back to top
9.9 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

«Самая лучшая религия — самая терпимая»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

«Самая лучшая религия - самая терпимая» Эти слова принадлежат французской писательнице XIX века Дельфине Ге Жирарден. Её афористичное высказывание развила знаменитая Жорж Санд, написав «Я желала бы принадлежать к религии, которая не давала бы людям ненавидеть и бояться друг друга, а равно вредить друг другу».

Отнюдь не призывая читателя заняться поисками наиболее привлекательной религии и тем более менять в результате свою, завещанную и
органично переданную родителями и далекими предками, я хотел бы привлечь его внимание к некоторым аспектам межрелигиозных отношений в современном мире.

Начну с того, что всякая религия требует и заслуживает того, чтобы ее глубоко изучали и рассматривали в непосредственной связи с общей культурой и ментальностью народа, исповедующего ее. Особенно если живешь среди этого народа. Пишу об этом не случайно, так как в связи с ростом в последние годы проявлений религиозного экстремизма в других странах и у нас появляются люди, враждебно настроенные против Ислама в целом. Но ведь жить среди народа, не зная и не понимая его духовного мира, его культуры — значит проявлять неподобающее нормальному человеку неуважение к окружающим, к тому же обрекая себя на ненужные трудности и осложнения. Этот фактор приобретает особое значение в условиях самостоятельного государства, где наряду с основным населением, составляющим титульную нацию, проживают представители других национальностей, относительно малочисленных.

В бывшем едином Союзе этому не придавалось особого значения, так как искусственно форсировался процесс стирания наций, образования единого понятия «советский народ», а духовность людей определялась прежде всего усвоением социалистических идеалов, пропагандируемых образчиков общесоюзной, чаще всего русской, культуры. Потому-то считалось совсем необязательным знать хотя бы на элементарном уровне языки национальных республик, их искусство и литературу, особенно древнюю, понимать менталитет народа.

Эта абсурдная ситуация, аналогов которой до последнего времени не знала ни одна страна мира (и русские в США, и украинцы в Канаде, и армяне во Франции, и узбеки в арабских государствах, как бы велики не были их общины, — обязательно знают государственные языки стран их пребывания и, безусловно, их культуру). И поэтому процесс органичного вхождения этих нацменьшинств в общее понятие народ проходил достаточно корректно. Но когда огромные сгустки приезжих людей (например, турков в Германии, или арабов — во Франции) стали ограничиваться своей мнимой самодостаточностью и перестали вникать в культурную сущность основного населения, то, как логическое следствие, они стали отторгаться коренным населением. Живая бытовая практика в упомянутых государствах, а также в других, даже в России, убедительно свидетельствует об ужесточении межнациональных отношений, об усилении межрелигиозных противоречий.

Сейчас хочется напомнить, что развитие культуры в любом обществе напрямую было связано с особенностями религии: «Махабхарата» и индуизм, Конфуций и буддизм, «Песнь песней» и иудаизм, Гомер и эллинское многобожие, Данте и католицизм, Достоевский и православие, великие центральноазиатские мыслители и Ислам.

Значит, чтобы познать душу народа, его культуру, надо понимать и его религию, его характерные особенности и черты. Думаю, что этот тезис не вызывает ни у кого особых возражений.

Правда, лично меня все чаще стал мучить вопрос: а насколько в целом вера в Бога объединяет людей? Больше того, я готов высказать крамольную мысль о том, что именно атеизм лучше сплачивал людей самых различных рас, национальностей, конфессий, ментальностей и исторических корней, нежели служение Богу.

Понимаю, что я затрагиваю крайне щепетильную и рискованную тему такой тонкой и сложной сферы человеческого мировосприятия, какой является вера в Бога и религия как форма ее выражения. Отнюдь, я ничуть не покушаюсь на такую интимную и личную сферу человеческой сущности и самостоятельности, как устремленность к высшему Создателю, или отсутствие таковой. Но, наверное, порассуждать о месте и назначении религии в жизни общества я вправе.

Почему такая непримиримая, жесткая борьба между различными монистическими религиями? Ведь все их последователи верят в абсолютное верховенство Всевышнего! Более того, почему даже в рамках одной изначальной религии столько внутренних противоречий, столько ненависти и готовности на корню уничтожить «врага»? Я уже не говорю о походах «крестоносцев», вспомните всякие 30-летние войны и «Варфоломеевские ночи» в прошлом — они были между христианами различных богословских толкований.

А сейчас? — постоянные кровавые разборки меж хотя бы шиитами и суннитами, как-будто все они не являются приверженцами единого Аллаха и великой книги его откровений — Корана? Почему какие-то схоластические расхождения затмевают им глаза и разум, делают из единоверцев заклятых противников? Такие на сегодняшний день непреодолимые расхождения существуют и в православии — возьмите хотя бы жесткую позицию на раскол в Украинской церкви.

Так в чем же дело? В отсутствии подлинной веры в Господа Бога или в далеко не божественной ипостаси религиозных течений и их руководителей? Если взять в целом, человечество раздроблено на несколько десятков конфессий и их ответвлений. И борьба между ними не уменьшается, а только возрастает, повергая верующих в жестокую междоусобицу. Вместо того чтобы объединять людей во имя прогресса и процветания на Земле.

Именно такие лозунги были и есть у материалистов. Я помню различные съезды, конференции, форумы и собрания, на которых участников объединяли братские чувства, основанные вовсе не на религиозных убеждениях и пристрастиях. И при этом коммунисты многих восточных стран и республик в душе оставались мусульманами, тайно исполняя обязательные религиозные предписания, к примеру, обряд обрезания. Скажите, кривили душой? Не уверен в такой категоричности — просто они воспринимали веру как сугубо субъективный фактор, но не в ущерб идеологическим установкам на братство и солидарность всех трудящихся планеты. Вот такой парадокс! А религии разрывают эту связь, обрекая массы людей на непримиримый антагонизм, на чувство превосходства над инакомыслящими и инаковерующими.

Посмотрите на телевизионные новостные сводки — тысячи верующих сознательно идут на убиение себе подобных, включая детей и женщин, идут даже на суициды, лишь бы умертвить других, ни в чем не повинных и зачастую случайных. Как тут не вспомнить марксово определение: «Религия — опиум для народа», во всяком случае — для фанатичной его части. Между тем еще в XVII веке Уильям Пенн писал: «Религия — это ничто иное, как любовь к Богу и человеку». Так ему казалось, или так должно быть. Но мы видим обратное.

Чтобы у читателя не создалось впечатления, что автор намеренно склонен прибегать к западным авторитетам, позволю себе еще одну цитату, на этот раз мусульманина, великого поэта и мыслителя Муслихиддина Саади: «Люди рождаются с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». Я бы заменил обобщающее слово «отцы» на «религии», на «религиозных деятелей», так и не нашедших в себе силы и мудрость смирить непомерную гордыню и самолюбование и реально содействовать сближению людей во имя выживания на нашей по сути малюсенькой планете Земля.

Такие вот сомнения обуревают меня в настоящее время. Может, я ошибаюсь, но Разум дан человеку для того, чтобы думать, чтобы мыслить, чтобы продуктивно сомневаться.

А. ХОДЖАЕВ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Выступление президента Узбекистана на заседании законодательной палаты Олий Мажлиса подвергли лингвистическому анализу

Выступление охватывает ключевые аспекты экономической политики, социального развития и взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. 20 ноября текущего года...

Больше похожих статей