Отнюдь не призывая читателя заняться поисками наиболее привлекательной религии и тем более менять в результате свою, завещанную и
органично переданную родителями и далекими предками, я хотел бы привлечь его внимание к некоторым аспектам межрелигиозных отношений в современном мире.
Начну с того, что всякая религия требует и заслуживает того, чтобы ее глубоко изучали и рассматривали в непосредственной связи с общей культурой и ментальностью народа, исповедующего ее. Особенно если живешь среди этого народа. Пишу об этом не случайно, так как в связи с ростом в последние годы проявлений религиозного экстремизма в других странах и у нас появляются люди, враждебно настроенные против Ислама в целом. Но ведь жить среди народа, не зная и не понимая его духовного мира, его культуры — значит проявлять неподобающее нормальному человеку неуважение к окружающим, к тому же обрекая себя на ненужные трудности и осложнения. Этот фактор приобретает особое значение в условиях самостоятельного государства, где наряду с основным населением, составляющим титульную нацию, проживают представители других национальностей, относительно малочисленных.
В бывшем едином Союзе этому не придавалось особого значения, так как искусственно форсировался процесс стирания наций, образования единого понятия «советский народ», а духовность людей определялась прежде всего усвоением социалистических идеалов, пропагандируемых образчиков общесоюзной, чаще всего русской, культуры. Потому-то считалось совсем необязательным знать хотя бы на элементарном уровне языки национальных республик, их искусство и литературу, особенно древнюю, понимать менталитет народа.
Эта абсурдная ситуация, аналогов которой до последнего времени не знала ни одна страна мира (и русские в США, и украинцы в Канаде, и армяне во Франции, и узбеки в арабских государствах, как бы велики не были их общины, — обязательно знают государственные языки стран их пребывания и, безусловно, их культуру). И поэтому процесс органичного вхождения этих нацменьшинств в общее понятие народ проходил достаточно корректно. Но когда огромные сгустки приезжих людей (например, турков в Германии, или арабов — во Франции) стали ограничиваться своей мнимой самодостаточностью и перестали вникать в культурную сущность основного населения, то, как логическое следствие, они стали отторгаться коренным населением. Живая бытовая практика в упомянутых государствах, а также в других, даже в России, убедительно свидетельствует об ужесточении межнациональных отношений, об усилении межрелигиозных противоречий.
Сейчас хочется напомнить, что развитие культуры в любом обществе напрямую было связано с особенностями религии: «Махабхарата» и индуизм, Конфуций и буддизм, «Песнь песней» и иудаизм, Гомер и эллинское многобожие, Данте и католицизм, Достоевский и православие, великие центральноазиатские мыслители и Ислам.
Значит, чтобы познать душу народа, его культуру, надо понимать и его религию, его характерные особенности и черты. Думаю, что этот тезис не вызывает ни у кого особых возражений.
Правда, лично меня все чаще стал мучить вопрос: а насколько в целом вера в Бога объединяет людей? Больше того, я готов высказать крамольную мысль о том, что именно атеизм лучше сплачивал людей самых различных рас, национальностей, конфессий, ментальностей и исторических корней, нежели служение Богу.
Понимаю, что я затрагиваю крайне щепетильную и рискованную тему такой тонкой и сложной сферы человеческого мировосприятия, какой является вера в Бога и религия как форма ее выражения. Отнюдь, я ничуть не покушаюсь на такую интимную и личную сферу человеческой сущности и самостоятельности, как устремленность к высшему Создателю, или отсутствие таковой. Но, наверное, порассуждать о месте и назначении религии в жизни общества я вправе.
Почему такая непримиримая, жесткая борьба между различными монистическими религиями? Ведь все их последователи верят в абсолютное верховенство Всевышнего! Более того, почему даже в рамках одной изначальной религии столько внутренних противоречий, столько ненависти и готовности на корню уничтожить «врага»? Я уже не говорю о походах «крестоносцев», вспомните всякие 30-летние войны и «Варфоломеевские ночи» в прошлом — они были между христианами различных богословских толкований.
А сейчас? — постоянные кровавые разборки меж хотя бы шиитами и суннитами, как-будто все они не являются приверженцами единого Аллаха и великой книги его откровений — Корана? Почему какие-то схоластические расхождения затмевают им глаза и разум, делают из единоверцев заклятых противников? Такие на сегодняшний день непреодолимые расхождения существуют и в православии — возьмите хотя бы жесткую позицию на раскол в Украинской церкви.
Так в чем же дело? В отсутствии подлинной веры в Господа Бога или в далеко не божественной ипостаси религиозных течений и их руководителей? Если взять в целом, человечество раздроблено на несколько десятков конфессий и их ответвлений. И борьба между ними не уменьшается, а только возрастает, повергая верующих в жестокую междоусобицу. Вместо того чтобы объединять людей во имя прогресса и процветания на Земле.
Именно такие лозунги были и есть у материалистов. Я помню различные съезды, конференции, форумы и собрания, на которых участников объединяли братские чувства, основанные вовсе не на религиозных убеждениях и пристрастиях. И при этом коммунисты многих восточных стран и республик в душе оставались мусульманами, тайно исполняя обязательные религиозные предписания, к примеру, обряд обрезания. Скажите, кривили душой? Не уверен в такой категоричности — просто они воспринимали веру как сугубо субъективный фактор, но не в ущерб идеологическим установкам на братство и солидарность всех трудящихся планеты. Вот такой парадокс! А религии разрывают эту связь, обрекая массы людей на непримиримый антагонизм, на чувство превосходства над инакомыслящими и инаковерующими.
Посмотрите на телевизионные новостные сводки — тысячи верующих сознательно идут на убиение себе подобных, включая детей и женщин, идут даже на суициды, лишь бы умертвить других, ни в чем не повинных и зачастую случайных. Как тут не вспомнить марксово определение: «Религия — опиум для народа», во всяком случае — для фанатичной его части. Между тем еще в XVII веке Уильям Пенн писал: «Религия — это ничто иное, как любовь к Богу и человеку». Так ему казалось, или так должно быть. Но мы видим обратное.
Чтобы у читателя не создалось впечатления, что автор намеренно склонен прибегать к западным авторитетам, позволю себе еще одну цитату, на этот раз мусульманина, великого поэта и мыслителя Муслихиддина Саади: «Люди рождаются с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». Я бы заменил обобщающее слово «отцы» на «религии», на «религиозных деятелей», так и не нашедших в себе силы и мудрость смирить непомерную гордыню и самолюбование и реально содействовать сближению людей во имя выживания на нашей по сути малюсенькой планете Земля.
Такие вот сомнения обуревают меня в настоящее время. Может, я ошибаюсь, но Разум дан человеку для того, чтобы думать, чтобы мыслить, чтобы продуктивно сомневаться.
А. ХОДЖАЕВ.