Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Почему удар молнии не опасен для самолета, в котором вы летите

Почему удар молнии не опасен для самолета, в котором вы летите

Почему удар молнии не опасен для самолета, в котором вы летите

Сотрудник аэропорта в столице Исландии недавно сумел запечатлеть на фото драматическую картину: как большая молния попадает в пассажирский самолет. Как авиалайнерам удается уцелеть после таких ударов?

Даже находясь в офисе, Халлдор Гудмундссон почувствовал силу вспышки молнии, осветившей всё вокруг. Он подошел к окну, вынул смартфон, открыл фотоприложение и нажал на кнопку "Запись" в надежде на то, что сумеет запечатлеть еще одну молнию.

Этот момент не заставил себя ждать. Однако за секунду перед этим в видоискатель смартфона попал самолет, только что вылетевший из исландского международного аэропорта Кефлавик.

И тут же Гудмундссон стал свидетелем необычного и пугающего зрелища - в авиалайнер ударила молния!

Однако ничего страшного не произошло - самолет как ни в чем не бывало продолжил свой полет сквозь сильный дождь.

"Смотреть на это было и страшно, и здорово", - вспоминает Гудмундссон, из видеозаписи которого и получилась эта потрясающая фотография.

Почему удар молнии не опасен для самолета, в котором вы летите

Случилось это 3 октября. Рейс авиакомпании Wow Air из столицы Исландии Рейкьявика в Париж завершился вполне благополучно, и представительница компании заверила корреспондента Би-би-си, что никаких повреждений лайнер не получил.

По ее словам, нет ничего необычного в том, что в самолет попала молния. Но как авиалайнеру удается остаться целым и невредимым после такого внезапного электрошока, энергия которого исчисляется примерно в 1 млрд джоулей - эквивалент взрыва четверти тонны тротила?

Дело в том, что оболочка, предохраняющая кабину и салон пассажирского самолета, устроена так, что проводит электричество, но не пропускает разряд к экипажу, пассажирам и электронике лайнера, объясняет Крис Хаммонд, член британского профсоюза пилотов гражданской авиации (Balpa), ныне вышедший на пенсию.

"В оболочке самолета - металлическая экранирующая сетка, - рассказывает он. - Что-то вроде электропроводной марли, которой укрыт весь лайнер", рассказывает Крис Баранюк, эксперт BBC.

Все находящиеся внутри самолета летят словно в клетке Фарадея

Таким образом все находящиеся внутри самолета летят словно в так называемой клетке Фарадея, экранированной камере.

В дополнение к этому вся электроника, структурные соединения и баки с горючим имеют дополнительную, очень мощную защиту от внешних электрических разрядов.

Перед тем как авиалайнер вводится в эксплуатацию, всё это тщательнейшим образом проверяется, причем процесс проверки включает в себя симуляцию ударов молнии.

По словам Хаммонда, фотография, которую сделал Гудмундссон, - это иллюстрация того, что в самолете все работает так, как и должно работать.

Молния ударяет самолет в район носа, а затем уходит со стороны хвоста и - частично - крыла. Внутри авиалайнер полностью защищен.

Между тем, пассажиры, находящиеся на борту во время удара молнии, могут кое-что заметить. Например, те, кто летел в двух самолетах, попавших в сильную грозу в апреле над западным Лондоном, рассказывали, что слышали громкие удары, когда молния попадала в их авиалайнер.

Было время, когда пассажирские самолеты не были так хорошо изолированы от грозовых разрядов. Хэммонд вспоминает, как на подлете к аэропорту Сан-Франциско в его самолет попала молния, и "все экраны мгновенно погасли".

К счастью, в то время авиалайнеры еще оборудовались аналоговыми средствами управления. И пока компьютеры постепенно возвращались к жизни, Хэммонд сумел благополучно посадить самолет в ручном режиме.

Между тем, эксперты и специалисты продолжают обсуждать катастрофу, случившуюся с суперджетом в Шереметьево.

Два мнения приводим для читателей сайта www.nuz.uz

1.

"Самолет находился в воздухе около 20 минут, при этом начал маневр возвращения с высоты всего 2 тысячи метров. Фактически это означает, что у аэродромных спасательных служб было не менее 10-15 минут, чтобы начать реагировать, тем более, что Суперджет еще и круг делал для сброса скорости. За эти 15 минут пожарные могли бы не спеша на скорости в 60 км в час, соблюдая все знаки и светофоры, добраться до любой точки полосы. И покурить там в ожидании самолета. Но тушить самолет стали через минуту-две после того, как он остановился. В точке приземления не было ни одной машины - они подъехали потом.

Для пассажиров ситуация экстремальная, но они к ней не были готовы. Почему же к ней оказались неготовы те, для кого экстрим - это работа? Или они тоже чемоданы с полок хватали?

Летчики дали шанс всем пассажирам, сумев посадить самолет с полными баками. Стюарды спасли половину пассажиров, вытаскивая их из горящего самолета. Но вторую половину угробила организация спасения на земле, которая не спеша и вальяжно прибыла на пожар, когда спасать стало некого. И вопросы к ней, а не к чемоданам, которые хватали пассажиры.

За 41 погибшего должны ответить те, кто по долгу службы обязан был встречать горящий самолет еще в процессе движения по полосе. Но не встретил."


2

Вчера вечером следовавший из Москвы в Мурманск самолёт «Аэрофлота» Superjet-100 из-за удара молнии был вынужден вернуться в Шереметьево. Лайнер при заходе на посадку ударился шасси и носом о полосу и загорелся. В результате аварийной посадки погиб 41 человек, ещё несколько были госпитализированы с ожогами и отравлением угарным газом.

Сейчас следователи рассматривают версии причин трагедии с SSJ-100. Известно, что после удара молнии на борту отказала автоматика, но до соприкосновения со взлетным полем возгорания на борту «суперджета» не было. В связи с этим будут детально изучены действия пилотов.

У сгоревшего борта уже возникали проблемы, хотя «Аэрофлот» начал его эксплуатировать лишь в августе 2017-го. За полтора года со сгоревшим самолётом произошло уже два инцидента: первый датируется октябрём 2017-го — борт столкнулся с птицей в полёте, а в январе прошлого года тот же «Суперджет» вынужден был совершить ещё одну жёсткую посадку: во время снижения у самолёта не выпустились закрылки.

Повлияли ли эти происшествия на аварию «суперджта» и почему удар молнии привёл к сбою электроники — выяснят специалисты. Возможно, эта авария — не единичная проблема конкретного «Суперджета», а системная.

Как выяснила «База», незадолго до вчерашней трагедии специалисты «Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов» (ВИАМ) били тревогу из-за ненадёжности «суперджетов». Эксперты института провели исследования и пришли к шокирующим выводам: за последние несколько лет в деталях самолётов этого типа обнаружены коррозионные трещины из-за сплава и нарушения технологий антикоррозийной обработки лайнеров.

В марте нынешнего года руководство ВИАМа в письме (есть в распоряжении «Базы»), посвящённом надёжности самолётов семейства «Сухой Суперджет», сообщило о ситуации с коррозией деталей SSJ в правительство и заинтересованные ведомства.

Как отмечают специалисты ВИАМа, в период 2012–2016 гг. при эксплуатации «суперджетов» обнаружены трещины, образовавшиеся в результате коррозии деталей. Только в 2017 году коррозия была выявлена на 22 находящихся в эксплуатации «суперджетах». Специалисты института насчитали 62 детали, которые подвержены коррозии.

Почему удар молнии не опасен для самолета, в котором вы летите

Эксперты ВИАМа проанализировали причины коррозии и пришли к неутешительным выводам. Первое — трещины в деталях «Суперджета» образуются из-за алюминиевого сплава, использующегося при изготовлении самолёта.

«В период 2012–2016 гг. при эксплуатации самолета RRJ-95 обнаружены трещины в деталях с проушинами, изготовленных из плит толщиной 40–50 мм сплава 1163Т. ВИАМ рекомендована замена плит из сплава 1163 Т на поковки или прессованные профили из сплава 1933ТЗ», — говорится в письме.

При этом, как подчёркивают в ВИАМе, перечень материалов, применяемых в качестве заготовок для деталей основных силовых элементов «Суперджета», утверждался без участия экспертов института.

Ещё одна причина образования трещин в деталях «Суперджета» — технологические нарушения при антикоррозийной обработке лайнера.

«Мероприятия по коррозионной защите „Суперджета“ осуществлялись ГСС на основании инструкции „Процессы жизненного цикла продукта. Антикоррозионная защита воздушного судна. Способы защиты деталей“ (далее — инструкция), которая также не была согласована с ВИАМ», — отмечается в письме в правительство.

Эксперты отмечают, что более 30 позиций инструкции по антикоррозийной обработке «Суперджета» не соответствуют нормативной документации.

В конце письма ВИАМ просит выделить до 2021 года 1,4 млрд рублей на доработку инструкции по антикоррозионной защите «суперджетов» и проведение нескольких исследований для повышения ресурса и коррозионной стойкости «суперджетов» и снижения массы самолетов этого семейства.
Комментарии
Сергей
Светлая память погибшим в авиакатастрофе!
Летел когда то ташкент-абакан, летели через грозу и молнии, было очень красиво видеть себя внутри молний, это была фантастика "наощупь". Видимо повезло нам тогда.
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Открытое письмо хокиму Ташкента Джахонгиру Артыкходжаеву или почему иностранные инвесторы пока думу думают…

Температурные рекорды: июль 2019 года может стать самым жарким за всю историю

Дело предпринимателя Умара Раджабова: владельцы квартир заявили, что они не являются пострадавшими

Археологи Узбекистана обнаружили легендарную Александрию Оксианскую

expo
Похожие статьи