38.1 C
Узбекистан
Среда, 15 июля, 2020

Почему удар молнии не опасен для самолета, в котором вы летите

Топ статей за 7 дней

С 10 июля личным транспортом будет разрешено пользоваться в определенные часы

Согласно решению Специальной Республиканской комиссии, начиная с 10 июля текущего года гражданам разрешается пользоваться личным транспортом с...

Населению Узбекистана будет предложен джизакский «Фольксваген»

По сообщению информационной службы АО «Узавтосаноат», постановлением Президента Узбекистана  от  25 июня 2020 года «О мерах по...

Рассрочка от Uzauto Motors: автомобили доставят на дом

Акция с приобретением автомобиля в рассрочку продолжается. До 15 июля автомобили UzAuto Motors можно приобрести, оплатив первоначальный...

Подпишитесь на нас

51,403участниковМне нравится
21,058участниковЧитать
2,100участниковПодписаться
Почему удар молнии не опасен для самолета, в котором вы летите

Сотрудник аэропорта в столице Исландии недавно сумел запечатлеть на фото драматическую картину: как большая молния попадает в пассажирский самолет. Как авиалайнерам удается уцелеть после таких ударов?

Даже находясь в офисе, Халлдор Гудмундссон почувствовал силу вспышки молнии, осветившей всё вокруг. Он подошел к окну, вынул смартфон, открыл фотоприложение и нажал на кнопку «Запись» в надежде на то, что сумеет запечатлеть еще одну молнию.

Этот момент не заставил себя ждать. Однако за секунду перед этим в видоискатель смартфона попал самолет, только что вылетевший из исландского международного аэропорта Кефлавик.

И тут же Гудмундссон стал свидетелем необычного и пугающего зрелища — в авиалайнер ударила молния!

Однако ничего страшного не произошло — самолет как ни в чем не бывало продолжил свой полет сквозь сильный дождь.

«Смотреть на это было и страшно, и здорово», — вспоминает Гудмундссон, из видеозаписи которого и получилась эта потрясающая фотография.

Почему удар молнии не опасен для самолета, в котором вы летите

Случилось это 3 октября. Рейс авиакомпании Wow Air из столицы Исландии Рейкьявика в Париж завершился вполне благополучно, и представительница компании заверила корреспондента Би-би-си, что никаких повреждений лайнер не получил.

По ее словам, нет ничего необычного в том, что в самолет попала молния. Но как авиалайнеру удается остаться целым и невредимым после такого внезапного электрошока, энергия которого исчисляется примерно в 1 млрд джоулей — эквивалент взрыва четверти тонны тротила?

Дело в том, что оболочка, предохраняющая кабину и салон пассажирского самолета, устроена так, что проводит электричество, но не пропускает разряд к экипажу, пассажирам и электронике лайнера, объясняет Крис Хаммонд, член британского профсоюза пилотов гражданской авиации (Balpa), ныне вышедший на пенсию.

«В оболочке самолета — металлическая экранирующая сетка, — рассказывает он. — Что-то вроде электропроводной марли, которой укрыт весь лайнер», рассказывает Крис Баранюк, эксперт BBC.

Все находящиеся внутри самолета летят словно в клетке Фарадея

Таким образом все находящиеся внутри самолета летят словно в так называемой клетке Фарадея, экранированной камере.

В дополнение к этому вся электроника, структурные соединения и баки с горючим имеют дополнительную, очень мощную защиту от внешних электрических разрядов.

Перед тем как авиалайнер вводится в эксплуатацию, всё это тщательнейшим образом проверяется, причем процесс проверки включает в себя симуляцию ударов молнии.

По словам Хаммонда, фотография, которую сделал Гудмундссон, — это иллюстрация того, что в самолете все работает так, как и должно работать.

Молния ударяет самолет в район носа, а затем уходит со стороны хвоста и — частично — крыла. Внутри авиалайнер полностью защищен.

Между тем, пассажиры, находящиеся на борту во время удара молнии, могут кое-что заметить. Например, те, кто летел в двух самолетах, попавших в сильную грозу в апреле над западным Лондоном, рассказывали, что слышали громкие удары, когда молния попадала в их авиалайнер.

Было время, когда пассажирские самолеты не были так хорошо изолированы от грозовых разрядов. Хэммонд вспоминает, как на подлете к аэропорту Сан-Франциско в его самолет попала молния, и «все экраны мгновенно погасли».

К счастью, в то время авиалайнеры еще оборудовались аналоговыми средствами управления. И пока компьютеры постепенно возвращались к жизни, Хэммонд сумел благополучно посадить самолет в ручном режиме.

Между тем, эксперты и специалисты продолжают обсуждать катастрофу, случившуюся с суперджетом в Шереметьево.

Два мнения приводим для читателей сайта www.nuz.uz

1.

«Самолет находился в воздухе около 20 минут, при этом начал маневр возвращения с высоты всего 2 тысячи метров. Фактически это означает, что у аэродромных спасательных служб было не менее 10-15 минут, чтобы начать реагировать, тем более, что Суперджет еще и круг делал для сброса скорости. За эти 15 минут пожарные могли бы не спеша на скорости в 60 км в час, соблюдая все знаки и светофоры, добраться до любой точки полосы. И покурить там в ожидании самолета. Но тушить самолет стали через минуту-две после того, как он остановился. В точке приземления не было ни одной машины — они подъехали потом.

Для пассажиров ситуация экстремальная, но они к ней не были готовы. Почему же к ней оказались неготовы те, для кого экстрим — это работа? Или они тоже чемоданы с полок хватали?

Летчики дали шанс всем пассажирам, сумев посадить самолет с полными баками. Стюарды спасли половину пассажиров, вытаскивая их из горящего самолета. Но вторую половину угробила организация спасения на земле, которая не спеша и вальяжно прибыла на пожар, когда спасать стало некого. И вопросы к ней, а не к чемоданам, которые хватали пассажиры.

За 41 погибшего должны ответить те, кто по долгу службы обязан был встречать горящий самолет еще в процессе движения по полосе. Но не встретил.»

2

Вчера вечером следовавший из Москвы в Мурманск самолёт «Аэрофлота» Superjet-100 из-за удара молнии был вынужден вернуться в Шереметьево. Лайнер при заходе на посадку ударился шасси и носом о полосу и загорелся. В результате аварийной посадки погиб 41 человек, ещё несколько были госпитализированы с ожогами и отравлением угарным газом.

Сейчас следователи рассматривают версии причин трагедии с SSJ-100. Известно, что после удара молнии на борту отказала автоматика, но до соприкосновения со взлетным полем возгорания на борту «суперджета» не было. В связи с этим будут детально изучены действия пилотов.

У сгоревшего борта уже возникали проблемы, хотя «Аэрофлот» начал его эксплуатировать лишь в августе 2017-го. За полтора года со сгоревшим самолётом произошло уже два инцидента: первый датируется октябрём 2017-го — борт столкнулся с птицей в полёте, а в январе прошлого года тот же «Суперджет» вынужден был совершить ещё одну жёсткую посадку: во время снижения у самолёта не выпустились закрылки.

Повлияли ли эти происшествия на аварию «суперджта» и почему удар молнии привёл к сбою электроники — выяснят специалисты. Возможно, эта авария — не единичная проблема конкретного «Суперджета», а системная.

Как выяснила «База», незадолго до вчерашней трагедии специалисты «Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов» (ВИАМ) били тревогу из-за ненадёжности «суперджетов». Эксперты института провели исследования и пришли к шокирующим выводам: за последние несколько лет в деталях самолётов этого типа обнаружены коррозионные трещины из-за сплава и нарушения технологий антикоррозийной обработки лайнеров.

В марте нынешнего года руководство ВИАМа в письме (есть в распоряжении «Базы»), посвящённом надёжности самолётов семейства «Сухой Суперджет», сообщило о ситуации с коррозией деталей SSJ в правительство и заинтересованные ведомства.

Как отмечают специалисты ВИАМа, в период 2012–2016 гг. при эксплуатации «суперджетов» обнаружены трещины, образовавшиеся в результате коррозии деталей. Только в 2017 году коррозия была выявлена на 22 находящихся в эксплуатации «суперджетах». Специалисты института насчитали 62 детали, которые подвержены коррозии.

Почему удар молнии не опасен для самолета, в котором вы летите

Эксперты ВИАМа проанализировали причины коррозии и пришли к неутешительным выводам. Первое — трещины в деталях «Суперджета» образуются из-за алюминиевого сплава, использующегося при изготовлении самолёта.

«В период 2012–2016 гг. при эксплуатации самолета RRJ-95 обнаружены трещины в деталях с проушинами, изготовленных из плит толщиной 40–50 мм сплава 1163Т. ВИАМ рекомендована замена плит из сплава 1163 Т на поковки или прессованные профили из сплава 1933ТЗ», — говорится в письме.

При этом, как подчёркивают в ВИАМе, перечень материалов, применяемых в качестве заготовок для деталей основных силовых элементов «Суперджета», утверждался без участия экспертов института.

Ещё одна причина образования трещин в деталях «Суперджета» — технологические нарушения при антикоррозийной обработке лайнера.

«Мероприятия по коррозионной защите „Суперджета“ осуществлялись ГСС на основании инструкции „Процессы жизненного цикла продукта. Антикоррозионная защита воздушного судна. Способы защиты деталей“ (далее — инструкция), которая также не была согласована с ВИАМ», — отмечается в письме в правительство.

Эксперты отмечают, что более 30 позиций инструкции по антикоррозийной обработке «Суперджета» не соответствуют нормативной документации.

В конце письма ВИАМ просит выделить до 2021 года 1,4 млрд рублей на доработку инструкции по антикоррозионной защите «суперджетов» и проведение нескольких исследований для повышения ресурса и коррозионной стойкости «суперджетов» и снижения массы самолетов этого семейства.

  1. Летел когда то ташкент-абакан, летели через грозу и молнии, было очень красиво видеть себя внутри молний, это была фантастика "наощупь". Видимо повезло нам тогда.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

МВД Узбекистана сообщило о смерти двух высокопоставленных сотрудников от COVID-19

Два высокопоставленных сотрудников системы министерства внутренних дел Узбекистана скончались за последние два дня (13 и 14 июля)...

FAO пересмотрела количество недоедающих граждан в Узбекистане

Продовольственная и сельскохозяйственная организхация ООН (FAO) на основе рекомендаций экспертов Госкомстата Узбекистана пересмотрела показатель числа и доли недоедающих граждан республики, сообщили NUZ.Uz...

В Самарканде 72-летний отец убил собственного сына

За убийство родного сына Самаркандский областной суд по уголовным делам приговорил виновника к шести годам лишения свободы. По версии...

Акмал Бурханов назначен директором Агентства по противодействию коррупции

14 июля текущего года Шавкат Мирзиёев подписал указ о назначении Акмала Бурханова на должность директора Агентства по противодействию коррупции.

Стало известно, сколько граждане купили и продали иностранной валюты

В Узбекистане в январе-июне 2020 года физические лица увеличили объем продажи иностранной валюты по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 57...

Больше похожих статей