back to top
17.9 C
Узбекистан
Среда, 4 сентября, 2024

Толерантность и искусство. Проблема восприятия шедевров искусства античности и эпохи возрождения верующими различных групп и религий

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,740ПодписчикиПодписаться

В последнее время острой темой для обсуждения стал случай демонстрации по национальным телеканалам нескольких шедевров мирового искусства, в частности показ мультфильма с изображением Венеры Ботичелли на детском телеканале «Аклвой». Общество разделилось в оценке подобных показов: некоторые граждане высказались против, некоторые граждане не увидели в этом ничего плохого. 

В качестве обоснования своего мнения граждане, высказывавшиеся о недопустимости показа шедевров мирового искусства, ссылались на национальные традиции, некоторые граждане ссылались в том числе и на собственные религиозные воззрения. Однако при этом нашлись и граждане, которые считают, что показ шедевров мирового искусства не несет никакого вреда. 

Для того, чтобы разобраться в этих вопросах и внести ясность, мы обратились к представителям различных религиозных организаций, чтобы они прокомментировали данный вопрос. Также мы обратились и к эксперту, и к действующему законодательству за разъяснением по поводу возникшего вопроса.

Вопрос: Каково отношение Русской православной Церкви к шедеврам мирового античного искусства и к шедеврам эпохи Возрождения?

Протоиерей Сергий Стоценко, Русская православная церковь:

Я думаю, отношение к предметам искусства у нас нейтральное и даже в некотором смысле положительное. Если во главу угла ставится культ тела, то это скорее всего мы рассматриваем как негативный факт. Есть предметы мирового искусства, от которых невозможно отказаться и воспринимать их в негативном контексте нет смысла. Мы не разделяем точку зрения о запрете шедевров мирового искусства. Бывают и случаи провокации, когда, например на какой-нибудь спектакль или фильм, который широко рекламируется и делает режиссёра статусной фигурой; такие спектакли или кинофильмы вызывают ревность у верующих. По моему мнению, подобные действия приводят лишь к популяризации подобных сомнительных проектов. Лучшая форма противостояния — это просто не обращать внимания и не поддаваться на провокации.

Вопрос: Каково отношение Буддизма к шедеврам мирового античного искусства и к шедеврам эпохи возрождения?

Александр Хегай, заместитель настоятеля Буддийского храма города Ташкента:

Буддизм является противником разврата. Однако здесь следует разделить разврат и искусство. Мы считаем, что многое зависит от трактовки шедевров мирового искусства. Мы полагаем: невежество — самое опасное зло в мире. Поэтому считаем, что требуется отделить зерна от плевел и подойти к шедеврам мирового искусства осмысленно и разумно. Однако мы выступаем против разврата и пропаганды насилия.

Вопрос: Каково отношение Католической Церкви к шедеврам мирового античного искусства и к шедеврам эпохи возрождения?

Епископ Католической церкви в Узбекистане Ежи Мацулевич:

Здесь следует подойти разумно. По учению Церкви Бог создал человека, и до грехопадения человека люди даже и не понимали чувства стыда, то есть были как малые дети. Мы разделяем искусство и рекламу похоти и вожделения. То есть здесь нужно видеть цели: с какой целью демонстрируется обнаженное тело. Если цель заработать деньги, разжечь похоть и вожделение, то наше отношение отрицательное. Все зависит от цели и конкретной ситуации.

Вопрос: Каково отношение Ислама к шедеврам мирового античного искусства и к шедеврам эпохи возрождения?


Талибов Уткур Абдусаламович, заместитель имама мечети Ходжи Ахрор Валий, расположенной на «Чорсу»:

Ислам запрещает изображения живых существ, при этом не запрещается изображение неодушевленных предметов, таких как дома, растения и т.д. Это связано с тем, что по учению Ислама лишь Аллах дает жизнь. Художник не может, образно выражаясь, вдохнуть жизнь в изображенные им живые предметы, и поэтому Ислам это не одобряет. Изображать обнаженных людей в соответствии с учением Ислама является грехом. Вместе с тем, мы не призываем никого уничтожать предметы искусства. Однако некоторые предметы искусства при этом становятся объектами поклонения; для нас это недопустимо. Мы полагаем, что к предметам искусства следует относится лишь как предметам искусства, не обожествляя их и не превознося, и без всякого поклонения. Уничтожать предметы искусства мы никого не призываем.

Мнение специалиста, Академика Академии «Турон», доктора исторических наук, Бабабекова Х.Н.

В связи с обсуждаемым вопросом, я вспоминаю слова доктора исторических наук профессора Набиева: «Даже у безразмерных чулок есть границы».
Демократия – это не вседозволенность. Следует подойти к вопросу разумно и взвешенно. У нас есть свои традиции и обычаи, и мы должны придерживаться их и это естественный процесс. В большей степени это касается запрета порнографии для несовершеннолетних. По моему мнению, разумные и обоснованные ограничения для несовершеннолетних могут иметь место.

Заключение

В официальном заявлении Министерства Юстиции РУз «Общество Узбекистана выбрало путь развития по принципу секуляризма» написано следующее: «Согласно статье 31 нашей Конституции, каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Это означает, что каждый независим в том, следовать ли своей вере или нет. Каждый человек должен признавать, что все другие имеют право на свободу совести и убеждений.

Осуществляя свои права и свободы, граждане не должны наносить ущерб законным интересам, правам и свободам других лиц, государства и общества. Наблюдения показывают, что были случаи попыток превратить моральные и религиозные взгляды в предмет правоотношений, а также выявлены случаи информационной пропаганды, которые противоречат нашим национальным ценностям, подавляют и ограничивают личные права людей. В частности, наблюдаются случаи субъективной оценки вождения автомобиля женщинами, пропаганды ограничения их прав на свободный выбор деятельности, приостановления деятельности предприятий по производству определенных видов продукции, ограничения продажи (использования) некоторых произведений искусства, являющихся мировыми шедеврами, возбуждения недоверия к другим религиозным взглядам и ненависти к лицам, не исповедующим никакую из религий, а также подвергать сомнению правила, установленные законами Узбекистана, основанными на принципе секуляризма и другие подобные случаи пропаганды со стороны некоторых лиц, выступающих на религиозные темы и осуществляющих свою деятельность в этой сфере.

Крайне недопустимо, когда определенный слой общества оценивает взгляды, действия и образ жизни других на основе только одного измерения – критериями своих собственных моральных и религиозных взглядов».
Таким образом религия, как и религиозные взгляды на шедевры мирового искусства, являются субъективными взглядами граждан или группы граждан и силы закона не имеют. Однако вопрос ставится шире: критика открытой демонстрации шедевров мирового искусства идет с позиций не только религии, но и сточки зрения национальных традиций, здесь вопрос остается открытым.

Следует отметить и то, что школьное образование в Узбекистане в соответствии с действующим Законодательством светское. Ознакомление учеников с шедеврами мирового искусства эпохи Возрождения на уроках истории в соответствии с учебными программами проходит в восьмом классе общеобразовательных школ. Однако в учебниках картинки, например статуи Давида Микеланджело даны в ограниченном виде, то есть не во весь рост. При этом и период Возрождения, и искусство античной эпохи присутствуют в учебных программах и преподаются в общеобразовательных школах.

Вопрос открытой демонстрации шедевров мирового искусства — это также вопрос мультикультурализма, то есть мирного сосуществования не только различных религий, но и различных национальных культур представителей многонационального народа Узбекистана. 

В ходе проведенных интервью с представителями различных конфессий мы выявили и еще одну общность: никто не призывал к уничтожению шедевров мирового искусства. Вопросы толерантности, мультикультурализма, мирного сотрудничества и сосуществования различных религий и национальностей, представителей различных культур являются острыми и важными. Поэтому подходить к их решению требуется с известной долей осторожности, используя научные и правовые подходы. Вопрос открытой демонстрации шедевров мирового искусства остается открытым и требует глубокого и всестороннего обсуждения специалистами, представителями гражданского общества и органами государственной власти. Все решения по данному непростому вопросу должны приниматься на основании Конституции и действующего законодательства.

Ринат САГИТОВ

Последние новости

Немного о казахстанском театре, узбекском гостеприимстве и… Пушкине

Национальный драматический театр имени Мухтара Ауэзова в 2026-м году празднует 100-летие со дня открытия занавеса. Об этом немало говорилось...

Больше похожих статей