фотографии. Акварельная мягкость портретов гармонирует с полумраком, а размытый отсвет проекторов, ложащийся на стены зала и лица зрителей, рождает неожиданный эффект, как бы помещая людей в пространство фотографий.
В фигурной рамке под каждым снимком медленно проплывают строки классиков в оригинале и в переводе на русский язык.
Сочетание визуального и смыслового ряда, необычный формат были по достоинству оценены посетителями. Несомненно, на этой выставке стоит побывать, хотя бы в силу ее необычности.
Среди организаторов проекта – Brandbox Branding, Saaz Photography, Pomidor Entertainment. Генеральным партнером выставки стала НКЭИС «Узбекинвест», а техническим партнером – Дом моды LALI Fashion.
Анна НИМ.