back to top
9.9 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

О мультиках, о доблести, о славе…

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
О мультиках, о доблести, о славе…

В середине декабря в театре «Ильхом» прошел показ отечественных мультипликационных фильмов. Публики собралось так много, что можно говорить о растущем интересе к узбекистанской анималистике. По-хорошему удивил и порадовал фильм режиссера Анны Фокиной, с которой мы побеседовали о дебюте и проблемах анимационного жанра.

— Аня, поздравляем Вас с премьерой мультипликационного фильма «Жизнь архитектора», которая состоялась как раз в день Вашего рождения. Так что — с двойным праздником. Долго ли готовили себе и зрителям такой подарок, давно ли он был задуман?

— Работа над воплощением мультфильма «Жизнь художника» длилась полтора года — с июня 2013. А задумали его года три назад вместе с двумя подругами-художницами — Машей Кернер и Любовью Георгиади — мы тогда «болели» анимацией. Гадали, как же воплотить желаемое? Достали немного денег, но их оказалось слишком мало.

Подруги от идеи отказались, а я чувствовала ответственность за ее воплощение — как-то она меня крепко зацепила. И потом, намного позже, подвернулась возможность реализации задумки: Швейцарское Бюро по сотрудничеству (SDC) предоставляло малые гранты в рамках Программы по культуре и искусству. Это был хороший толчок — сразу появились и мотивация, и ответственность.

— Как Вы пришли в анимационную режиссуру, предшествовал ли ей иной режиссерский опыт? Или вы художник?

— Я не художник. Окончила Ташкентский государственный институт искусств, где училась на режиссера. Мое художественное образование началось после знакомства с Янисом Панаетовичем Салпинкиди и его многочисленными учениками. Первый мультипликационный опыт — дипломная работа. Это был рисованный мультик. Затем стала экспериментировать с анимацией на себе и на своих друзьях, делала «видео-арт», показывала ролики на фестивале video-art.uz у Олега Карпова.

— Судя по титрам, Вам удалось собрать довольно большую творческую команду. Кто и как в нее вошел, не было ли споров в воплощении замысла? Ведь Вы молодой режиссер, удавалось ли выдерживать свою линию или прислушивались к мнению старших коллег?

— Такая многочисленная команда получилась именно потому, что споры шли постоянно, и одни люди сменялись другими. К тому же на разных стадиях рождения мультфильма должны были работать разные художники. Я оказалась страшным тираном как режиссер — не все это выдерживали. Когда кому-то из художников надоедало подчиняться моей тирании, начинались споры и даже ругань. Ясное дело, я как тиран этого не люблю.

Спорщик уходил, а меня словно вел внутренний импульс. Я не всегда прислушивалась к чьему-либо мнению еще и потому, что никто толком в этом деле у нас и «не сечет». Аниматоров нет. А кукольных аниматоров тем более. Нет института, где бы этому делу обучали. Так что коллектив слепила, как в песне — «из того, что было». Как у нас в итоге получился фильм — сама удивляюсь. Один из ведущих аниматоров, посмотрев мою работу накануне премьеры, сказал: «Ты бунтарь-графоман». Может быть, это и так, но не вижу смысла быть другой. Во всяком случае – пока.

— Вам хватило гранта? Или удалось найти иную поддержку в наше не совсем простое для финансирования кино время?

— Как я уже сказала, Швейцарское Бюро очень помогло, придав начальный импульс работе. Но размер гранта – это примерно треть от общих затрат. Художник, подготовивший эскизы для декораций, их не строил, потому что оплата его труда сделала бы декорации «золотыми»! Подбирая команду, искала оптимальный вариант — и по деньгам, и по таланту. Все думают, если грант, значит «бабла» немерено. Но это вовсе не так. Я потратила личные деньги из наследства, оставленного мне моей бабушкой. Потом стала искать средства методом краудфандинга — финансирования интернет-пользователями новых проектов. На одном их российских сайтов удалось найти еще 1 000 $. Всего бюджет фильма составил 150 000 $.

— Вижу, пришлось Вам побыть белкой в колесе. А если говорить о художественной концепции фильма, как и в чем она выражена? Что Вы хотели рассказать в своей так просто названной ленте — «Жизнь архитектора», какую идею донести до зрителя?

— Отвечать на такие вопросы очень сложно для любого автора. Конечно, это не просто жизнеописание конкретного архитектора. Скорее, фильм о том, как он воспринимает мир, что любит, как рождаются под воздействием его чувств и восприятия отдельных элементов окружающей действительности те или иные творческие идеи. Что каждый зритель вынес из просмотра — то и мораль. К тому же, если человек сотворил что-либо, это не значит, что он лучше других разбирается в смысле предмета. Каждый раз ответы я искала на уровне интуиции, и они приходили. Словно космос подсказывал.

— Как правило, мультфильмы чаще создают для детской аудитории. Кому адресован Ваш фильм? Ведь он и о любви – о том, как любовь и любование побуждают к творчеству.

— У меня сейчас растет племянник, так я не считаю его ребенком — он уже вполне сформировавшийся человек, хотя по годам не взрослый. Кому адресован мой мульт, не знаю… Умным людям, будь то дети, взрослые — не важно. А любовь и чувство красоты – как без них? В их отсутствии нет творчества.

— Тонкая цветовая гамма, изящество изображения и гармонирующая с общей заданной планкой музыка делают Ваш фильм произведением, на мой взгляд, высокохудожественным. Как удалось этого добиться? Какие техники были использованы при создании этой анимационной ленты? Кто вошел в команду авторов?

— Как удалось… Я уже говорила, что идея рождалась в совместных обсуждениях с Любой Георгиади и Марией Кернер. К тому же над фильмом работали серьезные художники – Юлия Шерстобитова, Александр Дравских, Ирина Сухина, Александр Никитин, Екатерина Мордовина. Эскизы делали Фархад Назарматов и Андрей Никандров, художник по костюмам — Екатерина Мордовина. Автор музыкального сопровождения — Степан Варламов, а компьютерную обработку осуществили Венера Зезина и Александр Хажеев. И еще мастер, без которого ничего бы не получилось, так как он делал для нас всю механику – это Александр Хуснутдинов Я благодарна каждому за каждый день и час работы, за каждую нашу маленькую победу. Все делалось добрыми руками, с любовью, потому, наверное, все так замечательно и получилось.

Мы использовали технику кукольной анимации: просто куклы, просто руки, просто навыки. Еще немного талантика, немного компьютерной обработки, покадровая съемка. Я это все несерьезно объясняю. Если объяснять «как» — уйдет немало времени, и ничего не объяснишь. Если кто загорелся желанием заняться анимацией вплотную, кому нужны советы по существу, тех буду рада видеть у себя в гостях.

— Наша беседа показала, что снять фильм, даже не полнометражный, удовольствие не дешевое. Не потому ли, на Ваш взгляд, так много сейчас в мультипликации не дорогостоящих рисованных и кукольных, а компьютерных технологий? За какими из них будущее?

— Не знаю, это решать авторам и зрителю, а выбор зрителя очевиден. Не стоит себя тешить иллюзией, что скоро положение кардинально поменяется, но, думаю, для каждого произведения найдется своя публика.

— На взгляд старшего поколения, мультфильмы перестали учить разумному и доброму, как было прежде. «Убогие картинки вкупе с убогим сюжетом развивают в ребенке такое же убогое мировосприятие», — сокрушается в письме, опубликованном на сайте «Новости Узбекистана», пенсионерка Эльвира Бекжанова. Как Вы оцениваете мир современного анимационного кино?

— Этот мир многогранен. А в том, как и чему учит, — здесь все в руках семьи. Воспитанием моего племянника Миши занимаются не мультики, а бабушка. И у него нет желания подолгу смотреть телевизор, потому что с бабушкой гораздо интересней.

— Мише повезло. У него замечательная бабушка, да еще и тетя режиссер. Где и когда широкий зритель сможет увидеть «Жизнь архитектора»?

— Неизвестно, но обязательно сообщу, если что-то прояснится. Надеемся показать в школах, лицеях и колледжах, привить интерес нового поколения к анимации и в идеале создать анимационную студию для детей. Да и на орбите международных фестивалей хорошо бы представлять новые отечественные анимационные фильмы. При желании фильм «Жизнь архитектора» можно посмотреть у меня дома. Мои двери всегда открыты. Напишите мне в комментарии к интервью, я откликнусь.

— Что можно и нужно сделать, чтобы вернуть добрую славу отечественной мультипликации? Видите ли Вы себя режиссером-аниматором в перспективе?

— В случае, если подобные нашему, пусть и неуверенные начинания аниматоров не будут поддержаны государством (с умом и любовью к нам), то хорошее анимационное кино так и останется андеграундом, и надолго. Я готова идти до конца с этим крестом — мне это дело нравится. И могу рассказать другим все, что узнала сама во время работы над этим проектом. Мультипликаторов должно быть больше. Лишь тогда можно будет говорить о доброй славе отечественной анимации.

Тамара САНАЕВА.
Фото автора.

На фото: Команда мультфильма «Жизнь архитектора», слева – Анна Фокина.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Ищу человека или детский садик, который бы взял мебель из данной работы в подарок

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Выступление президента Узбекистана на заседании законодательной палаты Олий Мажлиса подвергли лингвистическому анализу

Выступление охватывает ключевые аспекты экономической политики, социального развития и взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. 20 ноября текущего года...

Больше похожих статей