back to top
10.2 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Любимый жанр миллионов

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Любимый жанр миллионов

«Хлеба и зрелищ!» — скандировали толпы древних итальянцев, окружая всесильный Римский Сенат. Это был предельно открытый и афористичный лозунг, которым плебс выражал свою обывательское понимание философии, интересов жизни, обеспечиваемых с помощью государства.

Испокон веков на праздник собирались на больших площадях — «майданах» и наши предки, чтобы послушать выступления аскиячи и маскарабозов, пение бахши и мастеров «ката ашула», состязания поэтов — «мушоира».  Искусство всегда сопровождало жизнь человека, и эта духовная пища была для людей столь же необходима, как и элементарная еда, восстанавливающая их физические силы.  Так мудро и счастливо устроен человек, что в нём всегда подсознательно живёт неистребимая потребность в эстетическом обогащении, в эмоциональных всплесках, в художественном восприятии и познании окружающего мира, в восхищении красотой, талантом и лицедейством других.

В самую пору поговорить бы о возвышающем воздействии на человека театрального искусства — драматического, оперного и балетного, о глубоком проникновении в его сознание симфонической музыки, о благотворном узнавании мира через изобразительное искусство, о колдовской силе впечатлений от соприкосновения с большой литературой, поэзией, прежде всего, — всё это заслуживает несомненного и постоянного внимания, но сейчас хочется поговорить о самом (наряду с кино) массовом, доступном, демократическом виде и жанре искусства, каковым является эстрада.

Обобщённо, (я не имею в виду её отдельные авангардистские течения и проявления) — она «всеядна», она заражающее действует на каждого. И как бы ни был человек подвластен высоким философским размышлениям, как бы ни был он погружён в свой внутренний мир, как бы внимательно и придирчиво он ни относился к выбору формы и содержания своего досуга — если он не сноб, не лицемер, — он не может быть равнодушным к простым, лёгким, незатейливым песням и мелодиям, к периодическому успокаивающему и отвлекающему от немалых жизненных проблем времяпровождению.

Вот здесь то эстрада очень удобна своей универсальностью — она воспринимается и зрением, и слухом, и внутренней подготовленностью, и памятью, и манящим фактором собственного соучастия.

И ещё — подлинная эстрада очень интернациональна! Так же как любое истинное искусство! Чарующие  песни и мелодии, исполняемые на английском («Биттлз»), французском (Азнавур), итальянском (Челентано), испанском (Иглесиас), иранском (Гугуш), или русском (Пугачёва), не оставляют равнодушными и наших узбекских почитателей  «лёгкого» жанра, даже воспитанных на другом мелосе и певческих традициях. Также  как и наши популярные певцы и коллективы с удовольствием воспринимаются во всех зарубежных странах — я сам был свидетелем несомненного успеха, например, Юлдуз Усмановой и «Яллы» в США. Кстати, о «Ялле». Как человек, имевший непосредственное отношение к созданию этого ВИА, могу свидетельствовать, какое бурное негодование в начале 70-х проявили некоторые участники  совещания в ЦК партии,упрекая молодых энтузиастов в подражании Западу. Это — о «Ялле», насквозь пронизанной национальным мироощущением и культурой исполнительства, но выражаемыми современными музыкальными красками и языком! Примечательно, что этот же ансамбль в середине 80-х, в период расцвета так называемого «узбекского дела», был подвергнут уничижительной обструкции В.Беляева в московской газете «Советская культура» за… якобы националистически-религиозную (!?) подоплёку своего названия. Вот так смыкались позиции ретроградов обоих полюсов!  Конечно, без национального своеобразия, без национальной поэтики настоящее искусство, в том числе эстрадное,  существовать не может. Или оно будет выхолощенным и формальным. Никакие формалистические изыски не заменят «души», а она выражается через национальную, народную интонацию. Всенародная любовь подтверждает — к эстраде нельзя относиться как к второстепенному искусству.

Почему об этом стоит поговорить и основательно подумать именно сегодня? Скажем объективно — никакой другой вид или жанр искусства не получил пока в независимом Узбекистане такого бурного развития, как эстрада. Прежде всего — количественного. Хотя есть и бесспорные качественные достижения — я имею в виду, прежде всего, творчество Севары Назархан — уникальной певицы, полонившей не только отечественную, но и российскую и европейскую публику. Известно, что для подлинных московских меломанов эталоном вкуса и объективности стало отношение именно к Севаре Назархан. Не случайно, бурные дебаты о выступлениях этой одарённейшей вокалистки на некоторых телевизионных шоу не утихают до сих пор. Сейчас она находится на трёхмесячных гастролях по городам и весям достаточно искушённой Российской Федерации. Можно и должно гордиться ею! Но надо ли при этом абсолютно примиренчески и даже поощрительно относиться к сотням «ремесленников» от эстрады, зачастую, безголосых, не имеющих музыкального образования и творческого стержня, не обладающих чувством ответственности перед неподготовленными молодыми слушателями? Безвкусица и пошлость – их отличительная черта. И ещё — любой ценой заработать как можно больше банкнот зелёного цвета. На днях меня поразило известие, что один весьма популярный

«ди-джей» запросил 1000 долларов за 15-минутное участие на свадьбе и 1,5 тысячи — за получасовое пение! И сердобольные родители, дабы угодить своим любимым чадам, занимают в долг и идут на  такие расходы. Их нравственная позиция — тема отдельного разговора, но сейчас хочется вопросить — а живут ли такие ненасытные   ди-джеи на нашей грешной и далеко ещё не богатой земле? Есть ли у них хоть какое-то чувство солидарности с нуждающимся народом, есть ли вообще у них нормальные идеалы?

Высокое понимание роли и места самобытной национальной эстрады в жизни современного Узбекистана ко многому обязывает — и руководителей, и организаторов культуры, и композиторов, и поэтов, и самих артистов, профессиональных и самодеятельных. Дело  за ними!

А. Ходжаев, www.nuz.uz

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Выступление президента Узбекистана на заседании законодательной палаты Олий Мажлиса подвергли лингвистическому анализу

Выступление охватывает ключевые аспекты экономической политики, социального развития и взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. 20 ноября текущего года...

Больше похожих статей