Во время всего рейса пилот внимательно следит за приборами, изменениями погоды, учитывает сообщения авиадиспетчеров. Самые напряжённые моменты в авиарейсе – взлёт и посадка, здесь многое зависит не только от знаний, но от опыта пилота. Бытует мнение, что женщине-пилоту сложнее управлять современным лайнером, чем мужчине. Так ли это на самом деле?
Статистика свидетельствует, что с каждым годом число женщин — пилотов, особенно командиров кораблей, постоянно уменьшается. К сожалению, необходимо констатировать, что и для нашей страны такой факт – объективная реальность. В этом могли убедиться посетители уютного «BookCafe» на специально организованном клубом «Women Empowerment» вечере с женщиной-летчиком в – Гольнур Усмановной Белик.
Кстати, клуб «Women Empowerment» уже пятый раз приглашает женщин, влияющих на политику, экономику, медицину, искусство, встречи с которыми интересны гостям «BookCafe».
16 июля приглашенным гостям «BookCafe» представилась возможность, поближе познакомится с замечательной женщиной Гольнур Усмановной и послушать её рассказ о необычной работе – пилота гражданской авиации.
«Все началось в далеком 1971 году, когда у меня возникло непреодолимое желание попробовать прыгнуть с парашютом» — начала свой рассказ Гольнур Усмановна. «Однажды, подруга рассказала мне, что в Ташкенте набирают группу для обучения прыжкам с парашютом. Несмотря на то, что мне тогда было лишь 16 лет, меня приняли в группу, и через некоторое время я уже стояла перед дверью самолета готовая совершить свой первый в жизни прыжок. Ощущение восторга первого прыжка с высоты 800 метров вряд ли можно, с чем ни будь сравнить…. Каждый следующий прыжок дается всё труднее, восторг уходит на второй план, а его место занимает страх перед высотой и отказом парашюта. Перелом в сознании наступает после 5 прыжка – тогда человек принимает окончательное решение: покинуть лётное поле или остаться, но уже навсегда.
Я осталась, и в общей сложности прыгнула 26 раз. Вместе с нами, прыгали летчики — спортсмены. То, как они пилотировали винтокрылые машины, вызывало у нас с подругой неподдельный интерес. Вскоре, она начала уговаривать меня вместе поступать в лётное училище. Мы подали документы и столкнулись с первыми трудностями: в училище принимали только мальчиков. В конце концов, для нас сделали исключение и думаю, что мы оправдали доверие наших учителей. Для того, что бы мечта превратилась в реальность, пришлось ой, как много трудится, усиленно занимались спортом, штудировали точные науки и иностранные языки».
«Обучение в летном училище началось с практики за штурвалом советского лёгкого многоцелевого самолёта АН – 2 (знаменитого кукурузника). Учиться было нелегко, никаких скидок к женской летной группе наставники не делали, поэтому даже небольшие успехи приносили радость. Для нас было важным продержаться и доказать, что наши усилия не напрасны, — делилась своими впечатлениями Гольнур Усмановна.
Самое важное в жизни Гольнур Усмановны случилось после, когда молодая выпускница Ленинградской академии гражданской авиации по распределению была направлена в Узбекистан, где начала свою трудовую деятельность вторым пилотом лёгкого, многоцелевого самолёта АН — 2.
После пяти лет работы в Нукусском авиаотряде было переучивание на право полета на турбовинтовом пассажирском самолёте АН – 24 и работа пилотом в Самарканде. Позже, в Ташкенте представилась возможность освоить тяжелую и массивную машин пассажирский авиалайнер ТУ – 154. На нем Гольнур Усмановна много лет совершала международные полеты за границу – в Дели, Турцию, Бангладеш.
В последние годы были связаны с управлением воздушными судами нового поколения — пассажирский Аэробус 310 и грузовой Аэробус 300. Свою профессиональную карьеру пилота Гольнур Усмановна завершила в декабре 2014 года.
Анна ДЕМЧЕНКО.