Старт нового сезона — всегда праздник, а юбилейного — приумноженный еще и круглой датой.
«Ильхом» вошел в элегантный возраст, открыв свой 40-й сезон. Андеграундный холл обрел благородство высокого дизайна, так что любителям старины остается лишь ностальгировать по его былым, потертым временем уголкам, которые обрели шик изысканного стиля в сочетании красного с черным, озаренного золотом электрического света, рассыпающегося солнечными бликами на светлом мраморе.
За сорок лет молодежная экспериментальная театральная студия Марка Вайля времен нашей молодости выросла в театр с мировой известностью, который назван его именем. Художественный руководитель с памятного и скорбного сентябрьского дня 2007 года не выходит к публике вместе со своей командой, как это бывало при его жизни. Но он продолжает жить в стенах своего театра, встречая и провожая взглядом каждого из своих современников, а теперь и племя младое – всех, кто спускается в заветный ильхомовский зал. Зрители проходят по длинному коридору, видя автографы гостей на стенах и реквизит лучших спектаклей. Не от хорошей жизни цветущие деревца и стальные баки выставлены в коридоре, но нет худа без добра – реквизит интригует, как и заявленные в новом сезоне новые спектакли или полюбившиеся прежние.
И все же открывается юбилейный сезон не новым, а 36-летним спектаклем-старожилом, поставленным самим Марком Вайлем. На его премьерные показы в 1979 году валом валила публика, упиваясь «семейным» ретро-портретом». Брехтовская пьеса в ташкентской версии обрела тогда, как и сегодня, новую жизнь. Гротеск перерос в самоиронию, фарс – в великолепную психологическую пластику. Словно в искривленном зеркале, зритель невольно узнавал и узнает в нем себя и свое время, не переставая вытирать слезы, выступающие от хохота.
Насмешливый и горький взгляд на общество в советское время вызвал шквал нелицеприятной критики, ставившей в укор режиссеру сатирическую (увы, такую правдивую!) картину современности, представшей в ретро-отражении. Но это не помешало спектаклю с аншлагами пройти в Москве и Ленинграде, на зарубежных сценах и фестивальных показах и оставаться одним из самых посещаемых в Ташкенте. В 1999-м году «Мещанская свадьба» отметила 20-летие. Спустя три года предстала в новой версии с Евгением Дмитриевым. В 2009-м – отметила 500-м спектаклем 30-летие со дня премьеры.
И вот – новая версия и многообещающий успех в юбилейном сезоне спектакля с участием заслуженных артистов Республики Узбекистан: неподражаемого Михаила Каминского в роли отца невесты, Марины Турпищевой в образе матери новобрачной (в этой роли кому-то повезет увидеть и Ольгу Володину). Невесту и ее сестру сыграли две ильхомовские Юлии – Усадова и Плакида (сразу эти же две роли для другого состава подготовила Христина Белоусова). В женихах — Максим Фадеев: его и заменить в этой роли невозможно, настолько он с нею сжился. Владимир Юдин с Яном Добрыниным будут сменять друг друга в разные дни показа в качестве друга жениха. Ну а гротескную семейную пару, как отреставрированную пластинку, предстоит постоянно проигрывать Алине Цимерман и Алексею Писцову.
Многие могут не узнать в еще одном персонаже – «молодом человеке» — художественного руководителя «Ильхома» Бориса Гафурова. Как этот красавец с амплуа героя-любовника превратился в напомаженного хлыща с гнусавым голосом и маленькими масляными глазками — уму непостижимо! Может, даже чуть перегнул в изображении сластолюбца, но играл блестяще, все время оставаясь в игре!
Глаза разбегались, стараясь уследить за переменами мин, поз, жестов каждого из героев, слух ловил нюансы интонаций в диалогах и мизансценах, калейдоскопически сменяющих друг друга.
Благостный «семейный портрет» рассыпался на части вместе с добротными костюмами и мебелью. Благополучный, на первый взгляд, мир предстал картинкой, в которой зрителям наверняка не хотелось бы увидеть себя… В том и ценность этого спектакля – снять флер напускной красивости и показать естество мещанства, неприглядного даже в счастливые дни жизни.
Вот как отозвался о спектакле художник Александр Волков, впервые познакомивший с творчеством «Ильхома».
— Я очень театральный зритель, много спектаклей, в разное время и в разных театрах видел в Москве, но, к сожалению, в предыдущие приезды в Ташкент не удалось побывать в этом театре. Меня приятно поразил уровень театральной труппы – ровный подбор актеров, каждый из которых играл хорошо и находил свою краску в образе. В то же время был выстроен единый ансамбль. И, конечно, чувствовалось лицедейское искусство мастера, заслуженного артиста Михаила Каминского, сыгравшего роль отца невесты. Важно, чтобы спектакль порождал живую реакцию, и зритель не сидел, думая о том, как режиссер выстроил мизансцену, а просто был увлечен зрелищем.
В спектакле не было статики, он построен на движении. Зрители сидели с двух сторон — это интересное пространственное решение, некое внедрение в жизнь, которое было здорово передано. Я получил большое удовольствие и от спектакля, и от театра. Может, до отъезда в Москву посмотрю другие постановки. Желаю театру Марка Вайля успеха в юбилейном сезоне. Теперь, бывая в Ташкенте, непременно буду приходить в «Ильхом», чтобы посмотреть, как театр движется дальше.
К этому пожеланию присоединяются все поклонники «Ильхома» — театра, каждый спектакль в котором дарит не только удовольствие от соприкосновения с живым театральным искусством, но и приводит к мыслям о веке нынешнем, даже если разговор идет о веках минувших.
Тамара САНАЕВА.
Фото автора.