«Хлеба и зрелищ!» — скандировали толпы древних итальянцев, окружая всесильный Римский Сенат. Это был предельно открытый и афористичный лозунг, которым плебс выражал свою обывательское понимание философии, интересов жизни, обеспечиваемых с помощью государства.
Испокон веков на праздник собирались на больших площадях — «майданах» и наши предки, чтобы послушать выступления аскиячи и маскарабозов, пение бахши и мастеров «ката ашула», состязания поэтов — «мушоира». Искусство всегда сопровождало жизнь человека, и эта духовная пища была для людей столь же необходима, как и элементарная еда, восстанавливающая их физические силы. Так мудро и счастливо устроен человек, что в нём всегда подсознательно живёт неистребимая потребность в эстетическом обогащении, в эмоциональных всплесках, в художественном восприятии и познании окружающего мира, в восхищении красотой, талантом и лицедейством других.
В самую пору поговорить бы о возвышающем воздействии на человека театрального искусства — драматического, оперного и балетного, о глубоком проникновении в его сознание симфонической музыки, о благотворном узнавании мира через изобразительное искусство, о колдовской силе впечатлений от соприкосновения с большой литературой, поэзией, прежде всего, — всё это заслуживает несомненного и постоянного внимания, но сейчас хочется поговорить о самом (наряду с кино) массовом, доступном, демократическом виде и жанре искусства, каковым является эстрада.
Обобщённо, (я не имею в виду её отдельные авангардистские течения и проявления) — она «всеядна», она заражающее действует на каждого. И как бы ни был человек подвластен высоким философским размышлениям, как бы ни был он погружён в свой внутренний мир, как бы внимательно и придирчиво он ни относился к выбору формы и содержания своего досуга — если он не сноб, не лицемер, — он не может быть равнодушным к простым, лёгким, незатейливым песням и мелодиям, к периодическому успокаивающему и отвлекающему от немалых жизненных проблем времяпровождению.
Вот здесь то эстрада очень удобна своей универсальностью — она воспринимается и зрением, и слухом, и внутренней подготовленностью, и памятью, и манящим фактором собственного соучастия.
И ещё — подлинная эстрада очень интернациональна! Так же как любое истинное искусство! Чарующие песни и мелодии, исполняемые на английском («Биттлз»), французском (Азнавур), итальянском (Челентано), испанском (Иглесиас), иранском (Гугуш), или русском (Пугачёва), не оставляют равнодушными и наших узбекских почитателей «лёгкого» жанра, даже воспитанных на другом мелосе и певческих традициях. Также как и наши популярные певцы и коллективы с удовольствием воспринимаются во всех зарубежных странах — я сам был свидетелем несомненного успеха, например, Юлдуз Усмановой и «Яллы» в США. Кстати, о «Ялле». Как человек, имевший непосредственное отношение к созданию этого ВИА, могу свидетельствовать, какое бурное негодование в начале 70-х проявили некоторые участники совещания в ЦК партии,упрекая молодых энтузиастов в подражании Западу. Это — о «Ялле», насквозь пронизанной национальным мироощущением и культурой исполнительства, но выражаемыми современными музыкальными красками и языком! Примечательно, что этот же ансамбль в середине 80-х, в период расцвета так называемого «узбекского дела», был подвергнут уничижительной обструкции В.Беляева в московской газете «Советская культура» за… якобы националистически-религиозную (!?) подоплёку своего названия. Вот так смыкались позиции ретроградов обоих полюсов! Конечно, без национального своеобразия, без национальной поэтики настоящее искусство, в том числе эстрадное, существовать не может. Или оно будет выхолощенным и формальным. Никакие формалистические изыски не заменят «души», а она выражается через национальную, народную интонацию. Всенародная любовь подтверждает — к эстраде нельзя относиться как к второстепенному искусству.
Почему об этом стоит поговорить и основательно подумать именно сегодня? Скажем объективно — никакой другой вид или жанр искусства не получил пока в независимом Узбекистане такого бурного развития, как эстрада. Прежде всего — количественного. Хотя есть и бесспорные качественные достижения — я имею в виду, прежде всего, творчество Севары Назархан — уникальной певицы, полонившей не только отечественную, но и российскую и европейскую публику. Известно, что для подлинных московских меломанов эталоном вкуса и объективности стало отношение именно к Севаре Назархан. Не случайно, бурные дебаты о выступлениях этой одарённейшей вокалистки на некоторых телевизионных шоу не утихают до сих пор. Сейчас она находится на трёхмесячных гастролях по городам и весям достаточно искушённой Российской Федерации. Можно и должно гордиться ею! Но надо ли при этом абсолютно примиренчески и даже поощрительно относиться к сотням «ремесленников» от эстрады, зачастую, безголосых, не имеющих музыкального образования и творческого стержня, не обладающих чувством ответственности перед неподготовленными молодыми слушателями? Безвкусица и пошлость – их отличительная черта. И ещё — любой ценой заработать как можно больше банкнот зелёного цвета. На днях меня поразило известие, что один весьма популярный
«ди-джей» запросил 1000 долларов за 15-минутное участие на свадьбе и 1,5 тысячи — за получасовое пение! И сердобольные родители, дабы угодить своим любимым чадам, занимают в долг и идут на такие расходы. Их нравственная позиция — тема отдельного разговора, но сейчас хочется вопросить — а живут ли такие ненасытные ди-джеи на нашей грешной и далеко ещё не богатой земле? Есть ли у них хоть какое-то чувство солидарности с нуждающимся народом, есть ли вообще у них нормальные идеалы?
Высокое понимание роли и места самобытной национальной эстрады в жизни современного Узбекистана ко многому обязывает — и руководителей, и организаторов культуры, и композиторов, и поэтов, и самих артистов, профессиональных и самодеятельных. Дело за ними!
А. Ходжаев, www.nuz.uz