В Государственном музее изобразительных искусств Узбекистана с 24 апреля по 5 мая 2015 года проходит «Выставка одного произведения» — скульптуры «Хумо» Дамира Рузыбаева.
Открытие выставки стало заметным событием в культурной жизни Ташкента. Надо сказать, демонстрировать лишь одно новое произведение решится не каждый художник. Дамир Рузыбаев — из смелых.
Не первый год он обращается к теме Хумо — Птицы счастья, Птицы души. Вариации скульптурных работ были разными – в мелкой пластике и покрупнее. Одна из них сотворена в память матери.
И вот новая скульптура. Из белоснежного мрамора, на фоне яркого абстрактного полотна, созданного автором — скульптором и живописцем — она предстала суду зрителей в главном музее изобразительного искусства страны. Первые зрители – из строгих ценителей: коллеги, скульпторы, живописцы, критики. Самые восторженные среди них – ученики. Именно им Дамир Рузыбаев предоставил право явить взорам публики свое новое произведение, сняв с него шелковый покров.
Тихая музыка, серебряный голос трубы… Белоснежная птица, сложившая крылья, черным агатовым взглядом вопросительно смотрит на каждого из зрителей, окружающих ее. Трехмерное произведение изобразительной пластики позволяет рассмотреть себя со всех сторон. А вот постичь сущность художественного замысла… Всем ли удастся?
О нем говорит сам автор.
— Хумо… Для меня это Птица счастья. А еще – символ нашей государственности. Легенды о мифической птице Хумо известны с древности. Но до недавнего времени мы не имели не только изображения, но даже и литературного описания, позволяющего нам «увидеть» ее. Одно из первых современных изображений птицы Хумо заняло свое достойное место, вписавшись в государственный Герб молодой независимой Республики Узбекистан. Именно это двухмерное графическое изображение обрело международную известность. К тому же, вот уже несколько десятилетий оно тиражируется еще и в своих трехмерных вариантах. Впрочем, надо сказать, не всегда удачных.
Много лет размышлял я об этом поэтическом образе. И тоже решил внести свою лепту в его воссоздание, сделав это на языке пластики – в скульптуре, хотя это и не простая задача. Меня вдохновляло то, что Хумо сеет добро и покровительствует людям. В отличие от многих геральдических птиц она не хищная. Основой изображения я сделал нашу всеми любимую горлинку — по моему мнению, самую мирную из всех птиц. Естественно, взял лишь некоторые черты у реальной птицы и придал ей мощные крылья, а также – царственную корону. Мне виделась сидящая на архитектурно-геометрических формах, украшенных гирихом, птица, готовая взлететь.. Это символ нашей истории, она как бы возникает из древности.
Завершив работу в мраморе, понял, что показывать её следует не в общей экспозиции, а индивидуально, в ее «одиночестве». Я понимаю, что представлять на художественный суд единственное произведение, концентрируя только на нем все внимание зрителя, очень ответственно. Но мои коллеги, к счастью, горячо поддержали меня в решении сделать это. Пользуясь случаем, хочу выразить признательность за поддержку Ильхому Джаббарову, Тулягану Таджиходжаеву, Джавлону Умарбекову. И, особенно, автору Герба Респуб лики Узбекистан, Анвару Мамаджанову.
Публика высоко оценила творение автора. Мне довелось в мае прошлого года видеть самые первые штрихи будущего образа, рождающиеся под рукой скульптора. Глыба белого необработанного мрамора в мастерской Дамира Рузыбаева еще, казалось, ничего не обещала. И автор не стремился посвятить меня в тонкости своего замысла. Разве можно рассказать о мечте, о том, что зреет в душе? О счастье, о любви, надеждах – всем этим жизнь одарила Д. Рузыбаева сполна. Потому, наверное, в созданной им скульптуре живут эти человеческие чувства. Негромко, как далекая мелодия, долетевшая из глубины веков. Как мечта о светлой и достойной жизни, в которую хочется верить и которую необходимо оберегать, как это делает незримая сказочная птица, по старинным легендам, покровительствующая нашему народу.
Где, в какой коллекции найдет место царственная Хумо, созданная резцом и сердцем скульптора? Трудно предугадать. Но образ ее способен украсить не только музейный зал, но и площадь любой столицы мира. Хотелось бы – нашей.
Тамара САНАЕВА.
Фото автора.
Отзывы в комментариях на фб
Известный художник и скульптор А.А.Волкова (Москва):
— …эта скульптура достаточно изящна и очень продуманно решена в камне и переходе от изображения птицы к постаменту, где включен графический орнамент (герих) очень деликатно . … это очень достойная скульптура.
Павел Макаров
— Чтобы дать достойную критику этому произведению, нужно обладать знанием полной антологии мировой скульптуры. И, как минимум, уметь ясно аргументировать свое мнение.
Светлана Вдовина
— Мне работа понравилась. Птица на женщину похожа, немного испуганную перед будущим, но по-прежнему готовую защищать свое гнездо.
Дамир Рузыбаев (автор)
Решившись на такой шаг,как выставка одного произведения, я готов к реакции, в том числе и негативной. …Готов к аргументированой критике.